Правила для тех, кто хочет действовать

Как вы знаете, глава партии «NurOtan» Нурсултан Назарбаев подписал постановление о проведении праймериз с 17 августа по 3 октября.

Праймериз - это предварительный внутрипартийный отбор, участвовать в котором смогут как кандидаты от первичной партийной организации, так и самовыдвиженцы - неравнодушные,талантливые и активные казахстанцы.

Основная цель отбора - выявить на основе конкурентной борьбы новых лидеров для дальнейшего формирования партийных списков на предстоящих выборах в Мажилис и маслихаты всех уровней. В эти списки должны войти представители разных слоев населения, авторитетные, пользующиеся доверием граждан соотечественники.

Партийная работа - это большая ответственность, а потому к кандидатам предъявляются самые строгие требования. Желающие принять участие в праймериз обязаны ознакомиться с официальными правилами их проведения. Документ был создан после активного изучения передового международного опыта и широкого внутрипартийного обсуждения. В нём отражены основные термины, цель, задачи, принципы и этапы праймериз, порядок формирования и полномочия организационных комитетов и счетных комиссий, ответственность и обязанности организаторов, методы контроля за ходом отбора. Безусловно, ценной для кандидатов окажется информация об условиях выдвижения и регистрации, проведения агитационной работы, публичных дебатов, способах информационного сопровождения, принципах организации и проведения голосования, определения итогов.

Читайте и принимайте участие! Біз біргеміз!

Юлия ПРОНИНА, 

главный редактор газеты «Проспект СК», член партии «NurOtan»

 ПРАВИЛА проведения праймериз партии «Nur Otan»

Настоящие Правила определяют порядок и процедуру проведения предварительного внутрипартийного отбора - праймериз партии «Nur Otan» (далее - партия).

Предварительный внутрипартийный отбор - праймериз (далее - праймериз) не является выборами в маслихаты всех уровней и Мажилис Парламента Республики Казахстан и не является процедурой выдвижения партией партийных списков кандидатов в депутаты маслихатов всех уровней и Мажилиса Парламента Республики Казахстан.

 

1. ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРАВИЛАХ

 

1) праймериз - предварительный внутрипартийный отбор кандидатов для дальнейшего включения в партийные списки на выдвижение в депутаты маслихатов всех уровней и Мажилиса Парламента Республики Казахстан, органы партии, филиалов и рекомендации на должности в государственные органы;

2) наблюдатель - член партии, доверенное лицо кандидата, осуществляющее наблюдение за ходом голосования на праймериз;

3) счетная комиссия - структура, обеспечивающая организацию и проведение голосования, определение его итогов, состоящая из региональных, территориальных и участковых счетных комиссий на уровне первичных партийных организаций;

4) публичные дебаты - обмен мнениями двух и более кандидатов по различным общественно значимым вопросам с участием широкой общественности, освещением в средствах массовой информации (далее - СМИ);

5) косвенные выборы - выборы, при которых воля членов партии опосредуется специальными лицами - делегатами конференций филиалов (выборщиками);

6) кандидат - участник праймериз, зарегистрированный в порядке, установленном настоящими Правилами;

7) тайное голосование - вид голосования, при котором участники голосуют анонимно, при этом исключается контроль за волеизъявлением голосующего;

8) партийная квота - доля кандидатов в партийных списках от количества мандатов в соответствующих маслихатах и Мажилисе Парламента.

В партийную квоту включаются кандидаты из числа активных, узнаваемых членов партии, имеющих многолетний стаж в партии, пользующихся авторитетом среди партийцев и доверием населения, имеющих достижения в профессиональной деятельности и общественной жизни.

  

В настоящих Правилах применяются следующие виды квот:

Районная и городская партийная квота - 30% от количества мандатов в соответствующих маслихатах, определяемая председателем территориального филиала партии;

Региональная партийная квота - 30% от количества мандатов в соответствующих маслихатах, определяемая председателями областных, городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент филиалов партии;

Центральная партийная квота - 50% от количества мандатов в Мажилисе Парламента, определяемая Председателем, Руководящим органом партии;

квота по стратам - требования к качественному составу партийных списков: представленность в партийных списках не менее 30% женщин и 20% молодых людей до 35 лет. Представители многодетных матерей, соотечественников, людей с особыми потребностями и других страт могут быть включены в соответствии с региональной структурой избирателей;

квота представленности в партийных списках - квота для каждого района и города в партийных списках в областные маслихаты, для каждого района городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент в партийных списках в городские маслихаты, определяемая пропорционально численности избирателей районов, городов;

квота представленности регионов в партийном списке в Мажилис Парламента - квота для каждой области, городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент в партийном списке в Мажилис Парламента, определяемая пропорционально численности избирателей регионов;

9) рейтинговое голосование - система голосования, при которой избиратель (член партии) может проголосовать за любое количество кандидатов, внесенных в выданный ему бюллетень для голосования;

10) доверенное лицо - член партии, который оказывает кандидату организационную помощь в участии на праймериз;

11) прямые выборы - выборы, при которых члены партии прямо и непосредственно избирают кандидатов;

12) штаб - коллектив людей, сформированный из числа доверенных лиц кандидата, которые оказывают помощь кандидату в организации работы в период проведения праймериз.

