«ТУҒАН ЖЕР»: КАК ХОЧЕТСЯ БЫТЬ СО ВРЕМЕНЕМ НА «ТЫ»

Первое знакомство с героем публикации для меня было довольно коротким: мы перекинулись парой фраз, и Александр Юрьевич вручил мне двухтомник своих стихотворений «Свидание с эпохой», увидевший свет в 2017 году. Эти стихи в прямом смысле захватили меня и затронули сердце. Такова и была задумка поэта - над стихотворениями Александра КУРЛЕНИ нужно задуматься, увидеть в них многое от автора и немного - от себя. Такие стихи хочется читать в одиночестве, держа в руках карандаш и помечая понравившиеся цитаты. Это не та шелуха из Интернета, которая ежедневно попадается под руку: стишки, что читаются для расслабления и тут же выветриваются из головы, а настоящая интеллектуальная поэзия, по которой так истосковалась душа. В своих стихотворениях и последующем их совместном обсуждении Александр Юрьевич раскрывается как истинный патриот, профессионал сферы образования, активный общественный деятель, любящий муж и безмерно талантливый  поэт…

И вот в моих руках сборник сочинений Александра Юрьевича «Свидание с эпохой», открывающий тайны души талантливого поэта нашего времени. «С чем же связано название книги?» - пожалуй, таким вопросом задается каждый читатель, решившийся окунуться в глубину философской мысли автора. Соглашусь с доктором педагогических наук Алмой Мурзалиновой, посвятившей творчеству А. Курлени большую исследовательскую работу «Когда строка рождает чувство»:

«Не нужно быть литературным критиком, чтобы увидеть: время - образ многих поэтических произведений Александра Юрьевича, оно пульсирует рядом с лирическим героем всегда как знак неутомимого движения мысли и души, свидетель всех внутренних преобразований, пульс жизни».

Так или иначе, все произведения поэта заставляют задуматься о прошлом, будь то стихотворения, венки сонетов или поэмы. К слову, первая из них относится к ХIV веку российской истории, вторая - к эпохе Отечественной войны 1812 года, а третья - это осмысление рокового XX века, случившегося в общей истории всех народов, которые когда-то входили в одну большую дружную семью под названием Советский Союз.

«Эпоха, которую поняли плохо»

Ощущать себя человеком своего времени - традиция русской литературы, которой придерживается и Александр Курленя. Само название «Свидание с эпохой» взято из первой строчки стихотворения «Заснул на ходу, опоздал на свиданье с эпохой»:

«Каким оно будет, свидание

                              с новой эпохой,

Когда в полусонных глазах

               пробужденья дурман?...

И нам помолиться б

  пред светлой, манящей дорогой,

Других не судить,

            но бегущее время не ждет.

И пусть в пробужденье нам

         совесть пребудет подмогой,

Идущим под знаменем правды

                            и чести вперед».

Александр Юрьевич справедливо замечает, что многие люди старшего поколения чувствуют себя неуютно в новом времени, потому что жили они совсем при других ценностях, иными надеждами и идеалами, нежели нынешнее поколение, которое чем-то гораздо счастливее  предыдущего.  И Александр Курленя, будучи современным поэтом, живет на стыке двух столетий - «эпохи, которую поняли плохо» и «времени свобод и контрастов», именно  так  он  определяет их в своей поэме «Московское время». Впрочем, это противоречие отражено и во многих других произведениях сборника на тему отцов и детей.

«Соответствовать времени - это значит понимать его и быть сопричастным к становлению той жизни, которую мы хотим видеть, - считает Александр Юрьевич. - А мы хотим, чтобы она была счастливой не только для нас, но и для наших детей. К сожалению, я видел собственными глазами, как бездумно крушились идеалы великой, уважаемой в мире страны. Когда происходит революция, это всегда трагедия и, в первую очередь, для простого человека. Поэтому многие сегодня живут ностальгией: все семьи когда-то прошли через Великую Отечественную войну, поднятие целины, первый полет в космос… Но мы не стараемся внушить детям тоску по прошлому, а хотим выбрать из него самое лучшее и передать из поколения в поколение генетический фонд хорошей памяти».

