ДУША ВСЕ ТА ЖЕ, ЧТО И ПРЕЖДЕ...
- Подробности
- Дата публикации 06.04.2017 05:23
- Категория: Культура
Жить по законам совести и чести, иметь прямой, смелый нрав и всегда стоять на своем - во все времена подобные качества считались роскошью. Так способен далеко не каждый. А если при этом человек безмерно талантлив и харизматичен, да еще и хорош собой, то он просто притягивает к себе внимание общества, а также уважение и признание других неординарных личностей. Жизнь героини публикации Диляры ХАСАНОВОЙ наполнена творчеством и вдохновляющими встречами. 13 апреля ей исполняется 70 лет, и наш рассказ о сложном, но в то же время богатом жизненном пути знаменитой юбилярши.
Клубок радужных ниток
Встречаясь с такими личностями и вслушиваясь в их рассказ, поражаешься, как жизнь человека может быть такой многогранной, противоречивой и захватывающей. Будто какая-то причудливая повесть, замысел которой известен лишь всемогущему и всезнающему автору. Сколько замечательных людей повстречалось на ее нелегком пути, а сколько историй хранится в ее памяти, и все эти истории она готова поведать собеседнику за чашечкой удивительно ароматного, вкуснейшего чая. И не только рассказать, но и написать о них целую книгу.
«В своей жизни я встречалась с такими личностями, не написать о которых сочла бы со своей стороны равнодушием. Меня всегда тянуло к людям неординарным, они отвечали мне взаимностью, что считаю честью и большой ответственностью», - обращается Диляра Хасанова к своему читателю в небольшом вступлении в книге «Портреты словами».
…Портреты словами - какое чудное название, лучше и не придумаешь! Описания современников - кто-то представлен в виде легкого наброска простым карандашом, иные прорисованы в мельчайших деталях, в красках… Вся ее жизнь - словно клубок радужных ниток, цвет которых постоянно переходит от одного к другому, переливается и блестит. Так же, как блестят ее глаза, такие глубокие, голубые глаза, глядящие одновременно добро и по-учительски строго. В свои годы она не растеряла природное обаяние, красноречие, живой взгляд и мимику, женскую красоту и ту особенную выправку и стать, что свойственна танцорам. Оно и неудивительно, ведь 20 лет героиня публикации солировала в легендарном ансамбле танца «Арай»... А еще Диляра Габидулловна - радушная хозяйка, которая всегда рада гостям и встречает их с той теплотой, которой так часто не хватает нам всем в вечном беге повседневности. Провожая у дверей, она с улыбкой протягивает сладости: «У нас так принято…» Уважение к традициям, людям, любовь к своей стране и городу, которому отдана вся ее жизнь, и в то же время смелость взглядов и суждений, необычайно яркая индивидуальность, несгибаемый внутренний стержень - вот еще несколько качеств, описывающих Диляру Хасанову.
«Дочка, ты богатая!»
Родилась моя собеседница в 1947 году, время было послевоенное, тяжелое, оставившее неизгладимый отпечаток на каждой семье. Ее отец, Габидулла Хасанович, в годы Великой Отечественной войны самоотверженно сражался за Родину и повидал многое, но самое страшное испытание ожидало его по возвращении домой с фронта. Жена исчезла, бросив четверых детей на произвол судьбы, с большим трудом отцу удалось отыскать лишь двоих… Потеряв родителей в 4 года и на собственном опыте отлично зная тяготы жизни сироты, он не желал такой трудной участи для своих детей. Через некоторое время он снова женился на 20-летней девушке Раузе, ставшей матерью Диляры. Их семейная жизнь была полна любви и согласия на протяжении 38 долгих и счастливых лет - родители никогда не ссорились и не грубили друг другу.
Отец всегда говорил Диляре, усадив к себе на колени: «Знаешь, дочка, ты богатая», а после паузы добавлял: «У тебя есть папа, мама, сестра, брат, бабушка…» И вправду, ни одно богатство этого мира не сравнится с семьей, и это большое счастье - расти в семье честной и порядочной. Габидулла Хасанович уже тогда разглядел в дочери хорошие задатки, и когда она стала немного старше, продолжал: «Дочка, я смотрю на тебя и думаю, что ты вырастешь и будешь известным человеком, тогда все будут спрашивать: «Кто у нее родители?» и скажут: «О, у нее такой отец! А мама какая, брат, сестра, родственники, друзья. Правда, вот одна подруга не такая…», и сразу про тебя будут думать плохо…» Или после ужина спокойно приглашал к разговору: «Ну-ка, доченька, давай садись, нам надо поговорить. Видишь, какая у нас мама спокойная, нам с тобой надо у нее учиться». Вместе рассуждали, и девочка думала о том, когда же перестанет совершать одни и те же ошибки… Когда Диляра Габидулловна уже работала в школе, он тоже приговаривал: «Дина, как ты смеешься - политика, как ты одеваешься - политика, как говоришь - политика, как смотришь - политика, ВСЁ - политика». Эти беседы остались в ее памяти по сей день. Как и многое другое, что заложил отец. Родительские уроки гражданственности, мужества, доброты и порядочности она считает святыми и следует им по жизни.
