УСЛЫШЬ МЕНЯ!

К сожалению, даже в литературных и драматургических произведениях разных времен иногда объектами смеха являются такие физические недостатки, как глухота, косноязычие, заикание. Нет нужды объяснять, насколько далек подобный подход от человеческого сострадания.

Каковы истоки пренебрежения интересами глухих? Почему к слепым или даже к людям с частичной утратой интеллекта - юродивым - отношение иное, чем к глухим? Слепых и юродивых в старину в народе называли божьими людьми, считали их предсказателями судеб. К глухим такие определения никогда не применялись. Причина подобных отношений, очевидно, в том, что ни слепота, ни даже недостаточность умственного развития не влияют на одно из главных человеческих качеств - способность к общению.

Слух является неотъемлемой частью жизни человека, столь же естественной, как дыхание. Зачастую мы даже не осознаем, сколь велико его значение для способности ориентироваться в урагане ощущений, который обрушивается на органы чувств в современном мире. Нарушение слуха или полная его потеря - конечно, очень печальный диагноз и для ребенка, и для его родителей. Тяжело смириться с тем, что маленький человечек на всю жизнь лишен возможности воспринимать такой богатый и неисчислимо разнообразный мир звуков! Но гораздо больнее осознавать, что недуг возводит между малышом и окружающими людьми незримую преграду, изолирует его от мира. Однако это вовсе не значит, что жизненный удел такого ребенка - одиночество и изоляция. За полноценное существование неслышащего малыша можно и нужно бороться.

Такие же, как все

Неслышащие малыши - совершенно обычные дети. Но очень часто им не с кем играть. Родители слышащих ребятишек не поощряют их общения с глухими, а порой и препятствуют таким контактам. Почему? Потому что необученный неслышащий малыш не говорит. Вместо членораздельной речи он издает возгласы, иногда пользуется жестами, не понимает обращенной речи. Этим его поведение резко отличается от сверстников с нормальным слухом, которые, если в силу возраста и не умеют говорить, понимают обращения. А нечленораздельный лепет воспринимается окружающими как нечто совершенно естественное («Ведь он еще маленький!»).  Подобные ситуации травмируют родителей глухого ребенка, да и сам он со временем начинает ощущать себя отличным от других.

Дети и подростки подвержены наибольшему ограничению важнейших жизненных функций вследствие нарушений слуха. Именно для этой возрастной категории огромное значение имеют возможности социальной адаптации в обществе. Творчество становится для них уникальным инструментом для развития и реабилитации, позволяющим с помощью разнообразных выразительных средств донести до окружающих свою точку зрения и особый взгляд на мир. Они прекрасно танцуют, рисуют, занимаются рукоделием, достигают высоких результатов в спорте. Они - такие же, как все!

На недавно прошедшем областном конкурсе хореографических коллективов «Каблучок-2013» ребята из школы-интерната для глухих и слабослышащих детей вошли в тройку сильнейших ансамблей области. А на прошлой неделе чествовали победителя и участников первого национального конкурса рисунков для детей и подростков с нарушением слуха «Радуга звуков», который проходил по всему Казахстану осенью прошлого года. Всем конкурсантам было предложено нарисовать свой родной край, представить, каким он может стать в недалеком будущем, обозначить роль подрастающего поколения в становлении нового облика страны. Рисунки оценивались по трем номинациям: «Казахстан - наш общий дом», «Вместе мы сделаем жизнь лучше», «Природа родного края». Работы представляли по двум возрастным категориям: 5-12 и 13-18 лет. Подарком для победителей стала современная звукоусиливающая аппаратура, которой ребята могут пользоваться в школе и дома.

«Возможность принять участие в конкурсе вызвала большой энтузиазм у наших воспитанников. После внутришкольного этапа и длительного обсуждения было принято решение отобрать работы Нурлыбека Каирбекова, Дильназ Рахимжановой, Анастасии Мищенко и Кирилла Житникова, - рассказывает директор школы-интерната для глухих и слабослышащих детей Жангельды Тажин. - По итогам конкурса «Радуга звуков» наш ученик Нурлыбек занял второе место в номинации «Казахстан - наш общий дом» и стал обладателем FM-системы - необходимого и дорогостоящего оборудования, позволяющего улучшить слуховое восприятие».

Стоит отметить, что этот уникальный широкомасштабный социальный проект не состоялся бы без поддержки российской компании «Исток Аудио Трейдинг», крупнейшего разработчика и производителя реабилитационной техники по слуху на территории СНГ.

Но ребят не только награждали грамотами и призами, для них была подготовлена интересная программа от Центра психологии и развития личности РУХ: просмотр фильма, чаепитие, психологическое занятие по рисованию. Каждый участник изображал на руке соседа то, что он хотел. По словам директора центра Резеды Баймухаметовой, такие занятия помогают подросткам раскрепоститься, выразить свое внутреннее состояние при помощи кисти и красок. Немаловажно тактильное прикосновение кисточки, которое очень успокаивает. Буквально за несколько минут на руках юных художников появились замечательные этюды: яркие весенние букеты цветов, алые сердца и т.д. Лица ребят светились улыбками, а значит, встреча не прошла напрасно. В такие моменты, общаясь с людьми пусть и с помощью сурдопереводчика, детки с нарушением слуха понимают, что они не одни, что они нужны обществу такие, какие они есть…

Не значит изгой

В наших законах о труде так же, как и в законах многих других стран, отсутствуют параграфы, запрещающие использовать глухих сотрудников. Однако при найме на работу чаще всего отдают предпочтение людям с нормальным слухом. Разумеется, на свете существует много специальностей, где отсутствие слуха и затруднения в общении исключают работу глухого человека. Но опыт, накопленный за многие десятилетия, наглядно демонстрирует, что глухие токари и слесари, работники типографий и фотографы, конструкторы и научные сотрудники, художники, скульпторы и люди многих других специальностей выполняют свои обязанности не хуже, а нередко и лучше слышащих товарищей по профессии.

Татьяна КРАВЧЕНКО