 

2. ЦЕЛЬ ПРАЙМЕРИЗ

 

Выявление на основе конкурентной борьбы реальных и сильных лидеров для дальнейшего формирования эффективного депутатского корпуса в маслихатах всех уровней и Мажилисе Парламента, продвижения по партийной линии, рекомендации на должности в государственные органы.

 

3. ЗАДАЧИ ПРАЙМЕРИЗ

 

1) выявление и привлечение реальных и сильных лидеров по принципу «Сильные лидеры - Сильная партия»;

2) создание «социального лифта» по партийной линии для активных и инициативных граждан;

3) вовлечение широких масс в обсуждение вопросов развития страны;

4) выявление актуальных, реальных местных проблем для формирования системной региональной партийной политики;

5) повышение узнаваемости программ партии в городах и районах;

6) активизация работы первичных партийных организаций и вовлечение их в партийную деятельность;

7) расширение участия членов партии в формировании партийных списков;

8) формирование узнаваемых партийных списков;

9) повышение персональной ответственности кандидатов.

 

4. ПРИНЦИПЫ ПРАЙМЕРИЗ

 

1) состязательность - конкурентный выбор, привлечение новых членов партии, прокачка партийных кандидатов;

2) законность - строгое следование законам Республики Казахстан;

3) прозрачность - ясная, справедливая схема формирования партийных списков, снижение влияния субъективных факторов;

4) тайна выбора - решение конкретного избирателя - его личный выбор, внедрение принципа тайного голосования на всех этапах праймериз;

5) открытость для диалога - возможность ведения дискуссии, обсуждения вопросов развития общества для всех желающих.

 

5. ЭТАПЫ ПРАЙМЕРИЗ

 

1) выдвижение и регистрация кандидатов;

2) подготовка кандидатов к агитации;

3) агитационная работа;

4) проведение голосования;

5) подготовка списков.

 

6. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОМИТЕТОВ

 

6.1. Порядок формирования организационных комитетов.

В целях подготовки и проведения праймериз создаются Центральный, региональные и территориальные организационные комитеты:

1) состав и структура Центрального организационного комитета утверждаются приказом Первого заместителя Председателя партии. Состав Центрального организационного комитета формируется из числа сотрудников Центрального аппарата партии;

2) региональные организационные комитеты создаются при областных, городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент филиалах партии, территориальные организационные комитеты - при территориальных филиалах партии, за исключением филиалов, созданных на базе крупных первичных партийных организаций.

Решением Бюро Политических советов соответствующих филиалов партии утверждаются составы и руководители региональных и территориальных организационных комитетов. Руководители утверждаются из числа первых заместителей, заместителей председателей филиалов партии и других членов организационного комитета.

В состав региональных и территориальных организационных комитетов входят работники филиалов, члены Политических советов филиалов партии, руководители и члены бюро первичных партийных организаций, члены Молодежного крыла «Jas Otan», не являющиеся работниками государственных органов. Рекомендуемое количество членов - от 7 до 20 человек.

6.2. Полномочия Центрального организационного комитета:

1) координирует работу региональных и территориальных организационных комитетов, оказывает методическое сопровождение, а также обеспечивает открытость проведения праймериз;

2) утверждает республиканский Календарный план проведения праймериз (далее - Календарный план) и Медиаплан информационного сопровождения;

3) размещает на официальном интернет-ресурсе партии, в СМИ и социальных сетях объявление о начале праймериз, информацию о ходе его проведения и итогах;

4) доводит до регионов критерии формирования партийных списков;

5) утверждает форму, количество бюллетеней;

6) организует выезд сотрудников Центрального аппарата партии в регионы на период проведения праймериз;

7) проводит анализ качественного состава партийных списков.