«В черных глазах горел живой огонек, в жестах, движениях чувствовалась энергия, сила, в обращении с детьми проявлялась отцовская требовательность и теплота. Отец был преданный своему делу человек, добрый и терпеливый, отзывчивый, а самое главное - сумевший, назло судьбе, не ожесточиться. Лично я прошла первоначальную школу жизни, своеобразную домашнюю академию», - вспоминает отца Диляра Габидулловна.
Диляра росла очень активным, энергичным ребенком, мама даже побаивалась, что у нее останутся шрамы, ведь она не могла усидеть на одном месте, вечно была в ссадинах и ушибах. Но уже в детские годы глядела на все осознанно, будто взрослыми глазами. Возможно, сказалось суровое время: жили впроголодь, без каких-либо игрушек, впятером в комнатушке без удобств с общей кухней, а спать девочке и вовсе приходилось на обеденном столе… Мама шила по ночам для детей и других людей, чтобы хоть немного заработать, сама же ходила в подшитых валенках и единственном выходном платье…
Тем не менее, родители научили ее жить радостно, уважать себя и окружающих, совершать хорошие поступки, заниматься полезными делами и одаривать других. А еще отец научил любить и бережно относиться к слову, правильно вести беседу и быть верной своему долгу.
«Кошка имеет право смотреть на короля»
«Были очень тяжелые сталинские годы. Мы редко видели отца дома, потому что в то время на работу вызывали и ночью. На всякий случай у нас на кухне стоял маленький чемоданчик - вдруг приедут из НКВД. Папа ко всему прочему был горячий (в хорошем смысле слова) и всегда, невзирая на должности, говорил напрямую, правду», - пишет Диляра Габидулловна в своей книге.
Эту горячность и прямоту она переняла от отца и всегда на все имела свое собственное мнение, которое не боялась высказать. Показателен один пример из детства. В четыре с половиной года она «обсуждала» в семье прокурора района представителей антипартийной группы, после этого инцидента отец не выпускал ее на улицу целый месяц. Теперь Диляра Габидулловна всем рассказывает, что в то непростое время она тоже «почти сидела». Сегодня она вспоминает этот случай с улыбкой, но тогда всем было не до смеха… К слову, в партию она сама никогда не вступала, по этому поводу не раз случались словесные баталии с отцом. Ее аргументом было: «В партию интеллигентов не берут, там только рабочие», на что он отвечал, что такого в уставе не написано, но Диляра свой выбор не изменила...
Обычно людям с таким характером приходится особенно трудно в нашей жизни, ведь они осознанно плывут против течения и не боятся настаивать на своем. Но, как говорится, всем мил не будешь. Таких «неудобных» личностей либо боготворят, либо ненавидят, но они неизменно привлекают к себе внимание и интерес общественности. «Рассматривают меня как под микроскопом, но я не обижаюсь», - говорит Диляра Габидулловна. Много необоснованных нападок вытерпела она от людей, защищая свое мнение, но всегда знала - правда за ней. Уметь говорить четкое «нет» и «да» ее тоже научили с детства. Сила духа, закалка, полученная ею в жизни, помогли не сломаться и не ожесточиться. Никогда не гналась юбилярша за чинами и на дух не переносила низкопоклонство, важнее всего для нее всегда был и остается человек...
Становление личности
В школе Диляра была прилежной и активной, в шестом классе избрана председателем совета дружины школы. Со школьной скамьи всегда играла в учительницу, показывала представления, что-то организовывала, выражала себя в различных образах, пела, танцевала - все это сполна отразилось в ее взрослой жизни. С малолетства очень любила читать (и по сей день комнату моей собеседницы заполняют многочисленные книжные полки - целая домашняя библиотека). Помимо этого, у детей в то время обязательно имелись домашние обязанности - к труду они были приучены с детства и без дела не сидели. Убирали квартиру, ходили в магазин за продуктами, пололи и поливали огород, стирали и готовили.
После окончания 8-го класса Хасанова приняла решение поступать в педагогическое училище.
