ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ - ПУТЬ К РАЗВИТИЮ

Начало учебного года - это новый этап в жизни каждого педагогического коллектива. Традиционное августовское совещание учителей, прошедшее в Петропавловске 26 августа в стенах областного Центра творчества детей и юношества, является главным и ожидаемым событием, ставшим важной конструктивной площадкой для диалога и определения конкретных задач на предстоящий период. В работе педсовета приняли участие аким региона Ерик Султанов, руководитель управления образования СКО Шолпан Каринова, управляющий директор АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Айгуль Казжанова, директор Центра образовательной статистики и оценки качества Министерства образования и науки Республики Казахстан Алмагуль Култуманова, руководители областных управлений, учреждений образования, ветераны педагогического труда, учителя области и др.

На площади перед зданием областного Центра творчества для участников совещания организовали выставку учебно-методической литературы, а в фойе на первом этаже прошла презентация научных проектов победителей республиканского конкурса. Приятным обрамлением мероприятия было звучание симфонического ансамбля. На втором этаже педагоги могли ознакомиться с достижениями победителя конкурса «Лучшая организация среднего образования 2014 года» - Первого общеобразовательного лицея г. Петропавловска.

Продолжился августовский педсовет уже в зале. Учителей области приветствовали жасулановцы.

Открывая совещание, руководитель управления образования СКО Шолпан Каринова отметила, что вэти дни во всех регионах республики на августовских совещаниях педагогических работников идет обстоятельный и заинтересованный разговор о позитивных изменениях и условиях осуществления государственной политики в сфере образования, определяются конкретные и кратчайшие пути решения задач на предстоящий учебный год.

«Мощный старт активизации общественно-политической и экономической жизни дан Посланием Главы государства народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». Лидер нации Нурсултан Абишевич Назарбаев связывает благополучие Казахстанас модернизацией образования, с развитием человеческого капитала. Тема педагогического совещания «Инновационная стратегия образования как фактор устойчивого развития государства, общества и личности»подтверждает ту основополагающую роль, которая отводится образованию в республике на данном этапе», - пояснила Ш. Каринова.

В рамках данной темы и определена стратегия формирования национальной модели образования. В настоящее время происходит замена потребности человека в образовании от «человека знающего», т.е. вооруженного системой знаний, умений и навыков, к «человеку, подготовленному к жизнедеятельности», способному активно и творчески мыслить и действовать, саморазвиваться, интеллектуально, нравственно и физически самосовершенствоваться.

Школа XXI века - инновационная площадка, миссия которой - научить  школьника учиться. А  целью является  воспитание, обучение и развитие высоконравственной, творческой, критически мыслящей личности, способной непрерывно повышать собственный уровень образования и культуры, привносить пользу себе и обществу, быть успешным в постоянно меняющемся мире. И в этой связи инновационная стратегия образования страны предполагает только активную роль учителя.

Повышая качество знаний

По информации Ш. Кариновой, за годы реализации проекта по повышению квалификации учителей по уровневым программам, который рассчитан на 5 лет,в нашей области получили сертификаты 1177 учителей. Основной целью 3-месячных курсов является создание «критической массы» учителей, способных изменить свое традиционное педагогическое мышление, преподавание своих предметов и пропагандировать новый подход к преподаванию учебных дисциплин среди своих коллег. И,  конечно же, достижениеокончательного результата - соответствующая успеваемость и качество знаний учащихся.

По итогам 2013-2014 учебного года эксперты отмечают повышение качества знаний учащихся  этих педагогов на 8-9 %.

«Считаю, что с нового учебного года необходимо разработать критерии оценки качества знаний учащихся педагогов, прошедших уровневые курсы, и проводить сравнительный анализ, - добавила Шолпан Танатовна. - Сегодня тренерами и учителями, прошедшими эти курсы, изданы более 100методических пособий и публикаций, что является большим подспорьем для накопления методической копилки учителей области в вопросах повышения качества знаний учащихся.

В предстоящем учебном году вобластибудут работать55 опорныхлидерских школ, т.е. на каждые 10 школ - по одной школе-лидеру. Они и станут центрами по сосредоточению передовых педагогических идей и новых подходов в обучении и воспитании школьников».