6.3. Полномочия региональных и территориальных организационных комитетов:

1) региональные организационные комитеты организуют и координируют работу территориальных организационных комитетов, счетных комиссий;

2) размещают в местных СМИ, на аккаунтах филиалов партии в социальных сетях информацию о начале, ходе проведения и итогах праймериз, организуют брифинги для представителей масс-медиа;

3) уточняют и формируют списки членов партии для голосования на основании Централизованной базы данных в разрезе первичных партийных организаций и передают их в счетные комиссии;

4) ведут прием документов кандидатов, регистрируют и формируют списки кандидатов, в том числе в информационной системе на официальном интернет-ресурсе партии. Проводят анализ качественного состава кандидатов на соответствие предъявляемым требованиям;

5) формируют единую базу кандидатов на интернет-ресурсе партии на основе письменных и онлайн-заявлений;

6) формируют список доверенных лиц кандидатов;

7) организуют работу по формированию индивидуальных сетевых графиков кандидатов и координируют их реализацию;

8) региональные организационные комитеты устанавливают лимит средств, используемых кандидатами в ходе агитационной работы;

9) осуществляют свод предложений от членов партии, полученных кандидатами в ходе агитации;

10) организуют публичные дебаты кандидатов;

11) обеспечивают безопасность и порядок при проведении публичных дебатов, голосования;

12) региональные организационные комитеты организуют изготовление бюллетеней для голосования и их доставку;

13) определяют помещения для голосования и обеспечивают их оснащение урнами для голосования, кабинами для тайного голосования, канцелярскими товарами, оргтехникой (в т.ч. компьютер с доступом в Интернет (при наличии Интернета), связью. Определяют места выдачи бюллетеней, места для наблюдателей и представителей СМИ;

14) проводят обучение членов счетных комиссий;

15) организуют работу участков в день голосования;

16) обеспечивают видеосъемку проведения агитационной работы, публичных дебатов, процесса голосования и предоставляют видеоматериалы в Центральный организационный комитет;

17) организуют работу call-центров, обратную связь через социальные сети;

18) организуют работу первичных партийных организаций по проведению внутрипартийного отбора;

19) еженедельно представляют вышестоящему организационному комитету информацию о ходе проведения праймериз.

6.4. Организационными комитетами финансирование расходов на организацию и проведение праймериз осуществляется за счет текущих расходов, членских партийных взносов, пожертвований граждан и негосударственных организаций Республики Казахстан.

 

7. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ СЧЕТНЫХ КОМИССИЙ

 

7.1. Порядок формирования счетных комиссий.

В целях организации и проведения голосования, определения его итогов, создаются региональные, территориальные и участковые счетные комиссии:

- региональные счетные комиссии - при областных, городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент филиалах партии;

- территориальные счетные комиссии - при территориальных филиалах партии, за исключением филиалов, созданных на базе крупных первичных партийных организаций;

- участковые счетные комиссии - на уровне первичных партийных организаций.

Решением Бюро Политических советов соответствующих филиалов партии утверждаются составы и руководители региональных, территориальных и участковых счетных комиссий на уровне первичных партийных организаций.

Счетные комиссии формируются из числа активных членов партии в количестве от 3 до 9 человек. Секретарь счетной комиссии избирается из числа членов комиссии на первом заседании.

7.2. Полномочия счетных комиссий:

1) оповещают членов партии о дне, времени и месте голосования за 10 дней до голосования;

2) территориальные счетные комиссии организуют работу участковых счетных комиссий в день голосования;

3) обеспечивают выдачу бюллетеней в день голосования согласно списку членов партии;

4) проводят подсчет бюллетеней и голосов, определяют результаты голосования по участкам;

5) формируют и представляют протоколы об итогах голосования.

 

8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ОБЯЗАННОСТИ

ОРГАНИЗАТОРОВ ПРАЙМЕРИЗ

 

8.1. Председатели, первые заместители председателей филиалов партии, члены организационных комитетов, счетных комиссий несут персональную ответственность:

1) за организацию и проведение праймериз в соответствии с настоящими Правилами;

2) за нарушения, предусмотренные пунктом 3.6 Устава партии:

- действие (бездействие), дискредитирующее партию или иное действие (бездействие), наносящее ущерб интересам партии;

- несоблюдение Устава партии, программных документов, решений органов партии.

3) за нарушение пунктов 8, 9, 14, 17, 18 Кодекса этики члена партии:

- повышать авторитет партии, не допускать совершения действий, дискредитирующих ее;

- соблюдать партийную дисциплину, не допускать нарушения норм партийной этики;

- не использовать партийное положение в корыстных целях для получения имущественной или неимущественной выгоды;

- соблюдать деловой этикет, не подчеркивать и не использовать свое партийное положение в личных целях;

- своими действиями и решениями не давать повода для критики партии, использовать конструктивную критику в свой адрес для устранения недостатков и улучшения партийной деятельности. В случаях необоснованного публичного обвинения в его адрес, как члена партии, соответствующим образом обнародовать информацию, опровергающую такие обвинения.

За нарушения могут применяться меры партийного взыскания вплоть до исключения из партии.

8.2. Председатели филиалов партии несут персональную ответственность за кандидатуры, включаемые в партийные списки в маслихаты всех уровней по Районной, городской и Региональной партийной квоте (30% от количества мандатов в соответствующих маслихатах).

