Что новенького, Петропавловск?

Вокзал с лифтами, эскалаторами и подсветкой. Ещё одна новая школа. Современные  многоэтажки вместо старых частных домишек. Грандиозные перемены - в последние несколько лет именно это словосочетание характеризует внешний облик нашего областного центра. Аким Северо-Казахстанской области Кумар Аксакалов в ходе пятничного объезда посетил строящиеся объекты Петропавловска и лично проконтролировал ход работ.

 

Вокзал преобразится  до неузнаваемости!

Петропавловцы и гости города сегодня с нетерпением ждут обновления железнодорожного вокзала. Капитальный ремонт здесь проводили почти 30 лет назад, в середине 90-х, и то сделали лишь облицовку и канализацию. Ну а реконструкции и вовсе никогда не было, текущие работы - первые с момента постройки здания в 1965 году. Зато эффект от них ожидается значительный. «Для нашего региона это один из стратегически важных объектов, здесь очень большой грузо- и пассажиропоток. Мы должны встречать людей в хороших условиях, поэтому после ремонта наш вокзал будет соответствовать всем требованиям времени. Он станет более удобным для жителей, пассажиров и гостей города», - подчеркнул Кумар Аксакалов.

Работы по реконструкции идут согласно графику, в соответствии с разработанным и утвержденным проектом. В этом году начался третий, завершающий, этап - самый сложный и самый масштабный по работам и вложениям. В здании оборудуют долгожданные грузовые лифты - с выходом на платформу и внутри здания вокзала, а также специальный лифт для маломобильных групп населения в правой части здания. Появятся и эскалаторы - их разместят в пристройке, для которой сейчас делают фундамент. Больше пассажирам и сопровождающим не придётся таскать тяжёлые сумки с первого этажа на третий и обратно по неудобным лестницам, чтобы выйти на платформу. «Когда человек попадает на вокзал, он, естественно, проходит систему контроля. Затем, например, если у него уже есть билет, он может не заходить в здание вокзала, а сразу подняться на 3 этаж по эскалатору. Там он попадает на конкорс (распределительный зал, прим. авт.), где расположены два лифта, ведущие на 2-ю и 3-ю платформы, и два традиционных спуска. У пассажира есть варианты: дождаться лифт или, если у него с собой нет багажа, спуститься по лестнице. Так мы избежим столпотворения на узких спусках на платформу», - пояснил Станислав Таратуто, ведущий инженер инвестиционного сектора Петропавловского отделения ЮУЖД. Те, кому только нужно будет приобрести билет, смогут пройти под эскалаторами в здание вокзала.

В реконструкции задействовано много специалистов, да и процесс это длительный, поэтому подрядчики постарались минимизировать дискомфорт для пассажиров. Работы решили вести частями: одно крыло здания перекрыто, второе - принимает пассажиров. К тому моменту, когда вокзал сдадут в эксплуатацию, он обретет современный, эстетичный вид как внутри, так и снаружи. Здесь установят современную сплит-систему кондиционирования и вентиляции. Внутри будет располагаться сервис-центр, комнаты отдыха на втором этаже, два зала ожидания: на первом этаже - для пригородных маршрутов, а на третьем - для путешественников дальнего следования. Кроме того, вместимость залов ожидания обещают увеличить. Для удобства пассажирам разрешат свободный выход на первую платформу, конечно, через систему контроля. На выходе к каждому из путей установят новые электронные табло. Также проектом предусмотрена внешняя подсветка здания в цветах ОАО «РЖД».

К слову, ОАО «РЖД» выделило собственные средства на реализацию трёхлетнего масштабного проекта, только в этом году на работы понадобилось около 3 млрд тенге, общая сумма - ещё выше. Глава региона рассказал, что местной исполнительной власти пришлось провести немало переговоров с российской стороной, прежде чем воплотить задумку в жизнь. «Мы специально договаривались с Шуваловым, первым вице-премьером РФ, выходили к нему неоднократно с письмами. Инициировали эти вопросы, в Челябинске встречались во время Форума, разговаривали, просили поддержки. Большая была угроза, что в этом году денег не выделят. Но благодаря предпринятым мерам всё финансирование поступило в полном объеме, и мы уже завершаем весь комплекс реконструкции нашего вокзала. Это очень хороший проект, поздравляю», - добавил К. Аксакалов.

