О работе Национального центра качества дорожных активов

- Здравствуйте, Жолдыбай Кимбаевич. Рады приветствовать вас в редакции «Проспект СК». Расскажите, как давно существует РГП «Национальный центр качества дорожных активов» и какие задачи он выполняет?

- РГП на ПХВ  «Национальный центр качества дорожных активов» был создан в марте 2019 года (на основании Постановления Правительства РК от 19 марта 2019 года №131)  путем слияния и преобразования  16 учреждений, занимавшихся вопросами автомобильных дорог.

Основной задачей Центра является проведение экспертизы качества работ и материалов при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог, проведение ведомственной экспертизы технической документации на средний ремонт автомобильных дорог общего пользования, а также управление дорожными активами.

Если раньше областные лаборатории проверяли качество республиканских дорог, то созданный центр обхватил проверкой все дороги общего пользования, в том числе местные автомобильные дороги.

 

- Какие требования сегодня предъявляются к дорожным организациям?

В настоящее время к дорожно – строительным организациям применяются жесткие требования. Это наличие квалифицированного персонала, оснащение современным оборудованием и дорожно – строительной  техникой, требования по технике безопасности, требования по экологии и многое другое.

- Какие нормы и стандарты сегодня действуют?

На территории Казахстана действуют следующие нормативные документы (стандарты): Национальные (СТ РК); Межгосударственные (ГОСТ) в рамках таможенного союза; Международные (ISO).             Все они действующие, но предпочтение отдаются национальным стандартам,так как они более приближены к нашим условиям и в них установлены более жесткие требования по качеству материалов.

Также в дорожном строительстве применяются технические регламенты:

      - требования безопасности при проектировании а/д;

      - требования безопасности при эксплуатации а/д;

      - требования к безопасности дорожно – строительных материалов;

      - регламент Таможенного СоюзаТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог»

- Сколько проверок провели в 2019 году и были ли в 2020?  Какие нарушения чаще всего допускают предприятия?

За 2019 год на автодороги республиканского значения было произведено 249 выездов с целью проверки качества дорожно-строительных работ и материалов. В результате проверок было выявлено 227 нарушений на объектах, 25 проб ДСМ из 272 не соответствовали нормам. Было направлено 226 писем с предписаниями заказчику и подрядчикам.  По результатам года все замечания были устранены.

На автодорогах местного значения за 2019 год было произведено 66 проверок. Отобрано 216 проб ДСМ, из них 22 не соответствовали нормам СТРК. На объектах выявлено 72 нарушения. Направлено 62 письма с предписаниями. Переустроено а/б покрытия 1960 м2. По результатам года все замечания были устранены.

На улицы г. Петропавловска было произведено 2 выезда с целью контроля качества дорожно-строительных работ и материалов. Было отобрано и испытано 39 проб ДСМ, 5 из них не соответствовали нормам СТРК. Были направлены письма с предписаниями заказчику и подрядчикам. По результатам года все замечания были устранены.

В зимний период выявлялись множественные нарушения по содержанию автодорог: несвоевременная и некачественная уборка выпавшего снега-снежные валы на обочинах, снежно-ледяной накат, гололед на проезжей части, отсутствие посыпки ПГМ, забитые снегом криволинейные брусья, автопавильоны и прочие объекты придорожного сервиса. 

В период летнего содержания, текущего, среднего и капитального ремонтов, реконструкции выявляются замечания по качеству ДСМ и по технологиям дорожно-строительных работ. Применение ДСМ, несоответствующих нормам СТРК: не соответствие каменных материалов заявленным фракциям, недостаточное уплотнение и превышение водонасыщения асфальтобетона, несоблюдение толщины слоев дорожной одежды и т.д.

За первый квартал 2020 года специалистами филиала «Национального центра качества дорожных активов» по СКО произведено 149 выездов. Из них по республиканскойсети а/д93 и 56 по местной сети.

      Выявлено замечаний по республиканской сети- 103, большая часть из которых по качеству зимнего содержания автодорог. Отобрано 34 пробы ДСМ.  Направлено 77 писем заказчику и подрядчику.

       По местной сети пройдено километров 9738 по 10 районам области.

Выявлено 72 замечания, большая часть из которых по качеству зимнего       содержания автодорог.

  Направлено 55 писем заказчику и подрядчику.

- При центре есть испытательная лаборатория. Какие виды экспертиз там проводятся?

- Центр производит экспертизу согласно методов испытаний и измерений, регламентированных действующими отраслевыми нормативно-техническими документами с применением сертифицированных, поверенных и разрешенных к применению на территории Республики Казахстан приборов, средств измерений и оборудования.