8.3. Члены организационных комитетов, счетных комиссий обязаны:

1) выполнять обязанности, возложенные на них настоящими Правилами, решения и указания руководителя, вышестоящего комитета и счетной комиссии;

2) проявлять беспристрастность и независимость при принятии решений, а также воздерживаться от публичной оценки деятельности кандидатов;

3) обеспечивать защиту персональных данных членов партии, кандидатов, доверенных лиц.

8.4. Лица, выдвигаемые на праймериз и члены их штабов, не могут быть членами организационных комитетов, счетных комиссий, комиссий партийного контроля. Одно и то же лицо не может быть одновременно членом нескольких вышеуказанных органов.

 

9. КОНТРОЛЬ ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ ПРАЙМЕРИЗ

 

9.1. Контроль за проведением праймериз осуществляют Комитет партийного контроля, региональные и территориальные комиссии партийного контроля.

9.2. Комитет и комиссии партийного контроля:

1) рассматривают персональную ответственность председателей, первых заместителей председателей филиалов партии, членов организационных комитетов, счетных комиссий, кандидатов и их доверенных лиц за нарушение порядка проведения праймериз, Устава партии и Кодекса этики члена партии в соответствии с пунктом 8.1. настоящих Правил;

2) рассматривают и принимают решения по заявлениям и жалобам, касающимся:

- нарушения порядка проведения праймериз, определенного настоящими Правилами;

- обжалования решения организационных комитетов об отказе в регистрации или исключении из списка участников праймериз;

3) рассматривают факты нарушения кандидатом условий участия в праймериз;

4) рассматривают факты несоответствия данных, выявленных при контрольном пересчете бюллетеней Центральным организационным комитетом. 

 

10. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ

 

10.1. Кандидат должен соответствовать требованиям:

1) предъявляемым к депутату Мажилиса Парламента Республики, установленным пунктом 4 статьи 51 Конституции Республики Казахстан:

- гражданин Республики Казахстан, постоянно проживающий на ее территории последние десять лет и достигший двадцати пяти лет;

2) предъявляемым к депутату маслихата и установленным пунктом 3 статьи 86 Конституции Республики Казахстан:

- гражданин Республики Казахстан, достигший двадцати лет;

3) обладать избирательным правом в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Конституции Республики Казахстан:

- не имеют права избирать и быть избранными, участвовать в республиканском референдуме граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда;

4) установленным пунктами 3 и 4 статьи 4 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан». Не может участвовать на праймериз и быть кандидатом:

- лицо, признанное судом недееспособным, а также содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;

- лицо, имеющее судимость, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке;

- лицо, вина которого в совершении коррупционного преступления и коррупционного правонарушения в установленном законом порядке признана судом.

5) быть членом партии «Nur Otan». Допускается, что кандидат при выдвижении может быть не членом партии, но до окончания срока регистрации для участия в праймериз он должен вступить в партию.

К праймериз не допускается лицо, исключенное из рядов партии за действия (бездействия), дискредитирующие партию или наносящие ущерб интересам партии.

10.2. Выдвижение кандидатов:

1) начинается со дня публикации на интернет-ресурсе партии объявления о начале срока выдвижения и проводится согласно республиканскому Календарному плану;

2) выдвижение кандидатов осуществляется от первичной партийной организации или путем самовыдвижения. Кандидаты могут быть выдвинуты в пределах только одной области, города, района;

3) кандидаты для участия в праймериз подают документы лично в территориальные организационные комитеты или в информационной системе на интернет-ресурсе партии.

Перечень необходимых документов:

- заявление по форме, согласно приложению № 1 к настоящим Правилам, где указывается уровень маслихата или Мажилис Парламента;

- копия документа, удостоверяющего личность, или сканированная копия оригинала в случае подачи документов в информационной системе;

- справка о наличии либо отсутствии судимости из Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан;

- справки из наркологической и психоневрологической организаций;

- заявление о принятии обязательств, согласно приложению № 2 к настоящим Правилам;

- протокол собрания первичной партийной организации (для кандидатов, выдвинувшихся от первичной партийной организации);

- копия партийного билета (при наличии).

Кандидат с перечнем документов предоставляет список доверенных лиц, в который он вправе вносить изменения до дня голосования.

10.3. Регистрация кандидатов:

1) проводится территориальными организационными комитетами согласно республиканскому Календарному плану;

2) регистрация кандидата осуществляется решением организационного комитета при наличии полного пакета документов, указанных в подпункте 3) пункта 10.2. настоящих Правил, не позднее 3-х дней после подачи заявки. Заседание организационного комитета является правомочным при участии более половины его членов;

3) территориальные организационные комитеты с момента регистрации в письменной форме уведомляют кандидата о регистрации на участие в праймериз либо дают мотивированный ответ об отказе;

4) списки зарегистрированных кандидатов публикуются на интернет-ресурсе партии, в СМИ и аккаунтах в социальных сетях;

5) основанием для отказа в регистрации или отмены решения о регистрации кандидата являются:

- несоответствие кандидата предъявляемым требованиям, в том числе состояние на учете в наркологической и/или психоневрологической организациях;

- выявление фактов действий (бездействий) со стороны кандидата, дискредитирующих партию или наносящих ущерб интересам партии;

- представление неполного пакета документов, необходимых для регистрации, а также, если кандидат не вступил в партию до окончания срока регистрации;

- проведение агитации до окончания срока регистрации;

- установление фактов нарушения кандидатом условий участия в праймериз, определенных настоящими Правилами;

6) кандидат вправе:

- повторно подать документы на участие в праймериз до окончания срока выдвижения при устранении оснований для отказа, связанных с представлением неполного пакета документов;

- обжаловать решение об отказе в регистрации в течение 5-и рабочих дней после получения уведомления в комиссии партийного контроля;

- снять свою кандидатуру на любом этапе праймериз путем представления письменного заявления в территориальный организационный комитет;

- сформировать штаб в свою поддержку из числа доверенных лиц и сторонников для организации работы в период агитации и голосования.

10.4. Первичные партийные организации, выдвинувшие кандидата, имеют право отозвать кандидата на любом этапе праймериз путем представления своего решения в территориальный организационный комитет.

10.5. Региональные организационные комитеты формируют итоговый список участников праймериз, согласованный с Центральным организационным комитетом.

10.6. Нормы настоящих Правил, касающиеся выдвижения и регистрации кандидатов, не распространяются на действующих депутатов Мажилиса Парламента.

Действующие депутаты Мажилиса Парламента могут принять участие в праймериз в качестве кандидата в дебатах на конференциях областных, городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент филиалов партии по согласованию с руководством региональных филиалов соответствующих регионов.

 

11. ПРОВЕДЕНИЕ АГИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

11.1. Агитация начинается согласно Календарному плану и проводится до 14.00 часов дня голосования.

11.2. В ходе праймериз на усмотрение организационных комитетов могут применяться различные форматы агитации с учетом специфики регионов и статуса населенных пунктов.

11.3. Агитационная работа проводится непосредственно самими кандидатами в рамках сетевых графиков мероприятий, включающих:

1) проведение встреч с членами партии с учетом стратоориентированного подхода («от двери к двери», встречи в первичных партийных организациях, в предприятиях и организациях);

2) публикации и выступления в СМИ и социальных сетях;

3) участие в публичных дебатах.

4) изготовление и распространение флаеров, буклетов.

Агитационная работа кандидатов и их агитационные материалы не должны противоречить уставным и программным документам партии.

11.4. В ходе агитации кандидаты презентуют членам партии свое видение решения проблем конкретных населенных пунктов в соответствии с профессиональной деятельностью.

Предложения членов партии, поступившие в ходе агитации, передаются в письменной форме за подписью кандидатов в территориальные организационные комитеты.

11.5. Агитационная работа проводится за счет собственных средств кандидатов, не допускается финансирование от юридических лиц с иностранным участием или от иностранных граждан, государственных органов.

Кандидаты по требованию организационных комитетов предоставляют информацию о сумме средств, затрачиваемых на агитационную работу.

11.6. В ходе агитационной работы кандидатам и их доверенным лицам, а также иным лицам или организациям по их поручению запрещается:

1) проводить агитацию, направленную против других участников праймериз, распространять заведомо ложные сведения, совершать иные действия, порочащие их честь и достоинство;

2) проводить агитацию в помещении, где проходит голосование, в помещениях государственных органов, органов местного самоуправления, коммунальных государственных предприятий (учреждения здравоохранения, образования), а также в помещениях предприятий и организаций без разрешения собственника;

3) проводить агитацию среди военнослужащих, работников правоохранительных органов и судей, работников специальных государственных органов (органы национальной безопасности, Служба государственной охраны), руководителей и работников религиозных объединений;

4) проводить агитацию с использованием изображения какого-либо лица без его письменного разрешения;

5) проводить агитацию, направленную на разжигание социальной, религиозной и межнациональной розни;

6) вручать членам партии денежные средства, ценные подарки, оказывать на льготных условиях услуги с условием голосования или не голосования за конкретного участника праймериз. Исключение составляет бесплатная раздача агитационных материалов;

7) публикация агитационных материалов с критикой конституционного строя, административно-территориального устройства, первых лиц государства и руководства партии;

8) расклеивание листовок, плакатов, установка баннеров.

Кандидатам, являющимся должностными лицами государственных органов, запрещается использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

 

12. ПРОВЕДЕНИЕ ПУБЛИЧНЫХ ДЕБАТОВ, ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРАЙМЕРИЗ

 

12.1. Публичные дебаты проводятся на 3-х уровнях:

- первый (базовый) уровень - в ходе праймериз;

- второй уровень - на конференциях районных и городских филиалов партии;

- третий уровень - на конференциях областных, городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент филиалов партии.