Также в нынешнем году благоустроят прилегающую к вокзалу территорию - уже за счёт  местного бюджета. На это предусмотрено 100 млн тенге. «Параллельно будем ремонтировать Привокзальную площадь, восстанавливать озеленение и когда-то работавшие фонтаны, расширять газон. Будут демонтированы устаревшие киоски. В прошлом году убрали один, в этом году мы договорились ещё по двум. В ближайшее время начнут их снос», - сообщил аким области. Автобусные остановки перенесут ближе к зданию вокзала, а работу таксистов отрегулируют. Обновят и фасады близлежащих многоэтажек. Также в планах - привести в порядок водонапорную башню и привокзальный рынок.  «Всё должно быть цивилизованным», -  считает Кумар Иргибаевич.

Новых квартир всё больше

Строительство жилья в Петропавловске идет, опережая план, что не может не радовать. В очереди на квартиру стоят более 14 тысяч горожан, и появление новых многоэтажек делает их на шаг ближе к собственному дому.

Темпы по строительству жилья, по словам акима области, с каждым годом будут только расти. «В перспективных микрорайонах вырастают новые многоэтажные дома. В 2018 году построили 2068 квартир. В прошлом году сдали ещё 2587, 144 многодетные семьи стали новоселами. В течение двух лет мы всех многодетных обеспечим жильем. В этом году построим уже 2800 квартир», - отметил Кумар Аксакалов. Добавим, что благоприятные возможности и потребность в жилье вполне может увеличить эту цифру до 3000. Главное - не срывать сроки.

Как будут идти работы, покажет время, однако контроль за строительством ведётся регулярно. Например, в ходе объезда глава региона  проинспектировал два 64-квартирных дома, которые  возводят в  микрорайоне Жас Өркен на въезде в город. Больше половины квартир североказахстанцы уже выкупили благодаря госпрограмме «7-20-25». Ещё 50 человек претендуют на жильё во втором доме, где только приступили к реализации заветных квадратных метров. К слову, стоимость одного в черновой отделке - от 190 тысяч тенге.

Востребованность коммерческого жилья растёт, поэтому к строительству привлекают частных инвесторов.  Спрос всегда большой, если строишь на совесть, в хорошем районе с благоустройством, уверен глава региона. По его словам, в Петропавловске продолжится замена старого ветхого жилья современным, скоро начнётся снос по второй линии улицы Горького. На первых этажах новых многоэтажек планируют открывать мини-центры и поликлиники.

ОРЦ по принципу «одного окна» и производство фанеры

Обеспечение жильём - не единственная задача, которая стоит перед местной исполнительной властью. Важно, чтобы экономика региона развивалась, а у людей была работа. Поэтому особое внимание сегодня уделяется сфере предпринимательства и привлечению инвесторов в нашу область. С этой целью в прошлом году в СКО создали Специальную экономическую зону. Теперь формируется необходимая инфраструктура.

На базе ТОО «Радуга» в Петропавловске строится единственный в области оптово-распределительный центр (ОРЦ), который посетил глава региона Кумар Аксакалов. 6 тысяч квадратных метров, цеха и склады, офисные помещения - всё для удобства бизнесменов. Стоимость аренды 1 кв.м - 1,5 тысячи тенге. Сейчас на объекте завершают внутренние работы, и уже через полтора месяца начнут завоз товара. Это позволит сократить «серые» поставки в регион . Четкая фиксация и удобное распространение продукции без посредников положительно скажется на уменьшении расходов бизнеса и снижении цен для конечного покупателя как на оптовом, так и на розничном рынке. Предложением заинтересовались как местные предприниматели, так и компании из других регионов страны.

