НЕОБХОДИМЫ ПРОЗРАЧНОСТЬ И УСИЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ

Какими должны быть тарифная политика, взаимодействие государственных органов и бизнес-сообществ в сфере регулирования услуг монополистов?  И должны ли при определении размера тарифа одинаково учитываться потребности потребителей и монополистов? Ответы на эти и другие вопросы прозвучали за «круглым столом», состоявшимся на прошлой неделе в Северо-Казахстанском областном филиале НДП «Нур Отан» с участием председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий Мурата Оспанова.

Выступая перед собравшимися, глава АРЕМ отметил, что развитие системы государственного регулирования монопольного сектора, обеспечивающего защиту прав потребителей, является одним из приоритетных направлений деятельности агентства. Немаловажной является и прозрачность тарифообразования. «Такую задачу перед нами поставил Глава государства. Люди должны знать, куда уходят деньги, полученные за тариф, насколько сегодня изношены сети и какой будет конечный результат. Сегодня это наша основная задача», - пояснил Мурат Оспанов.

Уровнять потребности

Подробнее на новшествах, которые предлагаются по регулированию естественных монополий, остановился заместитель председателя АРЕМ Асылбек Дуйсебаев. «В рамках совершенствования законодательства был проведен анализ 80 нормативно-правовых актов, 17 из которых оптимизированы в три, а 13 НПА и 16 методик из 40 поставлены на утрату. В результате выработано более 200 поправок, предусматривающих повышение прозрачности тарифообразования, качества регулируемых услуг, противодействие коррупции и усиление контроля.

«Сегодня сложилась ситуация, когда потребитель хочет получать качественную услугу без повышения действующего тарифа, а то и со снижением, а монополист при этом должен развиваться, модернизироваться и соответствовать современным условиям. И здесь агентство выступает своего рода «весами», где должен обеспечиваться баланс интересов потребителей и монополистов», - сказал замглавы ведомства. Таким образом, АРЕМ ограничивает аппетиты монополистов, не допуская их необоснованных требований.

Ведется работа по внесению изменений и дополнений в подзаконные акты, начата разработка соответствующего законопроекта, который в соответствии с поручением Правительства будет включен в план законопроектных работ уже в следующем году. Кроме того, будет разработана долгосрочная программа по тарифной политике в сфере естественных монополий до 2030 года с привлечением международных экспертов, целью реализации которой является обеспечение прозрачности формирования тарифов, целевое использование средств, получаемых от роста тарифов, переход СЕМ к стимулирующему регулированию и анализ сфер естественных монополий на предмет возможности развития конкуренции. «Таким образом, планируется разработать такую тарифную политику, которая будет понятна не только инвесторам, но и потребителям», - подчеркнул А. Дуйсебаев.

Тарифу - прозрачность!

Такую цель преследует первый блок предлагаемых изменений. Для этого на официальном сайте агентства специально был внедрен «калькулятор потребителя», а также размещена информация об инвестиционных программах субъектов естественных монополий и их исполнении, проводятся пресс-туры, «круглые столы», публичные слушания и заседания, брифинги, ведется прием граждан. Подписаны меморандумы о сотрудничестве между агентством и Национальной экономической палатой Казахстана «Союз «Атемекен», а также с республиканским общественным объединением «Национальная лига потребителей».

«В то же время мы понимаем, что сложилась ситуация, когда публичные мероприятия не приносят ожидаемого эффекта, потому что ни потребители, ни СМИ не проявляют к ним интереса в некоторых случаях. Все эти факторы обуславливают необходимость усиления нашей работы и перехода к активным действиям», - резюмировал Асылбек Дуйсебаев.

По его словам, информирование потребителей об изменении тарифов должно обеспечивать всеобщий охват: на телевидении, в газетах, на счетах, квитанциях, а для субъектов малой мощности в сельской местности - в местах массового скопления людей. Также участники слушаний не должны состоять из работников монополиста, теперь для них вводится ограничение до семи человек. Для того чтобы данные нормы работали, предлагается предусмотреть ответственность должностных лиц монополистов в виде наложения на них штрафа.

Также выработаны поправки, обеспечивающие снижение нагрузки на тариф. Предлагается исключить из тарифов представительские расходы, расходы на аудиторские (кроме АО) и маркетинговые услуги, банковскую комиссию, затраты на финансовую и техническую экспертизу. На 50 % сокращен перечень документов, которые монополист должен приложить к заявке, а также другие требования. Это позволит сэкономить средства потребителей без ущерба и качества тарифного регулирования. 