«Педучилище - наше становление как личности, так и профессиональных качеств. Мы получили очень много и старались своей работой, отношением к своей профессии никогда не подводить наших старших товарищей», - вспоминает Диляра Габидулловна.
Именно здесь на ее пути встретились замечательные учителя и наставники: директор училища Илья Павлович Залманов и завуч Игорь Александрович Мирандов, с дочерью которого, Еленой Игоревной, героиня публикации продолжает общаться и сегодня. В ее памяти бережно сохранился образ Игоря Александровича: его неизменные элегантное пенсне и казавшийся тогда шикарным (а на деле видавший виды и довольно потертый) портфель…
«Такие люди помогали нам не только воспитать, но и сохранить в себе те духовные и культурные ценности, на которых строится мир и бытие», - отмечает моя собеседница.
А дальше началась настоящая взрослая жизнь. Свою трудовую деятельность Диляра Хасанова начала в 1966 году с должности учителя английского языка средней школы № 2 им. С. М. Кирова. Ей доверили 2 пятых класса, знания давала хорошие, фундаментальные, ведь весь урок был основан на игре. В методической работе огромную помощь оказала Анна Петровна Маланина, которую Диляра Габидулловна считает своим главным наставником. По совету Анны Петровны, для закрепления навыков она поступает в институт иностранных языков им. Хо Ши Мина в Иркутске.
«Родители не могли меня содержать, поэтому пришлось учиться заочно. Это было очень трудно, потому что я работала на пяти работах. К тому же, учиться привыкла хорошо. Никогда не могла пользоваться шпаргалками, мне приходилось только учить», - рассказывает Диляра Габидулловна.
Неожиданное и великое счастье
Кроме преподавания английского, ей поручили вести танцы для всей школы. Эта сфера была очень интересна, сложились доверительные отношения с ребятами, и танцевальный коллектив школы постоянно занимал призовые места. Однако «заразилась» танцами она несколько раньше, когда присутствовала на выступлении хореографического коллектива завода им. С.М. Кирова в 1963 году. Столь живописные и выразительные танцы просто овладели ею, а вскоре произошла первая встреча с Валерием Ивановичем Хреновым, ко-торый выделил ее среди прочих студентов педучилища и пригласил в свой ансамбль, состоявший в основном из заводчан.
«Это было неожиданное и великое счастье - учиться танцевать у такого балетмейстера. Его уроки давали удивительное сочетание академической, идеальной грамотности и в то же время полной раскрепощенности, сознание власти над собственным телом», - рассказывает Диляра Габидулловна.
В то время заводы соревновались между собой во всех аспектах жизни, в том числе и в самодеятельности. Несмотря на отсутствие какой-либо хореографической подготовки и сравнительно позднее начало этой творческой деятельности, Диляра Хасанова сразу же стала солисткой ансамбля. Она танцевала самобытно, додумывала в воображении образы, привнося в композицию что-то новое, а Валерий Иванович присматривался к ней и затем советовал ее нововведения всем танцорам. Коллектив первым среди других удостоился почетного звания - народный ансамбль танца «Арай», не раз подтвердив его на различных фестивалях и конкурсах. Благодаря талантливому художественному руководителю Валерию Хренову участники коллектива не только танцевали, но и познавали прекрасное: это и классическая музыка, и стихи, и задушевные беседы на любые темы…
«Валерий Иванович создал эпоху как хореограф, танцовщик. Сегодня каждое его слово, каждая строчка, рисунок - драгоценные крупинки его золотого наследия», - говорит Диляра Габидулловна.
Но уходить везде надо вовремя, как считает наша героиня, и после двух десятилетий блистания на сцене, в возрасте 35 лет она покинула коллектив… Кажется, она и сейчас помнит все свои партии и по рисункам готова воспроизвести любой танец. Диляра Габидулловна очень принципиально относится ко всему, что связано с культурой, в особенности - с танцами. У нее болит душа, если меняется стилистика и драматургия старых постановок Валерия Ивановича или неправильно применяются костюмы. Памяти этого легендарного человека и его детищу - ансамблю «Арай» - она посвятила книгу «И не кончается прощание» и фотоальбом «Мгновение», упоминает о нем и в других книгах. Участниками презентации фотоальбома в начале 2016 года стали, в первую очередь, танцоры этого коллектива - представители 4-х поколений. В зале царила атмосфера духа того времени, теплота глаз, искренние улыбки, словно сейчас вновь начнётся репетиция - тренаж, середина…
Кроме того, на протяжении более 10 лет до 2007 года проводился танцевальный фестиваль «Петропавловская весна» (раз в два года). Трудно передать то ожидание радости от встречи с танцем, которую ощущал зритель, каждый раз посещая это мероприятие. «Кнопочки баянные», «Праздник в школе», множество ярких, красочных, ни на что не похожих композиций разных народностей - такое забыть просто невозможно…
Культура в жизнь шагнула…
Конечно, героиня публикации не только танцевала, но и много работала. Ее трудовая биография богата и разнообразна, но какую бы должность она ни занимала, вся ее жизнь неразрывно была связана с творчеством и культурой. Недаром еще одна ее книга называется «Вся культура в именах» - это настоящий сборник культурных объектов Петропавловска и выдающихся деятелей этой области…
За работой в школе последовал индустриально-педагогический техникум, где сложились дружеские отношения с четой Кривошеевых. Владимир Иванович, несмотря на преподавание технических дисциплин, писал Дине Григорьевне (как ее все называли) стихи к памятным датам:
«Характером парень что надо, «с винтовкой»,
В жизни честна и в работе с сноровкой…» - это все о ней.