«Это первый в Петропавловске современный склад, где есть все условия и для работы людей, и для сохранения товара. Сюда будет оптом завозиться товар, здесь будут находиться таможня, налоговая, санитарная служба и брокеры. Не нужно ездить по городу и собирать документы. Все в одном месте. Предпринимателям важно не тратить свое время», - отметил аким области.

Кроме этого, к концу 2020 года на территории ТОО «Радуга» начнет работу завод по производству ламинированной фанеры, которая широко используется в строительстве. Поверхность такой плиты препятствует проникновению влаги, имеет высокую устойчивость к истиранию, химикатам, образованию грибка и плесени.

Деревообработка - перспективное и выгодное направление. Сегодня в Казахстане действует только один завод по выпуску ламинированной фанеры, однако скоро второе производство появится и в нашей области. За реализацию проекта отвечают турецкие инвесторы, сумма вложений составит 1,7 млрд тенге. Сейчас идет ремонт помещения площадью 10 тысяч кв. м, закуплено оборудование - из Турции, Германии, России. Предприятие позволит создать до 150 постоянных рабочих мест. Производственная мощность составит 18 тысяч кубометров фанеры. Будет использоваться казахстанская береза.

Новые школы решат проблему «трёхсменок»

В области с каждым годом растет число первоклашек. Если в 2017 году за парты впервые сели 7662 маленьких североказахстанца, то в 2019 году их было уже 8556, то есть за 2 года рост составил 12 %. Для получения качественного образования ребятам нужны соответствующие условия. Решением этой задачи и занимаются местные исполнительные власти. Так, в минувшем году капитальным ремонтом охватили 142 учреждения образования региона, что составило 40% всех отремонтированных школ по стране. В 2020 году на обновление ещё 60 объектов потратят 3 миллиарда тенге. Напомним, что в целом в 2020 году финансирование сферы образования области возросло на 46%.

В Северо-Казахстанской области занимаются не только ремонтом уже имеющихся зданий. К примеру, сегодня в Петропавловске насчитывается более 26 тысяч школьников. При этом имеется дефицит ученических мест, в двух школах города (№6 и №10) занятия идут в три смены. Помочь в решении проблемы трехсменного обучения должны новые объекты образования. Первого сентября ввели в эксплуатацию среднюю школу №25 на 600 мест в микрорайоне Береке. Новый объект возводится и по улице Жумабаева (на пересечении улиц Чкалова - Ш. Уалиханова).

Глава региона Кумар Аксакалов посетил современную школу на 900 мест, которую сейчас достраивают в микрорайоне Жас Өркен. Чтобы возвести новое учебное заведение, потребовалось снести около 35 старых частных домов, владельцы которых получили благоустроенные квартиры на вторичном рынке. Общая площадь здания - 12 тысяч кв.м, на его строительство государство потратило более 1,5 млрд тенге. Подрядчик - ТОО «Севимсталькон» - приступил к работе в конце 2017 года. Объект планировали сдать ещё в прошлом ноябре, но не успели. В частности, камнем преткновения стал частный дом, хозяева которого препятствовали его сносу. Кроме того, к подрядчику возникли нарекания со стороны заказчика - управления образования. Как рассказали в областном управлении строительства, за отставание от графика и несвоевременную сдачу школы на подрядную организацию были наложены штрафные санкции.

Как бы то ни было, возникшие проблемы удалось решить, и сейчас строительство близится к завершению. На территории школы обустроили футбольное и баскетбольное поля, внутри здания заканчивают спортзал, актовый зал и столовую. В кабинеты завезли мебель петропавловского производства, скоро установят индивидуальные шкафчики для учеников и необходимое оборудование. Аким области поручил обратить внимание на цветовую гамму стен классов и коридоров. Обстановка в школе, где дети проводят значительную часть дня, должна быть позитивной, поэтому стены должны быть не однотонно белыми, а яркими и нарядными, как во Дворце школьников.  Это поручение подрядчик принял к исполнению.

Ожидается, что школу с казахским языком обучения введут в эксплуатацию до конца января, а к занятиям здесь приступят с 4 четверти этого года. В новое здание перейдут учащиеся СШ №6 и СШ №7.

Светлана ДУБРОВИНА