Учитель был и останется ключевой фигурой в предоставлении качественных образовательных услуг. Увлечь своим предметом, повести за собой группу воодушевленных идеей учащихся сможет только тот педагог, кто постоянно совершенствует себя и неустанно внедряет самый передовой опыт среди учащихся, коллег, являясь примером для окружающих, уверены участники конференции.

Внимание дошколятам

Как отметила руководитель управления образования Ш. Каринова, с момента реализации программы «Балапан» в г. Петропавловске возвращены 6 зданий бывших детских садов на 984 места.

«В рамках программы «Балапан» стоит задача обеспечения равного доступа детей к дошкольному образованию. Процент охвата в возрасте от 3 до 6 лет составляет 91,1 %  (в республике - 72,5 %). В Тайыншинском, Тимирязевском, Мамлютском районах  дети 3-6 лет на 100 % охвачены данным уровнем образования. Во всех районах есть реальная возможность достичь данного показателя», - заметила глава образовательного ведомства.

Также в системе образования за ближайшие три года планируется реализовать 11 проектов в рамках государственно-частного партнерства. Будут открыты порядка 3000 новых дошкольных мест.

На сегодняшний день в области работают 579 детских дошкольных учреждений.В них воспитывается более 22 тыс. детей, или 62,8 % от общего количества.

Отрадно, что в дошкольных организациях области при реализации государственного стандарта используют элементы международной программы «Step by step» («Шаг за шагом»), построенной на активном участии родителей в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, а также методики саморазвития ребенка в специально подготовленной развивающей среде Марии Монтессори.

На пороге перехода к 12-летнему образованию

Как отметила в своем докладе Шолпан Каринова, в предстоящем учебном году общеобразовательные учебные заведения области продолжат работу по действующему Государственному общеобязательному стандарту начального, основного среднего и общего среднего образования.

Система общего среднего образования стоит на пороге перехода на 12-летнюю модель образования.

С февраля текущего года идет изучение и обсуждение  проекта стандарта начального образования. В области определены две школы: средняя школа № 16 г. Петропавловска и Сартомарская СШ района М. Жумабаева, которые в этом учебном году будут работать в режиме эксперимента по апробации проекта.

«В течение двух лет работают по применению методики обучения Назарбаев Интеллектуальных школ Казахская школа-гимназия г. Петропавловска и Бескольская школа-гимназия Кызылжарского района. В течение учебного года руководством и педагогами данных школ проведены ряд мероприятий для  педагогов области», - сказала Ш. Каринова.

Подготовка школ к внедрению нового стандарта образования в области будет продолжена. В этой связи отделам образования, руководителям школ необходимо предусмотреть выполнение  всех требований подготовительного, переходного периода на новый стандарт, резюмировала глава управления образования СКО.

В приоритете - воспитание

Говоря о достижениях, проблемах и перспективах образования, нельзя оставить без внимания важнейший его аспект - воспитание.

«В Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Лидер нации отметил: «Воспитание детей - это огромные инвестиции в будущее. Мы должны подходить в этом вопросе именно так и стремиться дать нашим детям лучшее образование». Одной из задач, стоящих перед казахстанцами, является воплощение в жизнь общенациональной идеи «Mәңгілік Ел». Фундамент ее должен быть заложен в школе. В рамках реализации данной идеи необходимо целенаправленно вести воспитательную работу в школе, кроме того, усилить воспитательный контент всех учебных предметов», - подчеркнула Ш. Каринова.

По словам главы управления образования, изучение предметов должно быть направлено на формирование духовно-нравственных качеств и патриотических чувств учащихся, казахстанского патриотизма и гражданской ответственности, развитие национального самосознания и толерантности, укрепление светских ценностей и формирование осознанного неприятия молодежью идеологии терроризма и экстремизма,умение общаться в условиях межэтнического Казахстана.

Награды за заслуги

С приветственным словом к педагогической общественности обратился глава региона Ерик Султанов, обозначивший перед учителями ряд задач, над которыми предстоит работать в перспективе.

«Ежегодно перед отраслью ставятся важные и ответственные задачи, решение которых обеспечивает ее дальнейшее эффективное функционирование. Северо-Казахстанская область активно участвует в реализации этих масштабных задач. С каждым годом увеличивается финансирование отрасли, укрепляется материально-техническая база, внедряются современные технологии обучения. В этом году мы планируем сдать в эксплуатацию интеллектуальную школу Первого Президента, которая, несомненно, станет прорывным локомотивом модернизации школьной системы образования», - подчеркнул Ерик Султанов.