12.2. Участие в публичных дебатах обязательно для всех кандидатов.

12.3. Порядок участия кандидатов в публичных дебатах:

1) выдвинувшихся в районах, городах областей:

- не менее 1 раза для кандидатов, претендующих в районные и городские маслихаты;

- не менее 2 раз для кандидатов, претендующих в областные маслихаты;

- не менее 3 раз для кандидатов, претендующих в Мажилис Парламента.

2) выдвинувшихся в городах Нур-Султан, Алматы, Шымкент:

- не менее 1 раза для кандидатов, претендующих в маслихат города;

- не менее 2 раз для кандидатов, претендующих в Мажилис Парламента.

3) действующие депутаты Мажилиса Парламента, участвующие на праймериз, в публичных дебатах участвуют 1 раз в ходе конференций областных, городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент филиалов партии.

12.4. Порядок проведения публичных дебатов:

1) язык проведения дебатов определяется по желанию участников;

2) общая продолжительность дебатов не должна превышать 90 минут;

3) публичные дебаты проводятся в два раунда:

- в первом раунде кандидаты презентуют свое видение решения проблем конкретных населенных пунктов. Время выступления определяется организационными комитетами, но не должно превышать 5 минут;

- во втором раунде между кандидатами проводится дискуссионная сессия в формате «вопрос-ответ». Кандидат может задать не менее одного вопроса каждому из своих оппонентов. На формулировку вопроса дается 20 секунд, на ответ каждому участнику предоставляется до 3 минут. Модератор может предоставить право вопроса зрителям в зале;

4) очередность выступления в каждом раунде определяется жребием. Выбор вида жребия осуществляется организационным комитетом;

5) участники дебатов вправе отвечать или не отвечать на вопросы зрителей касательно своего выступления.

12.5. Помещения для проведения публичных дебатов:

1) определяются территориальными организационными комитетами по согласованию с Центральным, региональными организационными комитетами и должны быть:

- приспособлены к размещению не менее 50 человек;

- оборудованы аудио- и видеоустройствами, а также подключением к сети Интернет для проведения онлайн-трансляции дебатов (при наличии Интернета);

2) публичные дебаты проводятся в зданиях филиалов партии и первичных партийных организаций.

Допускается проведение публичных дебатов в помещениях предприятий и организаций по письменному разрешению собственника, в сельских клубах, домах культуры при заключении договора на проведение мероприятия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Запрещается проведение публичных дебатов в помещениях государственных органов, органов местного самоуправления, учреждениях здравоохранения, образования.

12.6. Публичные дебаты в ходе праймериз проводятся согласно республиканскому Календарному плану.  

Территориальные организационные комитеты:

1) проводят анонсирование мероприятия в местных СМИ и в социальных сетях за 3 дня до их проведения;

2) предоставляют модератора для проведения дебатов, который владеет текущей повесткой дня, тематикой выступлений кандидатов, обладает навыками коммуникации с аудиторией и участниками;

3) приглашают представителей СМИ и блогеров для освещения дебатов, осуществляют допуск к дебатам и иных журналистов и блогеров, пожелавших осветить мероприятие;

4) обеспечивают аудиторию для наблюдения за дебатами;

5) обеспечивают проведение онлайн-трансляции публичных дебатов на аккаунтах филиалов партии в социальных сетях;

6) обеспечивают безопасность и порядок при проведении публичных дебатов.

12.7. Освещение организационными комитетами работы кандидатов в социальных сетях носит информационный характер, без оценок действий кандидата, а также иных действий, способных повлиять на выбор членов партии. Деятельность каждого кандидата должна освещаться равномерно.

 

13. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ГОЛОСОВАНИЯ,

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИТОГОВ

 

13.1. Формирование и подготовка участков голосования:

1) участки голосования образуются территориальными организационными комитетами на базе первичных партийных организаций;

2) малочисленные первичные партийные организации объединяются по численности не менее 50 человек для организации голосования в одном месте;

3) голосование проводится в зданиях филиалов партии и первичных партийных организаций.

Допускается проведение голосования в помещениях предприятий и организаций по письменному разрешению собственника, в сельских клубах, домах культуры при заключении договора в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Запрещается проведение голосования в помещениях государственных органов, органов местного самоуправления, учреждениях здравоохранения, образования.

13.2. Изготовление и распределение бюллетеней для голосования:

1) региональные организационные комитеты организуют изготовление бюллетеней для голосования на государственном и русском языках, в количестве, определенном Центральным организационным комитетом.

На период изготовления и распределения бюллетеней в регионы направляются сотрудники Центрального аппарата партии и подведомственных организаций;

2) региональные организационные комитеты обеспечивают доставку бюллетеней в соответствующие территориальные организационные комитеты на основании актов приема-передачи.