Следующие трудовые годы она целиком и полностью посвятила горячо любимой культуре - с 1978 года принята на должность художественного руководителя Дома культуры железнодорожников им. В.И. Ленина. Еще одна характерная черта Диляры Габидулловны - желание во всем разобраться, вникнуть в проблему, дойти до самой ее сути. Сделать «для галочки», чтобы отстали - это не про нее! Поэтому в эту интересную работу она сразу погрузилась с головой.
«Мне по жизни все время приходится осваивать «целину» - работа была на нуле. Коллективов художественной самодеятельности почти не было», - сетует героиня публикации.
В первую же неделю новоиспеченный художественный руководитель лично ознакомилась со всеми 18-ю производственными коллективами железной дороги. Первое, поистине грандиозное, мероприятие она организовала к 60-летию комсомола, единственное нарекание от руководства получила при этом за большое количество зрителей. Оно и понятно - народ истосковался по зрелищным мероприятиям, и вместо 550, положенных по количеству посадочных мест, в Дом культуры пришли аж 800 зрителей! После нескольких месяцев работы приехала проверка - куратор из Челябинска, и Диляру Хасанову, неожиданно для нее самой, назвали самым лучшим художественным руководителем на Южно-Уральской железной дороге… И работа закипела, начался период цеховой самодеятельности. Своими силами организовала диско-клуб «Орбита», где молодые люди сидели за столиками и вели разговоры о музыке, композиторах и исполнителях, устраивала интересные танцевальные марафоны, была участницей агитбригады. Все было благородно и культурно, а главное правило гласило: «Отдыхая, познавай!».
После ухода с преподавательской работы многие охладели к ней, считая работников культуры несерьезными людьми. Однако эта профессия только со стороны выглядела легкомысленной, но требовала полной самоотдачи, высокой ответственности, отличных организаторских способностей, целеустремленности, огромного труда и знаний. Всеми этими качествами обладала Диляра Хасанова.
Творчество лилось рекой
Они пригодились ей и на следующем месте службы - с 1982 года Диляра Габидулловна работает во Дворце культуры энергетиков - заместителем директора по массово-политической работе, а позже - директором. Направление деятельности было несколько иным - здесь занимались исключительно детские коллективы. Ею были освоены все формы работы, создано большое количество клубов по интересам: были и цирковые артисты, и клуб интернациональной дружбы. Особенным достижением Диляра Габидулловна считает становление самого трудного для реализации, но самого интересного - клуба технической мысли… Количество мероприятий и нагрузка были колоссальными.
«Сама писала сценарии, режиссировала, вела, даже приходилось перетаскивать пианино, носить стулья и другие атрибуты. Приходила домой в 11 часов вечера, а утром в 8:30 снова начинался рабочий день…Творчество лилось рекой», - вспоминает моя собеседница.
Еще одна славная страница трудовой биографии нашей героини - работа заведующей ЗАГСом Кировского райисполкома. Здесь проводились многие торжественные мероприятия, имеющие значение для каждой семьи: это и бракосочетание, и имя наречение. Особенно важным на этом посту были внимательность и добросовестное отношение к документации, ведь одна неправильно написанная буква могла испортить человеку судьбу.
«Писали от руки, специальными перьями, тушью в документах, а еще нужно было правильно заполнять актовые записи, было не до отдыха», - вспоминает Диляра Габидулловна.
