УЧЕБНЫЙ ГОД: ПРИМИТЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЮ!

В прошлом номере еженедельника мы рассказывали о том, что с января в нашем регионе действует пилотный проект «Временная семья», направленный на улучшение доступа детей из малых населённых пунктов к качественному образованию. В этом материале - подробнее о том, кто может стать для таких ребят «временными родителями».

 

По задумке авторов проекта, «временная семья» принимает на воспитание детей школьного возраста из малых населенных пунктов на один учебный год. Напомним, в проекте было задействовано три района области. В 54 семьи на временный патронат передали 61 ребенка (в Айыртауском районе - 27 детей, по 17 детей - в районах М. Жумабаева и Мамлютском).

«Данная идея была поддержана Министерством образования и науки. Нами разработаны Дорожная карта, Положение о «временной семье». Совместно с Национальной академией им. И. Алтынсарина составлены методические рекомендации по внедрению проекта, а также приказом министра финансов открыта новая программа в Едином бюджетном классификаторе. Это позволило осуществить проект, начиная с января текущего года, в соответствии с приказом МОН РК от 26 сентября 2018 года № 496», - рассказала на заседании областного акимата руководитель управления образования Гульмира Каримова.

Родительская ответственность и забота о благополучии ребёнка - отнюдь не пустые слова. Главная задача - несколько раз проверить, что за люди собираются стать «временными родителями», насколько они социально адаптированы, имеют ли необходимые навыки и смогут ли обеспечить заботой и вниманием детей. Поэтому для передачи детей во «временную семью» был разработан специальный алгоритм, определены чёткие критерии и требования к кандидатам. Так, они должны были предоставить справку о состоянии не только своего здоровья, но и о здоровье супруга или супруги, справки из наркологического, психиатрического, туберкулезного, кожно-венерического диспансеров и об отсутствии судимости. Немаловажный момент - создание необходимых условий для проживания и обучения ребёнка: отдельная комната, удобное рабочее место для подготовки домашних заданий (письменный стол, компьютер, книжные полки и другое). Окончательное решение принимается только при соблюдении всех этих требований. Затем между родителями, «временной семьёй» и школой заключается трёхсторонний договор о передаче ребенка.

«Временные родители» - забота настоящая

В этом году желание стать «временными родителями» изъявили врачи, учителя, директора школ, участковые, то есть, люди, не преследующие цели заработать денег, но способные создать для детей хорошие домашние условия, дать им любовь и воспитание.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что «временные семьи» действительно получают средства от местных исполнительных органов по месту жительства. Заработная плата «временного родителя» составляет в среднем 45 тысяч тенге. Ещё 7 МРП выделяется на содержание каждого несовершеннолетнего, в том числе на витаминизированное питание для ребят. Таким образом, внедрение проекта поспособствовало открытию новых рабочих мест на селе.

Детей, проживающих во «временных семьях», в течение всего обучающего процесса сопровождают школьные инспекторы, участковые, социальные педагоги, психологи. После систематических посещений семей и обследования их жилищно-бытовых условий было выявлено, что надлежащие условия для занятий и отдыха создали для всех детей, их режим дня находился под контролем.

Промежуточные итоги пятимесячной работы проекта порадовали педагогов. Сократилось количество пропущенных уроков (на 35,5%) и пропусков по болезни (на 41%), зато качество знаний школьников из «временных семей» выросло на 5,7% по сравнению с прошлым учебным годом. Довольны и родители, считающие, что у них нет причин для беспокойства по вопросам безопасности и времяпровождения детей. Сами ребята также отмечают, что во «временных семьях» им созданы хорошие условия, максимально приближенные к дому. Положительную оценку проекту дал и аким СКО Кумар Аксакалов: «В целом, больше позитива и больше плюсов, чем минусов. Вы показали, что и успеваемость выросла, и посещаемость школы улучшилась, и это одни и те же ученики».

Предлагается продолжить работу пилотного проекта в будущему учебном году: распространить опыт «временных семей» еще в трех районах, а количество охваченных детей увеличить в два раза, до 120. «Считаем, что для успешности проекта отделам образования необходимо пересмотреть подбор детей и выбор школ. Следует выбирать те школы и села, где нет интерната, но имеется подвоз, и полностью исключить дублирование функционирования в одном населенном пункте и пришкольного интерната, и «временных семей»», - отметила руководитель управления образования Г. Каримова.

Глава региона в ходе прошедшего на прошлой неделе совещания предложение поддержал. «Немаловажный фактор - экономия бюджетных средств. У нас расходы на обучение детей в сельской местности в некоторых отдалённых населённых пунктах достигают до 800 тысяч тенге на одного ребёнка. Огромные средства. В городе это 250-300 тысяч тенге. Соответственно, мы уменьшим расходы и должны получать в плюсе качество образования для детей. Плюс мы экономим на том, что нет необходимости покупать машины, ведь вопрос перевозки детей тоже актуален. Машины не новые, и дети простывали, пока их довозили до школы и обратно. Так теплее, удобнее и лучше, поэтому будем продолжать работу», - добавил Кумар Аксакалов.

О перспективности проекта «Временная семья» свидетельствует и то, что Министерство образования и науки 28 мая направило письмо о готовности распространить опыт нашей области как альтернативной формы интерната в республике.

Светлана ДУБРОВИНА