К 2020 году планируется обеспечить стопроцентный охват детей дошкольным образованием. По поручению акима области, для решения этого вопроса в рамках концессионных проектов в ближайшее время будет построено 11 детских садов в микрорайонах областного центра и районе Магжана Жумабаева.

Ерик Хамзинович акцентировал внимание навопросах аварийности и малокомлектности школ, технического и профессионального образования.

«Сегодня главные задачи остаются для нас неизменными - это создание условий для получения качественного и доступного образования, стимулирование профессионального роста педагогов, приоритет здорового образа жизни и комфортных условий обучения», - резюмировал руководитель области.

Здесь же состоялась церемония награждения лучших педагогов региона. За вклад в развитие сферы образования СКО Ерик Султанов наградил Почетными грамотами Благодарственными письмами и премиями акима области учителей, подготовивших призеров и победителей республиканских олимпиад и соревнований, а также лучших педагогов-предметников. Два работника сферы образования были награждены нагрудными знаками «Почетный работник образования РК», еще два - знаком «Ы.Алтынсарин».

Стоит отметить, что в этом году звание «Лучшая организация среднего образования» завоевал Первый общеобразовательный лицей города Петропавловска, получивший грант на сумму 16 млн тенге. Кстати, лучшим директором учебных заведений была признана Елена Коноплева, руководитель Первого лицея.

Татьяна КРАВЧЕНКО

 

 

УЧИТЕЛЬ - ДРУГ, КОТОРОМУ ДЕТИ МОГУТ ДОВЕРЯТЬ

Учитель в XXI веке должен быть не только профессионалом своего дела, но и творческой, разносторонней личностью. Темп современной школьной жизни стал настолько динамичным, что учителю нужно постоянно быть в тонусе: работать над собой, знать на «отлично» не только свой предмет, но и другие стороны жизни. Реалии таковы, что педагог сегодня - это исследователь, консультант, общественный деятель, эксперт…

Дети на уроках таких учителей всецело поглощены творчеством. А самих учителей-энтузиастов не нужно подгонять - они сами подводят итоги своего труда и стремятся достигнуть выдающихся результатов. Их работа - это исследовательская лаборатория, аналитический центр. Их душа всегда нараспашку: для учеников, коллег, родителей, всего мира!

В гостях у нашей редакции побывала одна из таких творческих современных педагогов - Айымхан Ташетова - заместитель директора по учебной части средней школы № 6 имени Кожабергена жырау, учитель казахского языка и литературы.

К педагогическим принципам нашей собеседницы прекрасно подходят слова Константина Ушинского: ««Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни…». Впрочем, обо всем по порядку…

Дружба, чтение и баскетбол!

- Айымхан Салемовна, расскажите о родных местах, об отчем доме.

- Родилась я в Есильском районе, селе Актас, в многодетной семье. У меня четыре сестры и три брата. К слову сказать, в нашей семье не только я выбрала путь учителя. В сфере образования работают две мои сестры и брат.

- Когда  учились в школе, что вам было больше по душе?

- Мне всегда нравилось заниматься общественной работой. Когда нужно было что-то организовать, я помогала нашим учителям. А еще - общественная работа : это увлекательное общение с новыми людьми, возможность узнать что-то полезное. Но особый интерес у меня вызывал спорт: я и в шахматы играла, и легкой атлетикой занималась, лыжным спортом, баскетболом. Доводилось мне брать и призовые места. А баскетбол и волейбол до сих пор остаются моими любимыми видами спорта.

- Почему вы решили связать свою жизнь с педагогикой?

- В селе я училась до 9 класса, а 10 и 11 класс заканчивала уже в Петропавловске, в казахской школе-интернате № 2 (сейчас это школа-лицей «Дарын»), где преподавала Алия Молдыбаева, которая стала для меня примером настоящего педагога, мастером своего дела. Ее уроки были очень интересными, пробуждали тягу к учительскому труду. К тому же с самого детства я много читала, что тоже оказало влияние на выбор моей будущей профессии - учителя казахского языка и литературы.

- Чем запомнилась студенческая жизнь?