«Время таких контрастов, время таких свобод»

Но о каких же контрастах нового времени говорит в своей поэме Александр Юрьевич? Он вместе с экономистами, политологами и социологами считает неприемлемым расслоение на так называемых олигархов и простой народ. И эта проблема касается не только нашей страны - по таким законам сегодня живет подавляющее большинство человечества. Но, несмотря на множество контрастов и противоречий, есть в новом столетии и свои достижения. Жизнь не стоит на месте, она движется вперед, преобразуясь каждый день: хорошее укореняется, а  плохое уходит в небытие. Будучи членом делегации Северо-Казахстанской области, Александр Юрьевич был свидетелем инаугурации Президента Казахстана в 1999 году и слышал слова из знаменитой программы Нурсултана Абишевича: «Казахстан, только вперед - иначе погибнем!».

«Я проникся этими словами всей душой, как и все мы тогда. Потому что в то тяжелое время нужно было быть очень смелым человеком, чтобы с такой уверенностью говорить, что мы прорвемся из случившегося коллапса, - замечает Александр Юрьевич. - Все мы благодарны Нурсултану Назарбаеву за его веру, большинство казахстанцев являются сподвижниками и соратниками Лидера нации. Мы делаем большое дело, стремимся выглядеть достойно в мировом сообществе, и у нашего государства это, несомненно, получается. Казахстан - это уникальная страна, в которой проживает более 100 этносов, у нас есть особенный инструмент - Ассамблея народа Казахстана, значение и роль которой признаны во всем мире. Люди разных этносов чувствуют себя на этой земле свободно и равноправно».

К слову, Александр Курленя является руководителем Северо-Казахстанского областного общества славянской культуры «Лад». Неслучайно большое количество стихотворений Александра Юрьевича посвящено России, которую он бережно называет матерью, в то время как Казахстан - это отец, и, хоть и идут часы поэта по московскому времени, его Родиной является наша страна. Об этом красноречиво свидетельствуют строки: «Я - сын народа Казахстана, я плоть его, и кровь, и соль».

«В 1991 году у людей был выбор - уезжать в Россию или оставаться здесь, на своей Родине. А куда уезжать, если ты здесь живешь, если здесь живут твои дети, твои друзья, если здесь могилы предков? - задается вопросом Александр Юрьевич. - Очень многие уехали. У каждого свой выбор, я никого не осуждаю. Но те, кто остался абсолютно сознательно, душой и сердцем приняли новую старую Родину. Казахстан приобрел статус свободной страны. Каждый должен был на своем месте помочь своей стране в трудное время становления. Я сопричастен ее рождению, становлению и мужанию на своем конкретном месте и честно выполнял свой долг».

«Да, я - учитель, а не Бог»

В качестве своего долга на многие годы Александр Юрьевич раз и навсегда избрал учительство. Тридцать шесть лет работы А. Курлени в системе образования позволяют быть убежденным: абсолютной ценностью воспитания является человек как «мера всех вещей». Стоит добавить, что четверть века из своего солидного педагогического стажа Александр Юрьевич занимает важную и ответственную должность директора средней общеобразовательной инновационной школы № 1 им. М. Айтхожина, неся на себе не-легкий груз весьма прозаичных за-бот.

«Я ни на минуту не пожалел, что выбрал не самый легкий хлеб, как и все мои дорогие коллеги, с которыми мы передаем наш генетический багаж памяти и любви следующему поколению, стараемся бережно сохранить все самые важные нравственные ценности, по которым нужно жить и работать, - уверен А. Курленя. - Школа - это святое, я помню своих учителей, которые научили меня всему, и я стремлюсь передать своим ученикам то же самое. Любовь, дружба, преданность, патриотизм, честь, совесть были и остаются самыми главными неизменными ценностями в жизни. Только теперь мы также учим детей быть конкурентоспособными, а это тоже уровень культуры, знаний, компетенции и профессионализма. Всё это было и раньше, только называлось по-другому».