 Центр проводит экспертизу качества:

дорожно-строительных материалов: щебни, песок, грунты, бетоны, асфальтобетоны, битум качество

дорожных знаков и горизонтальной дорожной разметки

экспертизу качества строительных работ:

контроль за соблюдением технологий строительства;

качество земляных работ;

работ по устройству дорожной одежды (устройство земполотна, основания, слоев покрытия), качество их уплотнения;

качество подгрунтовки, температуру укладываемой а/б смеси;

контроль за соблюдением требуемых (геометрических) параметров объектов строительства и ремонта (протяженность, продольная/поперечная ровность, уклоны) на соответствие НД и утвержденному проекту.

- Скажите, какие сейчас инновационные технологии и материалы применяются в дорожной отрасли и какова их эффективность?

- В основном качество дорожного полотна зависит от климатических условий. В резко-континентальном климате Казахстана почти во всех регионах бывают перепады отминус 40-45 градусов зимой, до 45 градусов тепла летом. Также не маловажное значение имеет резкий переход через ноль весной и осенью, когда температура в течении половины суток меняется от минус 10 градусов по Цельсию до плюс 10. Поэтому сравнение наших дорог с европейскими, как часто это приводят пользователи дорог, не корректно.

В настоящее время в Казахстане внедряют инновационные технологии и материалы, применяемые в дорожной отрасли. К примеру, уже несколько лет назад, начали активно использовать технологию холодной регенерации и стабилизации асфальтобетонных покрытий – холодный ресайклинг. Эта процедура представляет собой эффективный способ восстановления дорожного покрытия, при котором в результате смешивания материала старой дорожной одежды со смесью вяжущих компонентов (цемент, известь пушонка, битумная эмульсия и т.д.), образуется новое, однородное, прочное, монолитное дорожное основание, поверх которого  укладывается  новый слой асфальтобетонного покрытия.  По сути, делаем капитальный ремонт, при этом увеличиваем несущую способность дороги и экономим бюджетные средства.

Даже самая современная трасса требует обслуживания. В среднем через 8-10 лет возникает необходимость капитального ремонта. Новая технология превентивного содержания дорожных одежд – Сларри-Сил позволяет избежать капитального ремонта. Применяя ее каждые 4-5 лет, содержание значительно удешевляется. Суть производства работ заключается в образовании тонкого слоя износа путем холодного литья эмульсионно-минеральной смеси. При этом Сларри-Сил применяют, если полотно еще только в удовлетворительном состоянии и не имеет явных признаков разрушения. Метод можно сравнить с нанесением защитной пленки на экран мобильного телефона. Сларри-Сил останавливает процесс старения, восстанавливает эксплуатационные характеристики и не снижает сцепление дороги с колесами автомобиля.

Для повышения качества используемых материалов, используемых при строительстве дорог в битум и асфальто-бетонные смеси добавляются различные модификаторы. На базе КазДорНИИ было изучено и внедрено множество добавок в битум, один из основных компонентов асфальта. Так например применение полимерного модификатора позволяет увеличить износостойкость покрытия, снизить воздействие природных факторов и продлить срок службы дорог на 25-30 процентов, а применение резиновой крошки одновременно решает три задачи – экологичная утилизация использованных автомобильных покрышек, улучшение качества дорожного покрытия и его удешевление.

В последнее время очень широко применяется ЩМА (щебеночно-мастичный асфальтобетон) для верхних слоев покрытия. Отличается высокой прочностью, хорошим сцеплением с колесами автомобиля, пригоден для сильно загруженных магистралей, а также хорошо зарекомендовал себя на городских улицах. Высокое содержание кубовидного  щебня  плотных горных пород, который образует каменный скелет, успешно сопротивляющийся деформациям. Добавление стабилизирующих добавок и минерального порошка в битум для удержания от стекания повышает его технические характеристики.

При этом есть те ноу-хау, которые запрещены после проведенных исследований. К примеру, проводили эксперимент по некоторым полимерным добавкам, которые должны были повысить свойства асфальтобетона. Однако, испытания показали, что эти добавки наоборот ухудшают свойства асфальта при нашем резко-континентальном климате. Поэтому, перед применением новые технологии обычно тестируются на устойчивость к климату, к разным температурным режимам.

За последние 10 лет качество автомобильных дорог в Казахстане качественно изменилось в лучшую сторону.

Используя высококачественные материалы, оборудование и технику для строительства и реконструкции дорог, активно осваивая и применяя современные технологии дорожного строительства, мы сможем прийти к высокому качеству в сфере дорожного строительства. Отсюда и девиз «НЦКДА» «От качества дорог – к качеству жизни».

- Какие задачи стоят перед центром в этом году?

- Основной задачей на этот год является подготовка и подача заявления в ТОО «Национальный центр  аккредитации» о прохождении процедур по аккредитации. Для этого нужно провести большую работу начиная с обучения персонала, подготовки соответствующей документации, ремонта помещений и т.д.