КОГДА ПАМЯТЬ СИЛЬНЕЕ ВРЕМЕНИ
- Подробности
- Дата публикации 09.02.2017 06:03
- Категория: Культура
Существуют различные виды коллекционирования: нумизматы собирают монеты, библиофилы - книги, филателисты - почтовые марки, а филуменисты - спичечные этикетки. Но есть и такая специфическая отрасль собирательства, у которой нет пока уникального названия, зато есть почитатели. Люди со всех уголков света отдают дань поклонения гению русской культуры и литературы Александру Сергеевичу Пушкину и собирают информацию о его памятниках. Ярким представителем, добившимся успехов в этой деятельности, является и наш земляк - почетный работник образования Республики Казахстан, писатель, филолог Василий КОНОПЛЕВ.
10 февраля весь мир вспоминает о той роковой дуэли, которая закончилась для великого поэта и поклонников его творчества трагедией. Несмотря на то, что смерть Солнца русской поэзии произошла 180 лет назад, о нем продолжают помнить, каждый год устанавливая новые памятники в самых неожиданных местах. Так, в прошедшем 2016 году их появилось 14, из них 6 - в дальнем зарубежье.
Не было бы счастья…
В Петропавловске была создана персонализированная выставка памятников Пушкина «В граните, гипсе, мраморе и бронзе», которая стала подведением итогов многолетнего поиска Василия Коноплева. Экспозиция несколько месяцев украшала стены областного музея изобразительных искусств, покорила посетителей из Астаны и Павлодара. Кроме того, был создан сайт pamyatnikpushkinu.ru, на котором собраны изображения и сведения обо всех найденных памятниках. Его удобство заключается в том, что можно без труда узнать, сколько бюстов и монументов установлено в любом интересующем пользователя населенном пункте. Кстати, в нашем регионе расположено 4 памятника, один из которых - в самом сердце областного центра.
О жизни, творчестве и рукотворных образах великого поэта Василий Георгиевич может говорить часами. Рассказывает увлеченно и с огромной любовью. Он признается, что Александром Сергеевичем зачитывался с юности, а вот исследованием и коллекционированием его памятников начал заниматься после исчезновения из нашего парка культуры и отдыха аллеи писателей. К сожалению, данные памятники были признаны садово-парковыми скульптурами, которые не представляют художественного и культурного достоинства. Василия Георгиевича этот факт покоробил, задел до глубины души и побудил его к началу поиска. Не найдя ничего в наших архивах, писатель обратился к Интернету и обнаружил, что в бывшем Советском Союзе был установлен не один десяток подобных скульптур. Автором изваяний был известнейший советский скульптор Аполлон Мануйлов. Академия художеств СССР рекомендовала эти памятники для массового распространения в качестве правдивого образа поэта. Многие из них сохранились и благополучно продолжают свою жизнь в Красноярске, московском Бабушкином парке и других местах и поныне.
«Под эгидой Александра Сергеевича происходило обобщение «русскости», объединение всей культуры и литературы. Флагманом русской культуры 19-го века стал именно Пушкин, памятники которому массово тиражировались во многих городах и странах», - рассказал Василий Коноплев.
Подтолкнуло к этим поискам то самое недовольство от стирания памяти и пропажи скульптуры из парка, поэтому для Василия Георгиевича обрела смысл народная пословица: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». За эти годы он успел познакомиться со многими единомышленниками и по-нял, что коллекционирование атрибутики памятников Пушкину в России и по всему миру - дело достаточно серьезное. Первый официально опубликованный аннотированный список содержал порядка 300 памятников. Этот список стал основой и постепенно расширялся, на сегодняшний день количество обнаруженных памятников составляет уже порядка 1000.
Такие разные Пушкины
По словам Василия Георгиевича, у каждого памятника своя судьба, достойная самого образа поэта. Порой она суровая, связанная с идеей зарождения, установки, с жизнью, а иногда и гибелью от человеческого варварства или климатических процессов. Во время войн статуи Пушкина неоднократно подвергались расстрелу, однако он продолжал стоять, изрешеченный, но такой же гордый и великий.
Что удивительно, Пушкин везде разный: с оттенком национальности и возраста - в своих памятниках он представлен от младенца, юного лицеиста без бакенбард до того возраста, в котором мы все его знаем по изображениям художников. Вот Александр Сергеевич представлен со своей няней, а здесь - с бабушкой. Кстати, маленький Сашенька сидит с Ариной Родионовной под раскидистыми ветвями яблони, в руках няни, удобно расположившейся для отдыха, тоже этот плод. Интересно, что ценители искусства постоянно подкладывают на колени мальчика натуральное яблочко. Это необыкновенная связь эпох, образа и человека, живого и неживого…
Популярный вариант - Пушкин вместе со своими друзьями и известными русскими писателями: Крыловым, Далем, Ершовым, Лермонтовым и Гоголем, Толстым и Достоевским. Одним из наиболее оригинальных является его представление вместе с литературным персонажем Евгением Онегиным, образом, существовавшим в фантазии писателя и ожившим благодаря его произведению и задумке мастера Ковальчука. Интересны и различные позы, которые принимает Светило русской поэзии: вот он вальяжно лежит на диванчике или застыл в небрежной позе на скамейке с иронической улыбкой на лице: мол, «подходи, присаживайся». И каждый прохожий, конечно же, не упустит случая посидеть рядом, подержаться за руку и сфотографироваться, о чем свидетельствуют стертые коленки и отполированные пальцы статуй.
«Это воплощение образа Пушкина в представлении современных художников, то, как они его видят и хотят изобразить. И это разнообразие настолько велико, что не перестаешь удивляться народной фантазии», - сказал Василий Георгиевич.