Главное у Александра Юрьевича - работа, непосредственно связанная со школой. Помимо множества организационных моментов, он лично пишет сценарии для детских праздников в стихотворной форме. Дети с удовольствием и интересом декламируют эти стихи на линейках, по-священных последнему звонку, и такие праздники, подготовленные с душой, надолго остаются в их памяти. Написать сценарий, состоящий из 52-х страниц стихотворного текста, подобрать подходящие строки для каждого ребенка - не шутка, а большой труд, но что не сделаешь ради своих учеников! 

«Детьми нужно заниматься: если всё пустить на самотек, то будет и подворотня, и пагубно влияющая компания. С детьми нужно работать и жить для них, тогда это будет на-стоящее учение и воспитание, - уверен директор школы. - В нашем учебном заведении эти два критерия находятся на высоком месте - школа востребована, люди обращаются к нам со всех концов города. Зная высочайший профессионализм и ответственность педагогического коллектива, многие хотят доверить нам своих детей, и мы еще никогда не обманывали надежд родителей и никого не подводили. Дети с удовольствием откликаются на учительский зов: участвуют в концертах, кружках, секциях, очень любят свою школу и хотят сюда приходить снова и снова, а это самое главное».

Действительно, несложно было заметить, что за долгое время на-шей плодотворной беседы возле кабинета директора школы скопилась большая очередь желающих подать документы для поступления в первый класс. Кроме того, на протяжении 12 лет герой нашей публикации был депутатом городского и областного маслихатов трех созывов. И на всей деятельности Александра Юрьевича, будь то руководство школой, обществом славянской культуры, депутатство или на-писание стихов, незримо поставлен знак качества. Такие достижения не могли остаться незамеченными: за многолетний безупречный труд и активную общественную деятельность А. Курленя был награжден государственными наградами, а так-же нагрудными знаками Министерства образования и науки РК «Почетный работник образования РК»  и «Ы. Алтынсарин», медалями к 20-летию Ассамблеи народа Казахстана, 20-летию маслихатам РК,  25-летию Независимости РК и казачьей медалью Русской общины.

«Поэты не рождаются случайно»

Как же удается совмещать этой многогранной сильной личности столько разных руководящих должностей, да еще и писать стихи? И как на это всё находятся время и силы? Вопросы остаются риторическими… Хотя внимательный читатель может найти ответы для себя между строк: «День - товарищ слепоты, ночь - приятельница зренья»…

«В юности, когда было много сил, в основном писал стихи по ночам, дальше стал заниматься этим в отпуске. Сейчас ночных стихов точно нет», - с улыбкой признается автор.

Несложно догадаться, что такая активность иногда сопряжена с ущербом собственному здоровью, сну и личному времени, тем не менее, она никак не отражается на профессиональной деятельности и семейных отношениях. И стихи пишутся так же добросовестно и профессионально, как совершаются все остальные дела.

К слову, одно из стихотворений начинается со строк «Поэты не рождаются случайно». Но все же, достаточно ли иметь врожденный талант и Божий дар слагать стихи или нужно прилагать для этого усилия? Безусловно, нужен колоссальный, кропотливый труд, - отвечает Александр Юрьевич. Поэт он не очень доверяет формуле Андрея Вознесенского: «Стихи не пишутся, случаются». Да и многочисленные исписанные черновики самого Андрея Андреевича говорят об обратном.

«Красивая метафора иногда может ввести в заблуждение читателей. Графоманы тоже чувствуют себя одаренными, по этой причине ежегодно издается огромное количество макулатуры. Люди бьют себя в грудь и называют поэтами, ничего общего с этим не имея. Но чтобы начать творить самому, нужно прекрасно знать истоки русской и мировой культуры и литературы», - говорит Александр Юрьевич.

Как и многие сверстники, А. Курленя начал свой поэтический путь еще в школьные годы, но сам он характеризует свои первые творения как поверхностные и неубедительные. После окончания школы мой собеседник поступил на филологический факультет пединститута, где ему посчастливилось учиться у прекрасных преподавателей, которые и внушили любовь к русскому языку и литературе. В то время и зародился живой интерес к поэзии, а в стихах стала появляться определенная глубина. Александр Юрьевич признает, что ему потребовались годы, чтобы выйти на солидный уровень. В 1996 году он стал дипломантом республиканского конкурса начинающих литераторов «Сорос-Казахстан-Дебют» и вошел в антологию молодых поэтов Казахстана. Зрелые стихи получили высокую оценку профессионалов:

«В его технологии творчества   легкий стиль, безупречная рифма, гармонизирующий с содержанием ритм. Философские образы воплощаются в художественную форму, включающую все языковые средства образности: богатейший лексический запас, точные эпитеты, ясные и неожиданные сравнения, удивительные метафоры как симфонии стиха. И за всем этим - мятущаяся душа поэта. Произведения Александра Курлени узнаваемы по тематике и манере письма, глубокой философичности и обращенности к божественной силе творца», - пишет профессор, доктор филологических наук Зинаида Табакова.

«В ответе мы за брошенное слово»

Действительно, помимо знаний основ стихосложения и истории, у поэта должно быть пылкое сердце, душа и ум, которые позволят воплотить в жизнь задумки автора. Еще одна черта любого поэта - способность примечать необычное в ежедневном и приевшемся, впитывать в себя все краски жизни и постоянно искать красоту: «Увидеть можем мы и в комьях грязи природы мимолетный силуэт».

Вспоминается Александру Юрьевичу и его наставник Владимир Георгиевич Шестериков, который очень скрупулезно относился к себе, другим поэтам и поэзии в целом, не допуская небрежности, халатности, поверхностности, заставляя каждый раз работать над собой, каждым словом и каждым произведением. Недаром строки одного из стихотворений Александра Юрьевича гласят: «В ответе мы за брошенное слово, оно творит и зло, и чудеса».

«Поэзия - это огромная ответственность за слово, которая и отделяет     графоманов от истинных поэтов. Ты оставляешь после себя не только свои мысли, но и печатное слово. Можно красиво прочитать со сцены бездарные стихи под музыку на эстраде, но вдумчивый человек всегда возьмет книгу и начнет читать. И он сразу заметит, если это подделка. Нельзя быть фальшивым и легкомысленным, нужно быть ответственным за то, что ты пишешь, тогда это будет и высокая, настоящая поэзия», - объясняет Александр Юрьевич.

К слову, поэзия тоже претерпела свои изменения, отойдя на второй план вместе с ушедшей эпохой. И если в 60-е годы прошлого века она была востребована для большинства читателей, сейчас настали совсем другие времена. В ту эпоху поэты могли издавать свои книги за государственный счет огромными тиражами. Кстати, очень много стихотворений Александра Курлени затрагивают судьбы известных классиков: Булата Окуджавы, Александра Блока, Бориса Пастернака, Сергея Есенина, Владимира Маяковского и, конечно же, светила русской поэзии Александра Пушкина.

«Более великого человека трудно представить себе в русской литературе, это основа основ, учитель учеников и учителей, недостижимая величина и неисчерпаемый кладезь для творчества и анализа!» - отзывается о своем знаменитом тезке Александр Юрьевич.

Кроме того, мой собеседник с глубочайшим уважением относится к творчеству казахстанских гениальных поэтов нашего времени Владимира Шестерикова и Владимира Гундарева. Но все же он считает себя приверженцем советской классики, хотя продолжает постоянно читать и отслеживать новые веяния в поэзии, являясь членом редколлегии журналов «Нива» и «Провинция». К сожалению, произведения большинства современных поэтов не находят отклика в душе Александра Юрьевича.

«Это красивое стихосложение, словесная эквилибристика, но не более того. Оно больше связано с созерцанием того, что происходит снаружи, и хоть и построено на необычных об-разах, но душу это абсолютно не трогает», - сетует А. Курленя.

Да и пишут сейчас больше на страницах социальных сетей и в блогах, потому что  печататься и быть поэтом сегодня можно только за собственный счет, оттого и тиражи стали существенно ниже: 100-200 экземпляров - до широкого читателя творчество автора не дойдет. Своими основными читателями Александр Юрьевич называет представителей интеллигенции, которые хорошо разбираются в истории, литературоведении и искусстве.

«Я люблю философскую лирику, поэзию интеллектуального уровня, я думаю сам и хочу, чтобы мои читатели тоже думали. Если взять молодого Александра Курленю, то он был откровенным романтиком, а теперь это уже более зрелый, взрослеющий, философски понимающий многие аспекты жизни поэт», - говорит о себе автор сборника.