В приоритете - качество

Как отметил А. Дуйсебаев, большое количество жалоб от потребителей касается качества регулируемых услуг монополистов:  температуры, давления, уровня напряжения. При этом отсутствует возможность мониторинга этих параметров в режиме реального времени. В результате чего меры реагирования по ним в большей степени носят точечный, несистемный характер. Создание законодательной основы для внедрения систем мониторинга и контроля качества уже одобрено Мажилисом Парламента в ходе правительственного часа. «Это принципиально новая функция, в реализации которой могут быть задействованы государственный орган и общественные объединения по защите прав потребителей», - указал зампредседателя ведомства.

Говоря о качестве, докладчик не обошел стороной  и накопленный годами износ: «На сегодняшний день эту проблему невозможно решить одномоментно через тариф, так как это приведет к их росту на регулируемые услуги в разы. Один из выходов из сложившейся ситуации заключается в привлечении заемных средств для реализации инвестпрограмм у институтов развития и банков второго уровня. На сегодняшний день этот механизм практически не используется, хотя для этого уже существует нормативно-правовая основа». Понимая, что привлечение заемных средств имеет значительный потенциал - теоретически позволяет в короткие сроки провести широкомасштабную модернизацию при минимальной нагрузке на тариф, новшества предлагают изменить подходы к включению в тарифы вознаграждений за заемные средства, ввести в обязанности монополистов направлять прибыль исключительно на реализацию инвестпрограмм до достижения приемлемого уровня износа и потерь.

По словам зампредседателя агентства, новшества предусмотрены и в борьбе с другой проблемой - низким уровнем установки общедомовых приборов учета тепла. Так, по его словам, новый подход предусматривает, что балансосодержателями приборов учета будут являться монополисты, а значит, содержание и охрана тепловых счетчиков будет осуществляться за их счет. Приборы учета, находящиеся на балансе потребителя, будут приобретаться субъектом у жителей по остаточной стоимости.

Периодическое снятие показаний приборов учета будет осуществляться с привлечением неправительственных организаций. Источниками установки приборов на первом этапе станут средства от перерасчета за услуги по теплоснабжению с учетом температуры наружного воздуха, применения дифтарифов за счет корректировки инвестпрограмм. В последующем же их установка станет одним из приоритетных мероприятий инвестпрограмм.

В противовес коррупции

Как отметил Асылбек Дуйсебаев, изменения коснутся и тех статей закона, которые на сегодняшний день позволяют монополистам двояко трактовать ту или иную ситуацию. Это как раз те многочисленные случаи, когда потребители вроде бы и правы и закон на их стороне, но победителем в суде все же оказывается монополист.  Поэтому сегодня предлагается исключить не только такие нормы из законодательства, но и ограничения по срокам повторного предоставления заявок. Также в целях противодействия коррупции предлагается возможность предоставления заявок в электронном формате, разработка исчерпывающего перечня оснований для отказа по заявкам монополистов, минимализация контакта монополиста с представителями агентства, а также проведение экспертизы тарифов с участием членов экспертного совета на всех уровнях утверждения тарифов.

Кроме того, выработаны предложения по усилению контрольных функций агентства. «Сегодня монополисты сами являются тем полем, инфраструктурой, где работает и развивается бизнес, а незначительные изменения в тарифах и условиях монополистов вызывают реакцию у предпринимателей. При этом субъекты естественных монополий поставлены в одинаковые условия с малым и средним предпринимательством при осуществлении контроля. Поэтому необходимо выведение проверок субъектов естественных монополий и регулируемого рынка из-под действия Закона РК «О государственном контроле и надзоре». Данные изменения позволят оперативно реагировать на жалобы потребителей, обеспечат их защиту и создадут благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса», - сказал зампредседателя АРЕМ.

По его словам, реализация вышеизложенных мер позволит не только повысить прозрачность тарифообразования, но и в рамках вклада в инфляцию сдержать рост тарифов за счет усиления контроля, повысить качество регулируемых услуг, а также обеспечить снижение уровня износа сетей, но самое важное - обеспечит баланс между интересами предприятий регулируемых услуг и возможностями потребителей.

Сагынгуль САКЕНОВА