Есть даже гора в окрестностях города Избербаш, по очертаниям напоминающая профиль великого поэта. Жители Дагестана ее так и называют - Пушкин-Тау. По поводу возникновения «чуда» в этой местности ходит много легенд. Самая распространенная из них гласит: когда Пушкин был застрелен Дантесом, горы, ставшие свидетельством творчества поэта, так возмутились, что в Дагестане произошло землетрясение, отломившаяся часть скалы создала профиль гения. За отсутствием подтверждений, это так и осталось красивой народной легендой.
«Наше отношение к Александру Сергеевичу и память сильнее времени, вандалов. В бытовом представлении памятник связан с могилой, но памятники Пушкину начали ставить еще до его гибели», - продолжил писатель.
Мало кому известно, что друзья-лицеисты, угадав в своем товарище будущего гения России, поставили первый памятный знак еще при его жизни. В середине августа 1817 года пятеро воспитанников Царскосельского лицея уговорили одного из петербургских камнетесов обработать по их заказу мраморную глыбу. Окантовав ее грубой ковкой, мастер высек два слова: «genio loci» («гению место») и прописал их золотом. Друзья хотели, чтобы этот камень постоянно напоминал лицеистам о том, что здесь расцветал гений их друга Александра Пушкина. Впрочем, исключительный талант признали не только товарищи, но и наставники. Через несколько лет после окончания лицея Пушкин получил от Василия Андреевича Жуковского портрет с дарственной надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя». В тот самый день Александр Сергеевич закончил работу над поэмой «Руслан и Людмила».
Первой же, кто установил памятник после смерти поэта, стала княгиня Зинаида Волконская, увековечившая на территории своей виллы в Риме его имя на стеле. Позже сюда же были добавлены фамилии Баратынского и Жуковского.
Коллекционер отмечает, что памятники Пушкину стоят не во славу России, а во славу литературы. В большинстве своем памятники поэту установлены на народные средства, очень немногие из них украшают большие площади, чаще это парки, скверы, маленькие сады, дворы университетов, школ и библиотек.
«Слово «памятник» в данном случае является производным от «памяти». Памятник - это место, куда можно прийти с поклоном и от-дать дань уважения в день рождения или гибели любимого писателя. Люди приходят, читают произведения, поют романсы на его стихи, продолжают дело гения своим творчеством. Пушкин открыл нам современный литературный язык, прелесть его поэзии в том, что он писал понятно, легко, читабельно, приспособил язык под практически бытовой. Многие даже принижали его значимость и говорили, что он испортил литературный возвышенный язык», - отметил Василий Георгиевич.
Вдохновляющие открытия
Одним из неожиданных открытий Коноплева является памятник в Италии, его автор - известный скульптор Михаил Аникушин. Он долгое время работал на вилле в городке Сенаго и оставил ее хозяевам небольшие статуэтки Пушкина, Чехова и святого Карло Барромео. После смерти мастера хозяева воссоздали скульптуры в на-туральной величине и подписали «M. ANIKUSHIN», желая таким образом проявить уважение к гениальному скульптору.
«Самое последнее мое путешествие было буквально на днях - я посетил Петербург и Москву, где была открыта выставка в музее Пушкина. Многие из представленных скульптур не были ранее экспонированы ни в одном музее», - рассказал Коноплев.
На вопрос о любимом памятнике коллекционер не может ответить однозначно, ведь они - как дети, каждый имеет свой характер и по-своему дорог сердцу. Многообразие форм и образов действительно поражает! На одном из недавно установленных арт-объектов сам гений русской литературы не присутствует, отсюда и многозначительное название - «Пушкин ушел». На скамейке - небрежно брошенные перчатки, плащ и цилиндр. Ушел ли поэт прогуляться или покинул нас навсегда - остается додумывать каждому из нас. Еще один необычный памятник «Грядущему гению» находится в Одессе, его автор, скульптор Степанов, решил изобразить Пушкина, Гоголя и Бабеля в виде птиц, склонившихся над золотым яйцом - будущим дарованием.
Удивительная история вечной любви и жизни после смерти разворачивается перед нашим взором в челябинском парке Пушкина. С одной стороны парка расположен бюст великого поэта, а напротив - через площадь - находится фигурка девушки, совсем как живая. Возможно, это Наталья Николаевна, его муза, или просто случайная посетительница. Удивительно прорисована каждая деталь фигуры - медальончик на груди, кудри, каблучок и приподнятый подол - явный порыв подойти, приблизиться к памятнику… Но между ними - огромная площадь и вечно снующие толпы людей…
«Пушкинская тема вдохновляет творчески одаренных людей. Авторское восхищение переходит в душу зрителя. Это сказка, которой можно удивляться и восторгаться бесконечно. И она стала частью моей судьбы», - заключил Василий Коноплев.
Василий Георгиевич посетил порядка ста мест, где установлены памятники Пушкину, и посвятил ему книгу «Есть сердце, где живу я». Исследователь был награжден медалью имени Лермонтова и дипломом «Недаром помнит вся Россия». Писатель в любой момент готов отозваться на желание посетить выставку, его радует интерес школьников и молодых людей, их горящие глаза. Он сам выступает в роли экскурсовода и рассказывает о тайнах - тех эксклюзивных вещах, которые ни за что не найдешь в книгах. Один из посетителей даже принес Василию Георгиевичу любопытную фигурку Пушкина, слепленную им из пластилина, этот «памятник» коллекционер тоже хранит как связующее звено поколений и подтверждение того, что гений жив в наших сердцах.
Татьяна ДЕЛЛЬ