ПУСТОЕ СОТРЯСАНИЕ ВОЗДУХА

Пока именно так можно охарактеризовать проект Закона «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан». Как оказалось, в нем очень много общих фраз, но нет определенной конкретики, механизмов взаимодействия. Так, например, в статье 20 «Права и обязанности молодежи» есть пункт о льготном проезде на общественном транспорте (кроме такси) для обучающихся и воспитанников организаций образования очной формы обучения, но нет ничего о финансировании и о том, как будет осуществляться исполнение этого пункта.

На прошлой неделе североказахстанская молодежь обсудила проект нового закона и основные направления модернизации государственной молодежной политики.

Так как закон должен быть принят уже в этом году, у представителей молодежи не так много времени, чтобы успеть внести в него поправки и предложения. На сегодняшний день проект закона представляет собой документ, состоящий из 5 глав и 29 статей. 

Активная молодежь считает, что время для преобразований и изменений пришло давно. Ведь прежний Закон «О государственной молодежной политике РК» был принят еще 10 лет назад. Так на встрече активисты центра молодежных инициатив говорили, что для того, чтобы новая редакция правового документа могла позволить вывести молодежную политику на новый уровень развития нужно решить ряд законодательных вопросов.

В своем выступлении Данияр Абуталипов, директор областного центра молодежных инициатив отметил, что впервые в законе молодежь выступает субъектом, соучастником реализации молодежной политики, а не только лишь объектом получения государственной поддержки. Также в законопроект вносятся новые понятия и определения, такие как молодой специалист, советы по делам молодежи при акиматах всех уровней, клубы по интересам молодежи, комитет по делам молодежи при учебных заведениях и организациях и др.

«Внесены поправки в части формирования и реализации государственной молодежной политики, где уточняется определение ее субъектов. К ним относятся молодежь, государственные органы, органы местного самоуправления, молодежные и детско-юношеские организации, общественные объединения и ассоциации, предприятия и организации всех видов собственности, советы по делам молодежи при акимах всех уровней, клубы по интересам молодежи… Впервые в статью о финансовом обеспечении государственной молодежной политики вносится пункт о создании условий для ее реализации и использования механизмов государственно-частного партнерства», - отметил Данияр Абуталипов.

Однако некоторые пункты закона все же вызывают вопросы и противоречия. Одни  статьи требуют расширения, в других отсутствуют меры и механизмы реализации государственной молодежной политики. Директор областного центра молодежных инициатив обратил внимание присутствующих и на то, что в статьях 23, 24 даны только определения молодежным и детско-юношеским организациям, предложил расширить данные статьи, добавив основные функции, направления деятельности организаций. А в главе 5 законопроекта не предусмотрено никаких мер ответственности за нарушение данного законодательства, которые, по мнению выступающего, в обязательном порядке  должны быть отражены в правовом документе. 

«Мы считаем, что необходимо ввести конкретизацию определенных статей, чтобы данный закон помогал и в нашей работе, и в целом органам самоуправления», - подчеркнул Д. Абуталипов.

В связи с отсутствием мер и механизмов реализации государственной молодежной политики, активисты центра молодежных инициатив предложили внести отдельную главу, в которой были бы распределены все эти механизмы и меры ответственности за неисполнение.

Говоря о противоречиях в законе о молодежной политике и соответствующих проекту поправках в Трудовой Кодекс, участники встречи сказали об отмене испытательного срока при приеме на работу молодых специалистов и запрете их увольнения по инициативе работодателя в течение двух лет. Понятно, что с одной стороны эта мера продиктована поддержкой молодых специалистов. Как известно, одним из главных требований при приеме на работу во многих организациях значится двухлетний стаж работы, которого, конечно же, у только что окончивших учебное заведение нет. А с другой стороны, если вдруг молодой специалист оказался нерадивым работником, то что же тогда: работодатель вынужден будет терпеть его два года без права на увольнение? В таком случае желающих трудоустроить молодежь будет еще меньше.  

Интересовало участников встречи и то, как будет выполняться пункт о льготном проезде. Получается, что сказать - сказано, а на кого возложено и что будет за неисполнение этого пункта - не прописано.

Поднимали представители поколения next и проблемы с жильем, отсутствие общежитий при организациях, говорили и о необходимости увеличения возрастного критерия для молодых семей.

Одним словом, вопросов было очень много, как, впрочем, и хороших предложений. А вот какие из них найдут отражение в новом правовом документе, покажет время.

Сагынгуль САКЕНОВА