- Наша группа была очень дружной, мы постоянно что-то придумывали, занимались организацией праздников. Хорошо помню, как здорово мы выступали на мероприятиях, посвященных Дню студента, Наурызу... В то время тотального дефицита больших трудов стоила подготовка к праздникам, но мы всегда справлялись с этим. Особенно нам удавалось празднование Наурыза, на котором мы инсценировали традиции и обычаи казахского народа. Все это, конечно, оставило свой след в душе каждого из нас, помогало в дальнейшей работе.

Здравствуй, школа!

- Как вы стали учителем в школе № 6?

- Здесь я оказалась сразу после окончания вуза. Наша школа только открылась, проходил набор кадров, и меня,  молодого специалиста, с радостью приняли на работу.

- Трудно ли вам давались первые шаги на учительской стезе?

- Начинать  всегда нелегко. Но, когда тебе помогает весь коллектив, когда ты учишься у старших коллег, трудности исчезают. До сих пор я благодарна моей коллеге Айсулу Баймуратовне Касеиновой за ее помощь в моем профессиональном становлении. Она научила меня не только заполнению журнала, общению с учениками, родителями, но и преподала ценнейший опыт педагогического мастерства, показала многие тонкости нашего нелегкого труда. Для меня Айсулу Баймуратовна стала второй мамой.

- Есть ли любимый раздел казахского языка?

- Пожалуй, больше всего мне нравится синтаксис. Он привлекает меня своей сложностью. На уроках мы проводим разбор различных предложений, и мне всегда приятно видеть, когда ученик доходит до самой сути задания. Синтаксис хорошо развивает аналитические способности школьников.

- Какой из литературных периодов вам ближе всего?

- Это конец XIX - начало XX века. Как раз на этот период пришелся процесс формирования национальной казахской интеллигенции, который придал новый импульс развитию литературы. Много разных талантливых  романов, рассказов, драм, критических статей, сатиры появилось на этом этапе. Все это, несомненно, обогащало культуру казахского народа. Если говорить о моих любимых авторах, то это творчество классиков казахской литературы: Абая Кунанбаева, Сакена Сейфуллина и нашего земляка - Магжана Жумабаева.

- В чем специфика работы завуча?

- Заместителем директора по учебной части я работаю уже порядка восьми лет, но каждый день учит тебя чему-нибудь новому. А не так давно я проходила уровневые курсы, на которых открыла для себя много нового и интересного. Сейчас этот полезный опыт я использую в своей работе. Если возникает какая-то интересная идея, то я стараюсь сразу ее реализовать. К примеру, во время проведения Зимней Олимпиады в Сочи, я предложила ребятам ежедневно приносить видео с результатами игр и демонстрировать его по школьному телевизору. Дети охотно откликнулись на предложение, и мы были в курсе всех событий, происходивших на Олимпийских играх. Нужно постоянно находиться в творческом поиске.

- Ваша должность предполагает тесное сотрудничество не только с педагогическим коллективом, учениками, но еще и с директором школы. Есть ли взаимопонимание?

- Директор нашей школы Сайран Бикеновна Мустафина всегда поддерживает начинания завучей, особенно, если от нас исходят креативные идеи. Между руководителем и нами царят прекрасные отношения. Педагогический коллектив у нас сплоченный, каждый учитель вносит свою лепту в воспитание достойных казахстанцев.

- Предположу, что у школы с годами появился свой собственный стиль, а ваших выпускников, наверное, узнают в городе?

- Не хочется особо хвалиться, но это действительно так. Наших учеников ценят в университете за их знания, воспитание, культуру. К нам охотно идут студенты на педагогическую практику, заряжаются, кстати, позитивными эмоциями. Да и родители будущих первоклассников стремятся отдать ребенка именно в нашу школу. Это, конечно, говорит о том, что люди доверяют нам и нашему труду.

- На ваших уроках ребята познают этот мир через родной язык и литературу. А чему вы учитесь у них?

- Это интересный вопрос. В современных детях мне нравится их кругозор, они смотрят на мир шире, чем мы, взрослые. Привлекает в учениках и их способность отстаивать свою точку зрения по каким-либо спорным вопросам. Но это вовсе не значит, что они не ценят другого мнения, наоборот, каждый прислушивается и к другому. Только в сотрудничестве ребята раскрываются в полной мере.

- У вас за плечами уже большой педагогический стаж и множество проведенных уроков. Но все же, какой из них самый яркий, прошедший недавно, запомнился вам и вашим ученикам?