В своих произведениях Александр Юрьевич часто обращается к самому себе, кидая взгляд «из зазеркалья», оглядываясь и сравнивая себя нынешнего и только начинающего писать стихи.

«Этот мальчик совсем на меня

                                             не похож,

Я - его двойниковая ложь», - пишет поэт.

«Слава Богу, что во мне живы любовь, добро и совесть. Самое главное, чтобы человек смог сохранить от начала и до конца своего пути именно эти постулаты, которым он верит и служит на протяжении всей жизни», - говорит Александр Юрьевич.

«Все о большом да о великом, а я о малом - о тебе»

О чем же еще стихи нашего современника? Конечно же, о самом главном чувстве на нашей планете - о любви! Но насколько она может быть многоликой: поэт воспевает романтичную любовь к женщине, отеческую любовь к детям, патриотическую любовь к родным березам за окном и городу, в котором вырос и принес пользу обществу: «Петропавловск - моя колыбель со счастливой судьбой». И, как у любого поэта, у Александра Юрьевича есть своя муза, только это не какая-то мифическая милая гостья с дудочкой в руке, как у Анны Ахматовой, а вполне конкретная дама сердца и верная спутница жизни. К слову, если бы ни старания любимой супруги Елены Руслановны, возможно, не увидели бы свет ни первая книга «И верю я голосу свыше» (2010 г.), ни настоящий двухтомник. Большая доля технического труда принадлежит именно ей, музе, которая, как никто другой, достойна высших слов любви и уважения. В венке сонетов, посвященном жене, поэт приносит извинения за те пышные букеты цветов, что он не дарил, и то время, которого не хватило на нежность… Но сколько пламенных признаний сложено в стихах, а сколько сказано наедине? Ни лезвие житейского ножа, ни плен работы и борьбы - ничто не помешало сохранить те теплые чувства, что теперь зовутся не пожаром, а «вечным называются огнем». И как, должно быть, счастлива муза поэта, которой посвящены такие искренние строки:

«Мне повезло на свете больше всех:

Ты - моя слава, гордость и успех,

И в жизни путеводное светило.

Я говорю об этом без прикрас.

И оба, испытав свой звездный час,

Храним в душе мы всё,

                           что сердцу мило…»

«У кого-то жемчуг мелок»

Стихи Александра Курлени словно всеобъемлющий  океан  мыслей  и чувств, и каждый найдет в них что-то свое, близкое и созвучное. Мое внимание привлекли стихотворения-раз-мышления, о которых и захотелось по-говорить с автором. К слову, его любимым временем года является осень, которая и подарила нам когда-то поэта, родившегося в конце ноября 1958 года.

«Зима, образно говоря, это уже смерть, а осень - время сбора урожая, как говорится, «что посеешь, то и пожнешь». Это то время, когда природа замирает, и можно философски оценить прожитые весну и лето, подумать о том, что мы на этой Земле не вечны, что рано или поздно мы все уйдем. Что мы оставим за собой? - спрашивает Александр Юрьевич. - Знаменитая библейская фраза «Время собирать камни» как раз об этой поре»:

«Осень - души отдушина,

Осень - пора прощания

И, несомненно, прощения…»

Помимо любви, поэт рассуждает о людской зависти, которая, так или иначе, присуща каждому из нас. И все мы имеем разные меры достатка и счастья, по-своему устремляясь к идеалу и гармонии. Многие мечтают о равноправии, и вправду, разве плохо было бы, если бы все были счастливы и довольны?

«Существуют общие мерила ценностей, но, увы, в нашем несовершенном мире они не будут выполняться равным образом для всех. Все равно кто-то будет богатым, а кто-то бедным, кто-то будет поэтом, а кто-то пахарем», - говорит Александр Юрьевич, и ему вторят следующие строчки:

«Где же взять нам общих мерок,

Развалив духовный склеп,

Чтобы не был жемчуг мелок

И насущный горек хлеб?»

