БЕСЧИНСТВО НА ЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЯХ?

Северо-Казахстанскую область на прошлой неделе посетила информационно-пропагандистская группа из депутатов Мажилиса Парламента по разъяснению Послания Президента «Стратегия-2050: новый политический курс состоявшегося государства». В Петропавловске мажилисмен Светлана Романовская начала работу со встречи с предпринимателями региона, которая прошла в Торгово-промышленной палате СКО.

«Сегодня государство оказывает предпринимателям огромную поддержку, и Лидер нации Нурсултан Назарбаев в своём новом Послании призвал и дальше работать в этом направлении. У бизнеса есть все возможности для интенсивного развития. Однозначно, общество труда - это самое важное, на что сегодня нужно обратить внимание. Мы должны вырастить новое поколение. Кстати, Президент страны всегда задается вопросом: почему в стране не 300 тыс. малых предприятий, например, а гораздо меньше? Поэтому мы и выехали по регионам, чтобы понять, что же мешает развитию предпринимательства и как улучшить эту ситуацию», - сказала Светлана Юрьевна, обращаясь к североказахстанским предпринимателям.

Встреча оказалась «жаркой», но от этого не менее продуктивной и конструктивной. Предприниматели жаловались на деятельность АО «СевКазЭнерго», которое, по их мнению, тормозит развитие региона. А способствует этому закон об их деятельности: законодателями было создано государство в государстве, и зовется оно энергетическим комплексом. К такому мнению бизнес-сообщество североказахстанского региона пришло не случайно.

Так, мажилисмену рассказали о случае, происшедшем в промзоне Петропавловска. Когда одно из обанкротившихся предприятий энергетики отключили от подачи света, без работы осталось большое количество людей, которые обратились за помощью к местной власти. Последняя, в свою очередь, с целью прийти к консенсусу собрала на совещание все стороны конфликта. Вот только такая инициатива в итоге обернулась проблемой для самой власти. Чиновнику даже пришлось распрощаться с креслом, так как статья 8 Закона «Об электроэнергетике» гласит о недопустимости вмешательства в производственно-технологическую деятельность монополиста.

Привели здесь и другие примеры, когда предприниматели, открывая новое производство или бизнес, сталкиваются с закрытым доступом к информации о том, где в городе есть свободные инженерные сети. Что служит причиной большой траты денежных средств на создание новых. Так, например, порой и  происходит перегруженность сетей на одних участках, когда можно было организовать производство там, где нет такой загруженности.

Или вот еще один пример, когда строящаяся по программе  «Дорожная карта бизнеса-2020» мельница ТОО «Ертеги» Аккайынского района, так и не начала работать. Сумма, заявленная товариществом на строительство внешних сетей электроснабжения, - 7 млн. тенге. Эти расходы взяло на себя государство, но когда им выдали, заодно, и технические условия на внутренние сети, то сумма оказалась намного больше. Конечно, предпринимателя не устроили такие условия, и вопрос по этому проекту повис в воздухе. Вот и получается, что если бы он заранее знал, что ему потребуются большие изменения во внутренних сетях, то, наверное, не связывался бы с этим проектом.  

Или еще один парадокс, который «рождают» Правила пользования электрической энергией. По ним предусмотрено, что при смене владельца предприятия выдаются новые технические условия.  Спрашивается: зачем, если нагрузка не меняется, мощность не увеличивается - все это остается прежним? И таких примеров поведения местных энергетиков на встрече с депутатом было приведено достаточно. Интереснее всего то, что абсурдность таких действий монополиста совершенно законна.

Так, например, депутат городского маслихата Александр Казанцев обратил внимание мажилисмена на статью 8 Закона «Об электроэнергетике», которую, по мнению народного избранника, нужно либо полностью исключить, либо изменить.

«В любом деле необходимо выстроить систему взаимоотношений, особенно, если это касается монополиста-услугодателя, потребителя и исполнительной власти. Ведь в конечном итоге каждый из нас преследует одну цель - это развитие. Монополист должен зарабатывать благодаря развитию своего бизнеса, предприниматель - решать свои проблемы в этом направлении, а исполнительная и представительная ветви власти - создавать условия для нормального развития и тех, и других. Как вы понимаете, в итоге выиграют все, но для этого нужно внести изменения в действующее законодательство», - объясняет Александр Васильевич. А именно: изменить статью 8 Закона «Об электроэнергетике», которая гласит о недопустимости вмешательства в производственно-технологическую деятельность. Согласно ей центральные исполнительные органы, а также региональные не вправе вмешиваться в деятельность организации, связанной с производством и передачей электрической, тепловой энергии или с технологическим управлением этими процессами, а под управлением этими процессами можно понимать что угодно.

«То есть, таким образом, выстраивается барьер между отношениями внутри самой структуры монополиста и внешними отношениями с исполнительной властью. Такое непонимание тормозит развитие бизнеса и городского хозяйства», - объясняет Александр Васильевич. Конечно, у энергетиков много и своих проблем - это, например, большой износ сетей, с которым они не могут справиться самостоятельно, а действующий тариф не позволяет полностью  решить эти проблемы. Например, по тепловым сетям износ составляет около 70%, отдельные участки и вовсе требуют срочной замены. Для этого нужно вложить огромные деньги, а тариф предусматривает только текущее содержание и частичную реконструкцию объектов. Определенно, без государственной поддержки здесь не обойтись, но и полностью нагружать потребителей решением этих проблем тоже нельзя.