- В этом году большое впечатление на всех произвел урок, посвященный маме. На нем я показывала ученикам видеосюжет о матери, которую собственные дети сдали в Дом престарелых. В ходе просмотра ребята не скрывали своих эмоций, в глазах у них стояли слезы. Да и у меня тоже. Потом мы долго обсуждали эту проблемную тему, говорили о человеческих взаимоотношениях, об уважении к родителям. Урок имел огромное воспитательное и обучающее значение.

- Какого стиля преподавания вы придерживаетесь?

- Я сторонник демократического стиля, для меня неприемлемы авторитарные методы. Иногда ученику достаточно показать направление без какого-либо давления, и он все сделает правильно. В своей работе я использую современные способы и средства обучения, которые как раз и призваны развивать ученика как гармоничную, творческую личность.

- Вам помогает чувство юмора?

- Через юмор, через иронию от учеников можно добиться понимания гораздо быстрее, чем при помощи нотаций. Юмор разряжает напряженную обстановку и располагает к доверию.

Погода в доме

- Айымхан Салемовна, расскажите о своей семье.

- У нас с мужем трое детей: две дочери и сынок - он самый младший. Старшая дочь учится в СКГУ по специальности «Приборостроение», а младшая - в нашей школе.

- Кто-то из ваших детей  планирует пойти по учительской стезе?

- Может быть, мой путь повторит младшая дочь, она похожа на меня по характеру, и учиться ей нравится: узнавать что-нибудь новое, исследовать. Она постоянно участвует в разнообразных научных конкурсах.

- Ваше любимое семейное место отдыха?

- Вся наша семья любит отдыхать в городе Астане. Ежегодно мы стараемся побывать в столице, чтобы посмотреть достопримечательности, познакомиться с новыми людьми.

- Для вас счастье - это…

- Моя семья: дети, муж, когда они находятся рядом со мной, когда они здоровы и все у них благополучно.

Свободная фантазия

- В какой исторической эпохе вы бы хотели оказаться?

- У любого времени - свои плюсы и минусы. Но, несмотря на это, я хотела бы остаться в нашей эпохе с ее быстрым ритмом жизни, который не дает тебе стоять на месте, а требует кропотливого, ежедневного развития.

- Если бы у вас была волшебная палочка, чтобы вы изменили?

- В первую очередь я бы установила на нашей планете мир и спокойствие и оградила бы людей от страшных глобальных и локальных войн, которые разрушают не только все вокруг, но и человеческие судьбы, души.

- Ваша мечта?

- Я бы хотела, чтобы наш Петропавловск развивался такими же темпами, как и столица Казахстана - Астана. Чтобы строились большие и красивые здания, культурные объекты, возрастали производство и уровень жизни.

- Если бы время можно было повернуть вспять, кем бы вы стали?

- Еще в детстве я хотела быть юристом. Мне нравилось разбираться в мотивах поведения людей. Узнавать, почему человек поступил именно так, а не иначе. А еще у меня развито чувство справедливости, которое, на мой взгляд, необходимо юристу. Так что им бы и стала.

Напоследок…

- Для вас учитель - это…

- Друг, которому дети могут полностью доверять. Он дарит детям надежду и уверенность в собственных силах.

- Педагогическое кредо…

- Постоянный творческий поиск и саморазвитие.

- Ваши пожелания ко Дню знаний.

- Желаю коллегам крепкого здоровья, успехов, достатка и семейного благополучия! Не зря говорят, если в семье порядок, то он будет и на работе.

Беседовал Павел РОЩУПКИН

 

FacebookFeedMail1

 

Наша газета

Курс валют

Партнеры

RSS-лента новостей

Главная

  • Ученые Kozybayev University изучают возможности созданного на основе донных отложений местных озер инновационного органоминерального удобрения для реализации органического земледелия.

  • Для большинства людей слово «музей» ассоциируется с тишиной и покоем полутемных залов, и уж точно большинство уверено в том, что работать здесь легко и просто. В действительности все совсем иначе. Музейная деятельность бесконечно разнообразна и насыщенна, как любой по-настоящему творческий труд. Итак, знакомьтесь: Лидия Матвеевна МЕЛЁХИНА, ветеран труда, проработавшая главным хранителем фондов Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея более 30 лет.

  • В профсоюзе работников образования и науки Северо-Казахстанской области 2024 год стал началом новой коллективно-договорной компании на период 2024-2026 годы.