Задавая вопрос в одном стихотворении, поэт сам дает ответ в другом, не менее философском, под названием «Сад камней»:

«Не мни себя ни мудрым,

                                         ни глупцом,

Признай в ином другую точку зренья,

И ты достигнешь чуда озаренья…»

Кстати, именно эта цитата является основным кредо нашего героя, которому он следует на своем жизненном пути. А родилось это интересное стихотворение от чтения одноименной книги о Японии, стране очень любопытной с точки зрения культуры, технологий и обычаев. В японском городе Киото есть сад Рёандзи, состоящий из пятнадцати черных необработанных и разных по величине камней, разбросанных на белом песке. Такое количество указано в путеводителе, но с какой бы точки ни рассматривал посетитель сада эту композицию, пятнадцатый камень всегда оказывается вне поля его зрения, загороженный другими камнями. Так что же это за камень, который никто не может найти?

«Мы ищем что-то недостижимое, к чему постоянно стремимся. Но в конечном итоге нужно жить в гармонии с собой и уважать мнение окружающих тебя людей и  их культуру. Почему мы   и говорим о полиэтничности и толерантности в религии. Нужно уважать чужую точку зрения, даже если она кажется тебе неправильной», - разъясняет Александр Курленя.

Мирская чаша - соединение двух культур

Нельзя не заметить, что целый цикл стихотворений поэта посвящен мыслям о Боге, и даже сами стихи автор называет «божественными пришельцами». Образы Христа, милосердия и любви также дороги поэту, как и любовь к земной женщине, детям и Родине. По его мнению, в человеке обязательно должен присутствовать Бог, это некий стержень и, в то же время, тормоз, не позволяющий сделать что-то недостойное. Многое предписано нам по Божьему веленью, но есть у русского народа и другая мудрость: «На Бога надейся, а сам не плошай», поэтому, какие бы ни были обстоятельства, человек должен стремиться изменить свою судьбу к лучшему. Об этом еще одно произведение поэта «Мирская чаша», которое можно с уверенностью назвать шедевром.

«Нужно окунуться в размышления   о сущности и смысле жизни, понять, зачем  мы  здесь. Для  меня  священны понятия «русский мир», «русский язык», «русское слово». Да, я - казахстанец, но вторая моя половина - русская, - признает Александр Юрьевич. - Я разговариваю, думаю и пишу на этом языке. И моя мирская чаша - продолжать соединять две культуры, поддерживать  традиции  русской  культуры и поэзии, насколько позволяет мне талант».

А талант поэта не вызывает и тени сомнения и позволяет не только писать на своем родном русском языке, но и составлять вольные переводы с казахского. Кстати, по общему мнению литературных критиков, переводы произведений Муталапа Кангожина, представленные во втором томе сборника, являются наилучшими из всех когда-либо написанных. По их мнению, Александр Юрьевич старается не только обратить построчный перевод текстов в стихотворную форму, но и сохранить неповторимую лексику и стиль авторов. И это еще один показатель вклада в соединение культур двух дружественных на-родов. А прямым подтверждением признания авторского таланта является неподдельный интерес студентов, которые пишут дипломные работы по лирике Александра Курлени. Поистине, поэт творит не в обыденном времени, а в исторической эре, оставляя портрет эпохи в вечном слове, и думается, что темы, затронутые глубоко чувствующим автором, останутся актуальными и в будущих столетиях.

Татьяна ДЕЛЛЬ

FacebookFeedMail1

 

Наша газета

Курс валют

Партнеры

RSS-лента новостей

Главная

  • Ученые Kozybayev University изучают возможности созданного на основе донных отложений местных озер инновационного органоминерального удобрения для реализации органического земледелия.

  • Для большинства людей слово «музей» ассоциируется с тишиной и покоем полутемных залов, и уж точно большинство уверено в том, что работать здесь легко и просто. В действительности все совсем иначе. Музейная деятельность бесконечно разнообразна и насыщенна, как любой по-настоящему творческий труд. Итак, знакомьтесь: Лидия Матвеевна МЕЛЁХИНА, ветеран труда, проработавшая главным хранителем фондов Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея более 30 лет.

  • В профсоюзе работников образования и науки Северо-Казахстанской области 2024 год стал началом новой коллективно-договорной компании на период 2024-2026 годы.