Территориальные организационные комитеты обеспечивают доставку бюллетеней участковым счетным комиссиям не позднее чем за один день до голосования на основании актов приема-передачи.

13.3. Проведение голосования:

1) голосование проводится в субботу, с 8.00 часов до 14.00 часов местного времени. На отдельных участках, где голосуют члены партии, работающие на крупных промышленных предприятиях по графику сменной работы, голосование может проводиться до 17.00 часов местного времени;

2) голосование проводится в помещениях, которые оснащены в соответствии с настоящими Правилами.

В случае, когда отдельные лица по состоянию здоровья, причине ухода за больным членом семьи не могут прибыть для голосования, участковой счетной комиссией организуется доставка переносных урн для голосования. Член участковой счетной комиссии под роспись в списке участников голосования берет бюллетени для лиц, к которым будет организована переносная урна;

3) бюллетени выдаются счетной комиссией на основании списка членов партии по предъявлению документа, удостоверяющего личность или членство в партии;

4) члены счетной комиссии отмечают голосующих в списке участников, ставят роспись в бюллетени для голосования и выдают их голосующим под роспись в журнале выдачи бюллетеней. Заполненные бюллетени опускаются в урну для голосования;

5) процесс голосования фиксируется на фото и видеозапись.

13.4. Полномочия наблюдателей.

В день голосования с момента открытия участков и до установления результатов одновременно на участке голосования могут присутствовать по одному наблюдателю от каждого кандидата. 

Наблюдатели от кандидатов вправе:

1) получать информацию о количестве членов партии, принявших участие в голосовании, в том числе в голосовании вне помещения;

2) наблюдать за ходом голосования, процедурой подсчета голосов и оформления итогов голосования на участке;

3) сопровождать переносные урны, в том числе находиться в транспортном средстве во время их перевозки;

4) обжаловать решения, действия (бездействие) соответствующей счетной комиссии и (или) ее членов в контрольные комиссии;

5) присутствовать при подсчете и погашении неиспользованных бюллетеней членами участковой счетной комиссии;

6) делать фото и видеозапись, не мешая ходу голосования и подведению его итогов;

7) наблюдать процедуру передачи участковой счетной комиссией протоколов об итогах голосования вышестоящей счетной комиссии;

8) после проведения голосования знакомиться с протоколами счетных комиссий об итогах голосования, получать их заверенные копии.

Наблюдатели от кандидатов обязаны:

1) иметь при себе документы, удостоверяющие их личность;

2) не вмешиваться в процесс голосования, подсчета голосов и оформления итогов голосования;

3) не предпринимать действия, препятствующие работе участковой счетной комиссии;

4) основывать свои замечания на документированных, действительных и поддающихся проверке фактах.

В случае нарушения председатель участковой счетной комиссии может удалить наблюдателя из помещения для голосования с составлением акта, подписываемого всеми членами комиссии.

13.5. Подсчет бюллетеней и голосов:

1) подсчет бюллетеней и голосов проводится участковыми счетными комиссиями в присутствии наблюдателей;

2) подсчет начинается после окончания голосования и проводится по каждому кандидату в отдельности до установления итогов;

3) перед вскрытием урн участковая счетная комиссия подсчитывает все неиспользованные бюллетени;

4) недействительными признаются бюллетени:

- испорченные и неустановленного образца;

- в которых отсутствует подпись члена соответствующей участковой счетной комиссии;

- в которых отметка проставлена карандашом, носит следы подчистки или иного способа подделки;

- в которых не отмечен ни один кандидат.

Недействительные бюллетени при непосредственном подсчете голосов исключаются из числа бюллетеней голосующих.

13.6. Определение итогов голосования:

1) по итогам подсчета голосов соответствующие счетные комиссии формируют протоколы об итогах голосования согласно приложениям № 3,4,5 к настоящим Правилам.

Протоколы подписываются председателем, секретарем, членами соответствующих счетных комиссий и передаются вместе с бюллетенями в вышестоящую счетную комиссию, далее в соответствующий организационный комитет;

2) соответствующие организационные комитеты формируют протоколы об итогах проведения праймериз, которые подписываются председателями организационных комитетов, счетных комиссий и комиссий партийного контроля.

По заявлению наблюдателей организационные комитеты могут произвести повторный пересчет бюллетеней. Пересчет бюллетеней производится один раз.

3) оригиналы протоколов счетных комиссий и организационных комитетов, а также бюллетени, в том числе неиспользованные и испорченные, в течение суток после завершения голосования передаются в Центральный организационный комитет.

Центральным организационным комитетом производится контрольный пересчет бюллетеней. Факты несоответствия данных, выявленные при контрольном пересчете бюллетеней, передаются на рассмотрение Комитета и комиссий партийного контроля;

4) региональные организационные комитеты в течение суток после завершения голосования представляют списки с рейтингом кандидатов в Центральный организационный комитет;

5) списки c рейтингом кандидатов публикуются на интернет-ресурсе партии и аккаунтах в социальных сетях.