Но проработала она на новом месте недолго: 13 сентября 1988 года Кировский райисполком ликвидировали… Долгое время она женила наших земляков, но своя личная история «знакомства» с ЗАГСом не сложилась - замуж не выходила осознанно, чтобы оказать помощь родителям в старости. Сегодня Д. Хасанова благодарна судьбе, что была с ними рядом до самого конца и смогла достойно проводить отца и маму в последний путь…
Безоружный борец за мир
И снова новая должность - заместитель председателя областного отделения Фонда Мира. Одно из наиболее ярких воспоминаний этого периода - проведение первой встречи со вдовами Великой Отечественной войны нашей области. Впервые в таком учреждении, как областной Совет народных депутатов (ныне областной акимат), звучали мелодии военных лет в исполнении духового оркестра, самодеятельные артисты выступали перед этими женщинами, сохранившими верность и ждавшими своих мужей до конца… Поначалу у Диляры Габидулловны перехватило дыхание при виде вдов, сидящих словно у гробов своих любимых. Однако она быстро взяла себя в руки, и встреча прошла интересно и содержательно. Женщины впервые за всю послевоенную жизнь получили тепло и ласку… Кроме того, Фонд Мира помог в издании «Книги памяти»: силами энтузиастов совершали подворный обход и собирали данные по крупицам - на документы из военкоматов надежды не было, многое было записано неверно. По инициативе Фонда была организована группа «Поиск», ведущая поисковые работы без вести пропавших воинов. Один из них - дядя Диляры Хасановой, которого безрезультатно ищет семья уже более 65 лет…
Эта работа была разнообразной и полезной, вспоминается моей собеседнице участие в Лагерях Мира, Рейсе Мира на теплоходе «Семен Буденный». Помимо официального обсуждения проблем межнациональных отношений и экологии, каждый вечер здесь проходила культурная программа.
«Это были уникальные встречи с фольклором, обычаями и традициями разных народов. Я была руководителем группы от Казахстана. Мы показали культуру нашего казахского народа, насколько смогли. Мне пришлось тряхнуть стариной - танцевать и петь», - улыбается Диляра Габидулловна.
Яркое выступление группы и ее руководителя вызвало у участников рейса нескрываемое любопытство и удивление: «Мы не поняли, что ты лучше делаешь - танцуешь или поешь?» - говорили ей.
За ту пользу, которую Д. Хасанова приносила своей деятельностью другим людям, она была удостоена почетной медали «Борцу за мир», кроме того, стала лауреатом Всесоюзного конкурса самодеятельного художественного творчества, посвящённого 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Жизнь продолжается
…Вступать в ряды чиновников ей никогда не хотелось, но, отмеченная за новаторство и трудолюбие руководством нашего региона, с 1994 года Хасанова переходит работать в аппарат акима области главным специалистом отдела социально-культурной сферы. Курировать культуру всей области - дело непростое, но ее подопечные всегда были под ее защитой, как птенцы под крылом заботливой матери. Проводилось большое количество мероприятий, уделялось внимание развитию приграничного сотрудничества, приему граждан, решению их насущных вопросов. И хотя она и боялась поначалу чиновничьей работы, но не очерствела, а продолжала быть человеком своих принципов, прямым и неординарным.
После выхода на заслуженный отдых в 2005 году, Диляра Габидулловна первым делом принялась за написание книг, пускай многие и твердили, что это занятие - от нечего делать. Но люди, всерьез занимающиеся писательством, знают, как нелегок этот труд, к тому же если речь идет о составлении материала о других людях. На страницах ее книг - сотни имен и фамилий, сотни жизненных дорожек, которые однажды пересеклись с ее судьбой. И информацию о каждом из своих спутников она скрупулезно собирала и проверяла, согласовывала с родственниками. В этом вопросе Диляра Хасанова очень принципиальна и не терпит ошибок ни своих, ни чужих - она готова бороться за правоту, даже если случайно встретит неосторожную опечатку... На сегодняшний день из-под ее пера вышло уже 6 книг: «О том, что помню», «Вся культура в именах», «И не кончается прощание», «Портреты словами», фотоальбомы «Мгновение», «Народные умельцы Северного Приишимья». И будучи на пенсии, Хасанова продолжает трудиться: работает секретарем первичной ветеранской организации аппарата акима области и заместителем председателя общественного объединения «Турецкая культура» в Ассамблее народа Казахстана.
За свой многолетний труд Д. Хасанова не раз награждалась: в ее арсенале Почетные грамоты акима СКО и Южно-Уральской железной дороги, медаль «25 лет Независимости РК», знак «20 лет Ассамблеи народа Казахстана». Но, пожалуй, главное для нее - уважение и признание людей, ставших дорогими сердцу. И, как некогда желали коллеги-педагоги, значительная часть жизнь прожита, подобно птице - впрок себе, на радость людям. Пусть и последующие годы продолжают радовать и станут еще одним куплетом о любви к родному краю и его культуре.
Татьяна ДЕЛЛЬ