ПО ПУТИ ЭКОНОМИИ

Для обеспечения роста экономики и улучшения качества жизни граждан от системы государственного тарифного регулирования деятельности субъектов естественной монополии требуется обеспечение условий, способствующих развитию инфраструктурных отраслей, повышению инвестиционной привлекательности регулируемых секторов, защите прав потребителей и решению задач энергосбережения и ресурсосбережения.

Основные направления тарифной политики: модернизация регулируемого сектора с применением новых методов, защита прав потребителей, переход к «зеленой» экономике.

В рамках инвестиционной привлекательности и модернизации регулируемого сектора принят Комплексный план внедрения новых механизмов тарифообразования на воду на 2013-2015 годы. Данным документом предусмотрены широкомасштабная модернизация и реконструкция водоканалов, внесение изменений и дополнений в ряд нормативных правовых актов, регулирующих деятельность субъектов естественных монополий, целью которых является экономия воды, увеличение источников для финансирования инвестиций.

В рамках работы по энергосбережению с учетом совершенствования законодательства стало возможным внедрение дифференцированных тарифов. Так, возможность применения дневных и ночных тарифов на электроэнергию в СКО была обеспечена еще в марте 2009 года. При этом уровень ночных тарифов был ниже уровня среднего тарифа в 2-3 раза.Дифференцированные тарифы на электроэнергию в зависимости от объемов ее потребления физическими лицами введены вобласти с 1 декабря 2009 года. Вместе с тем, в результате совместных усилий департамента и акимата области, агентством внесены изменения в Правила дифференциации тарифов на электрическую энергию, которые позволили утвердить и ввести в действие с 1 января 2012 года отдельные величины потребления электрической энергии, за превышение которой взимается плата по максимальному тарифу, для одиноко проживающих пенсионеров по возрасту, инвалидов, участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лицам. Также департаментом внедрены величины потребления электрической энергии, за превышение которых взимается плата по тарифу третьего уровня.

Одновременно внедряются дифференцированные тарифы на услуги водоснабжения и канализации. Так, с 30 ноября 2012 года введены дифференцированные тарифы по группам потребителей и по объемам потребления на услуги ТОО «Кызылжар су». При этом расчеты показывают, что экономия при наличии приборов учета составляет в 3,8 раза. В настоящее время 12 субъектов оказывают услуги по дифференцированным по группам потребителей тарифам, что составляет 80 % от общего числа субъектов. Кроме того,департаментом утвержден график внедрения дифференцированных тарифов на услугу водоснабжения по объему потребления, согласованный с акиматом и субъектами естественных монополий. В соответствии с графиком данная работа будет завершена к 1 января 2014 года. 

Кроме того, для создания стимулов к энергосбережению продолжается работа по контролю за установкой субъектами естественной монополии приборов учета тепла и воды.

В настоящее время по городу Петропавловску уровень оснащенности индивидуальными приборами учета холодной воды составляет 84,9 % (при потребности 53737 шт. установлено 45641 шт.); горячей воды - 85 % (при потребности 52204 шт. - 44395), по общедомовым приборам учета тепловой энергии - 27,1 % (при потребности 824 шт. установлено 223 шт.).

Мониторинг установки и обеспеченности приборами учета потребителей свидетельствует о низком уровне данного показателя в районах области. Так, с учетом технической возможности оснащенность приборами учета холодной воды колеблется от 9 до 21 %.

Между тем внедрение дифференцированных тарифов на воду в зависимости от объемов потребления неразрывно связано с проводимой работой по оснащению индивидуальными приборами учета холодной и горячей воды. Только обеспечив 100-процентное оснащение населения приборами учета, можно будет говорить о реальной экономии воды.

Марат МУСТАФИН,

руководитель департамента Агентства РК по регулированию естественных монополий по СКО