13.7. Подготовка предложений по утверждению партийных списков на выдвижение на выборы в маслихаты всех уровней и Мажилис Парламента проводится с учетом следующих моментов:

1) партийные списки в маслихаты всех уровней формируются из числа кандидатов по итогам праймериз и Районной, городской, Региональной партийной квоты председателей филиалов партии (30% от количества мандатов в соответствующих маслихатах).

Партийные списки по итогам праймериз формируются:

- в районные маслихаты - один к двум (2 кандидата на место);

- в городские маслихаты - минимум один к двум, максимум один к трем (2 - 3 кандидата на место в зависимости от представленности кандидатов от областного центра и крупных городов в маслихате области);

- в областные, городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент маслихаты - один к двум (2 кандидата на место).

2) партийный список в Мажилис Парламента формируется из числа кандидатов по итогам праймериз и Центральной партийной квоты Председателя, Руководящего органа партии (50% от количества мандатов в Мажилисе Парламента).

Кандидаты включаются в квоту с учетом следующих ограничений:

- один кандидат может быть включен в партийный список по квоте только на одном уровне;

- кандидат, не прошедший по итогам праймериз в партийные списки в маслихаты всех уровней и Мажилис Парламента, не может быть включен в партийный список по квоте.

Председатели региональных филиалов партии представляют в Центральный аппарат партии кандидатуры, которые будут включены в партийные списки в маслихаты всех уровней согласно квоте. Центральный аппарат партии согласовывает представленные кандидатуры с Председателем и руководством партии;

3) в партийных списках должны быть представлены не менее 30% женщин и 20% молодых людей до 35 лет. При формировании списков составляется рейтинг по каждой страте для дальнейшего отбора.

Представители многодетных матерей, соотечественников, людей с особыми потребностями и других страт могут быть включены в соответствии с региональной структурой избирателей.

Определяется следующий порядок проведения конференций филиалов и Съезда партии по формированию и утверждению партийных списков:

1) на конференциях районных и городских филиалов партии областей:

- утверждаются партийные списки на выдвижение на выборы в районные и городские маслихаты с включением кандидатов по Районной и городской партийной квоте;

- проводятся дебаты кандидатов в областной маслихат и Мажилис Парламента. Участвуют кандидаты с наивысшим рейтингом;

- по итогам дебатов тайным рейтинговым голосованием делегатов (выборщиков) выбираются кандидаты для включения в партийный список на выдвижение на выборы в областные маслихаты и Мажилис Парламента.

После определения результатов голосования делегатов (выборщиков) кандидаты с наибольшим количеством голосов выдвигаются:

- в областные маслихаты - согласно квоте представленности районов и городов в партийных списках в областные маслихаты;

- в Мажилис Парламента - каждый район, город выдвигает по одному кандидату, областные центры в соответствии с квотой представленности регионов в партийном списке в Мажилис Парламента;

2) решением Бюро Политических советов районных филиалов партии городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент кандидаты с наивысшим рейтингом рекомендуются для включения в партийный список в городской маслихат. Количество кандидатов определяется согласно квоте представленности районов в партийных списках в маслихаты городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент;

3) на конференциях областных, городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент филиалов партии:

- утверждаются партийные списки на выдвижение на выборы в областные, городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент маслихаты с включением кандидатов по Региональной партийной квоте;

- проводятся дебаты между кандидатами в Мажилис Парламента с участием действующих депутатов Мажилиса Парламента от данного региона;

- тайным рейтинговым голосованием делегатов (выборщиков) выбираются кандидаты для включения в партийный список на выдвижение на выборы в Мажилис Парламента.

После определения результатов голосования делегатов (выборщиков) кандидаты с наибольшим количеством голосов выдвигаются в Мажилис Парламента в соответствии с квотой представленности регионов в партийном списке в Мажилис Парламента;

- избираются делегаты на Съезд партии;

4) на Съезде партии:

- утверждается партийный список на выдвижение на выборы в Мажилис Парламента с включением кандидатов по Центральной партийной квоте;

5) отдельные кандидаты, не вошедшие в партийные списки, решением соответствующего Бюро Политического совета будут выдвигаться по партийной линии в органы партии и филиалов, рекомендованы на должности в государственные органы.

13.8. По всем спорным и не регламентированным настоящими Правилами вопросам, возникающим в ходе проведения праймериз, решения принимаются Бюро Политических советов региональных филиалов партии.

13.9. В соответствии с пунктом 9.5. Устава партии, итоги праймериз, решения конференций филиалов партии могут быть признаны недействительными и отменены Бюро Политического совета партии в случае их несоответствия Уставу, решениям вышестоящих партийных органов и настоящим Правилам.