Уехали на доработку, но обещали вернуться

В самом начале года в Петропавловск прибыла партия из 7 долгожданных новых автобусов марки Yutong казахстанской сборки. Однако недавно в социальных сетях появилось видео, на котором видно, как машины увозят из города. Ролик ожидаемо вызвал бурные обсуждения. Ситуацию поспешили прояснить сотрудники городского акимата и перевозчики. Оказалось, транспорт после тест-драйва направили производителю - на доработку.

 

По словам заместителя руководителя отдела ЖКХ, ПТ и АД Бахыта Ильясова, все 7 автобусов длиной 8,5 метров работали на действующей маршрутной сети в тестовом режиме. За это время был определен ряд технических замечаний, которые необходимо было устранить производителю - компании «Сарыарка АвтоПром». В её адрес направили соответствующие письма, специалисты завода несколько раз приезжали в Петропавловск, но решить все вопросы на месте не смогли из-за отсутствия в городе специализированного сервисного центра. Именно поэтому, чтобы избежать технических нарушений в дальнейшем и получить следующую партию автобусов в требуемой комплектации, машины вернули на завод-изготовитель в Костанай.

Какие же неполадки выявили в ходе тестовых заездов? «Автобусы первой партии не были оснащены соответствующим программным обеспечением, не было датчиков расхода топлива, датчиков учета пассажиропотока. Также, согласно нашим требованиям, транспорт должен быть оснащен информационными мониторами. Чтобы смонтировать и установить табло, пришлось автобусы вернуть заводу», - объяснил Бахыт Ильясов. Перевозка осуществлялась за счёт изготовителя.

Представитель акимата добавил, что все конкурсные процедуры состоялись и совместный договор между СПК «Солтүстік», АО «БРК-Лизинг» и ТОО «Сарыарка Авто-Пром» уже подписан. В ближайшее время на счёт завода поступит первый взнос для приобретения 100 новых автобусов. Далее изготовитель будет партиями поставлять транспорт в Петропавловск. Ориентировочно, в течение трех месяцев придут первые 30 машин, а до конца 2021 года мы получим всю сотню.

«Стоимость одного автобуса - около 40 миллионов тенге. Мы планируем закупить 60 машин длиной 8,5 метра и 40 - 10,5 метра. Размеры разные, так как маршрутная сеть города, ширина и загруженность улиц не позволяют везде использовать большую технику», - пояснил Б. Ильясов.

В городском акимате полагают, что на рынке останутся только заинтересованные в работе перевозчики, они и будут приобретать новые машины. «Кто не заинтересован, скорее всего, уйдёт с рынка. Со старыми автобусами они однозначно не смогут осуществлять перевозки. Это предусмотрено и конкурсными процедурами, и техническими требованиями. У нас будут работать действующие более крупные перевозчики, и не исключено, что к нам зайдут компании из других городов», - указал Бахыт Ильясов.

Добавим, что на сегодняшний день подвижной состав Петропавловска технически устарел на 70%. После переоснащения автобусы с истёкшим сроком службы отправят на утилизацию, а машины в нормальном состоянии пустят на обслуживание дачных и пригородных маршрутов.

Сейчас в городе действуют 22 маршрута. Председатель ассоциации «СКО Автотранспортный союз» Галина Семёнова признала, что за два года количество пассажирского транспорта в городе сократилось с 360 до 190 единиц. Некоторые перевозчики уже утилизировали машины, ещё часть собирается это сделать в ближайшее время.

Не все предприниматели смогут остаться на рынке из-за высокой стоимости новых автобусов. Те же, что согласны продолжать, рассчитывают на поддержку государства - субсидирование социально значимых маршрутов и компенсацию отрасли пассажирского транспорта. «Сегодня не только в нашем регионе сложилось такое положение дел, поэтому вопрос находится на контроле республики. Самостоятельно осуществлять обновление подвижного состава ни один перевозчик у нас не сможет. Но те, кто хочет работать, будут заходить в этот проект, потому что уже есть гарантии. Я готова продолжать деятельность, ИП «Кусаинов», Рахимов, Айдаков - те, кто давно задействован на рынке. Возможно, мы перераспределим какое-то количество единиц - не будет так, что кто-то один возьмет большой объем на себя. Все разделим по силам, определим, может, помаршрутно проведем обновление, это дело каждого. И ещё это будет зависеть от договорных отношений, по которым будет передаваться техника. Этим мы сейчас и занимаемся, это решающая составляющая», - подчеркнула Галина Петровна.

К слову, проезд в городском транспорте сейчас равняется 80 тенге для взрослых и 40 - для детей. Власти обещают, что, в связи с приобретением новых автобусов, тариф для населения не станут увеличивать. Помочь в этом должно субсидирование, за счёт которого перевозчикам компенсируют часть затрат.

Светлана ДУБРОВИНА