Ведь что такое малый и средний бизнес? Предприятия с небольшими финансовыми оборотами, которые не в состоянии осилить все затраты. Особенно, если речь идет о начале строительства какого-то объекта, например, той же мельницы. Во-первых, нужны огромные средства, чтобы построить саму недвижимость, потом, получив технические условия на присоединения технических мощностей, выстроить новые сети. Понятно, что это под силу не всем предпринимателям, особенно начинающим свой бизнес с нуля. Для того, чтобы окупились все  затраты и готовая продукция пошла на реализацию, необходимо время. Конечно, это и является большим тормозом. По словам Александра Казанцева, в Китае, например, государство полностью берет на себя обеспечение инженерными сетями вновь строящихся объектов бизнеса.

Если город займется проблемами решения сетей, допустим, для строительства тех же объектов предпринимательства, что вполне возможно по «Дорожной карте бизнеса» с этим же источником финансирования, - это будет большое дело, утверждает депутат. Выиграют от этого и энергетики, и предприниматели. Но для этого власть должна в соответствии с генеральным планом иметь и план развития инженерных сетей, который выстроить без энергетиков (из исходных данных, схемы действующих инженерных сетей с потребностью их постепенной замены или реконструкции и т.д.)  невозможно. Допустим, акимат хочет построить в ДСР детский сад, но там нет инженерных сетей, зато такой резерв есть в Северном микрорайоне города. В этом-то и заключается абсурдность ситуации. То же самое и с инвестиционной программой, которая заложена в тарифе. Сегодня монополисты сами решают и определяют, что и когда им ремонтировать и развивать вне зависимости от  планов исполнительной власти. В этом и получается нестыковка и несогласованность действий, другое дело, если бы они были прозрачными и согласованными по отношению друг к другу.

Так, например, когда рядовой потребитель решает развить какое-то производство, получить дополнительную мощность, он натыкается на массу проблем с получением техусловий, которые постепенно догружаются дополнительными требованиями монополиста, хождением по различным инстанциям. Помимо всего прочего накладно это еще и по времени, так как сбор всей документации затягивается на неопределенный срок. По мнению Александра Васильевича, эта задача намного упростилась, если бы этим занимался ЦОН, придя в который, каждый мог сначала узнать, какие документы необходимо предоставить для получения техусловий, а через определенное время - получить их. Так почему бы не выстроить такую схему взаимоотношений и что для этого нужно? По сути дела, немного. Энергопередающая организация должна сообщить резерв мощностей по данному ресурсу и пропускную способность трубопроводов или электрических сетей на том или ином участке города. И этого достаточно для того, чтобы найти точку присоединения. К этому мы должны стремиться. Поэтому необходимо доработать Закон «Об электроэнергетике», Правила пользования тепловой, электрической энергией, которые бы не узурпировали права потребителя полностью, а давали возможность решать вопросы, которые не должны заводить его в тупик. Тогда и будет развиваться предпринимательство, а вместе с тем и решение таких проблем, как занятость, трудоустройство... Поэтому Александр Казанцев выступает за то, чтобы полностью исключить статью 8 из Закона «Об электроэнергетике». Город должен знать, где и что он может построить, а где потребуются дополнительные средства. Также и энергетики должны быть в курсе планов местной власти, чтобы знать, куда направить усилия, в том числе и инвестиционные программы. Это и есть согласованность действий, которым мешает статья 8, поэтому депутаты города и обратились к мажилисмену, чтобы законотворческий орган вник и посодействовал решению ситуации. Светлана Романовская обещала поднять вопрос на своем уровне.

А вот члены торгово-промышленной палаты Северо-Казахстанской области высказали свое мнение по проекту внедрения института обязательного членства в Национальной палате предпринимателей.  По их мнению, нужно более внимательно изучить международный опыт по континентальной модели торгово-промышленных палат. «Эта тема широко с бизнесом не обсуждалась. Она была закрыта для обсуждения. Что касается концепции обязательного членства, которая на сегодняшний день пока не выстроена, так как нет законопроекта, то, по-моему, не нужно изобретать велосипед. Для этого есть международный и мировой опыт обязательного членства, но у нас он, к сожалению, искажен. В Германии существует несколько видов палат, где присутствует обязательное членство. Так, в ремесленной палате, созданной для малого бизнеса, объединены  повара, булочники, парикмахеры, сапожники... Есть Земельная палата, в которую входят фермеры и есть Торгово-промышленная, состоящая из крупного и среднего бизнеса. И это правильно», - высказала свое мнение по поводу нового законопроекта Нелли Кукушкина, председатель Торгово-промышленной палаты СКО. Однако народная избранница напомнила, что решение по этому вопросу уже принято.

Следующим пунктом рабочей поездки мажилисмена стало товарищество с ограниченной ответственностью "Партнёр-Авто". Предприятие специализируется на пассажирских перевозках по областному центру. Также Светлана Романовская посетила школу-комплекс эстетического воспитания № 8, Казахскую школу-гимназию, встретилась с коллективами АО «ЗИКСТО», ТОО «Завод многопрофильного оборудования», историко-краеведческого музея.

Сагынгуль САКЕНОВА