КЕНЖЕТАЙ ДУЙСЕНБАЙ: "НИ ОДНА РЕЛИГИЯ НЕ ПРОПОВЕДУЕТ ТЕРРОР!"

Мировой религиозный экстремизм и терроризм набирают обороты. При этом приверженцы радикальных течений не стесняются прикрываться исламом, считая себя истинными верующими, а других, в том числе и приверженцев традиционных течений, - кафирами. Они с легкостью идут на убийство, самоподрыв, при этом погибают сотни невинных людей, в том числе и дети.  В действительности же анализ показывает, что наиболее опасные категории религиозных экстремистов - это жертвы сильных психологических и религиозно- идеологических манипуляций, в результате которых носители таких знаний думают, что действуют правильно, от имени ислама и Аллаха. На  самом же деле их просто используют, они - орудие в политических целях третьих сил. Зомбированные навязанной идеологией люди теряют способность рационально мыслить, правильно осмыслять как религиозные постулаты, так и навязанные им команды и действия.

Так уж случилось, что ситуация коснулась и Казахстана с его многомиллионным коренным мусульманским народом. В некоторых регионах страны время от времени люди, зомбированные радикальными воззрениями,  так или иначе дают о себе знать, поэтому мы не могли обойти стороной тему религиозного экстремизма и терроризма. Есть ли в нашем регионе нетрадиционные течения, как с ними бороться и почему сегодня люди так легко попадают в сети приверженцев деструктивных течений? Ответы на эти и многие другие вопросы мы получили у главного имама центральной мечети «Кызылжар» Кенжетая хаджи Байкемелулы Дуйсенбая.     

- Кенжетай Байкемелулы, какая обстановка на религиозном поле нашего города, области?

- В должности уполномоченного имама по Северо-Казахстанской области Духовного управления мусульман Казахстана и главного имама центральной мечети «Кызылжар» я работаю всего два месяца. Когда-то был наиб имамом этой мечети, но больше работал на республиканском уровне в Агентстве РК по делам религии, поэтому в целом знаком с обстановкой по стране. По сравнению с другими регионами республики обстановка на религиозном поле нашего города и области стабильная.             

- Говорит ли это о том, что в нашем регионе нет нетрадиционных течений?

- Конечно, есть некоторые заблудившиеся, но таких радикалов, как на западе, в частности, джихадистов или такфиритов, особо отравленных идеологией, у нас нет. Северо-Казахстанская область - маленький регион, в котором проживает большинство мусульман, поэтому, наверное, у нас есть некоторые заблудившиеся, отравленные информацией из Интернета. Они не придерживаются традиционного течения в исламе, которому следуем мы, - ханафитского течения (мазхаб). Говорят, что это далил, такого течения нет, что нужны доказательства, но ярых, с определенно жесткой манерой радикалов, честно говоря, у нас нет.

Чаще всего у таких заблудившихся нет специальных знаний: как правило, информацию, которой они владеют и оперируют, они получили из Интернета и брошюр. Я сталкивался с такими людьми. Они не знают арабского, у них нет и азов религиозного образования, они просто скачивают два-три материала из Интернета и утверждают, что так правильно. На самом же деле они не могут определить, что правильно, а что нет, так как у них нет глубоких знаний по религии.

Как я уже сказал, радикалов в нашем регионе нет, но это не означает, что мы можем расслабиться. Да, сегодня нет, но кто гарантирует, что завтра не появится один-два? Поэтому 80 % своего времени я уделяю образованию.  Нужно отладить работу с имамами. На днях при поддержке управления внутренней политики СКО мы провели семинар-тренинг, главной целью которого было повышение квалификации имамов. Подготовка образованных служителей духовенства должна стать определяющей в предупреждении распространения радикальных воззрений, потому что в действительности ни внутренняя политика, ни другие госучреждения не могут вмешиваться в вопросы, касающиеся религиозной темы. Честно говоря, только имамы выходят один на один с заблудившимися людьми, наставляют на правильный путь. При этом объясняют, как правильно придерживаться традиционного течения, понять и толковать Коран не в прямом смысле, а в косвенном. Ведь Священная книга мусульман - это красноречие. 

- Экстремизм, терроризм - эти понятия долгое время были чужды Казахстану. Видя, что творится в других странах, мы с уверенностью могли сказать, что с нами ничего подобного не случится. Прокомментируйте, так ли это?

- Надо сказать, что ни одно государство и ни одна религия (не важно: ислам,  христианство или какая-либо другая традиционная религия) не проповедуют  террор, не призывают убивать. Нужно понимать, что экстремизм и терроризм в своих целях используют некоторые политические организации, играющие на религиозном сознании граждан. Почему так получилось, что сегодня они проникают и в нашу жизнь? С развалом Союза многое нами было упущено, в том числе начался неконтролируемый процесс распространения религиозных взглядов, но сегодня мы пытаемся заполнить эти пустоты. К примеру, приняли Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».

Честно говоря, раньше мы особо не распространялись на эту тему. Где-то в 2000-х годах  в Узбекистане было покушение на президента этой страны. Тогда, пытаясь  избежать наказания, многие участники этого инцидента пробрались в Шымкент. Отсюда у нас и пошли приверженцы радикальных течений Хизб ут-Тахрир аль-Ислами, такфиры. Однако некоторые люди ошибочно считают, что если бы у нас было закрытое общество, то и не было бы никаких радикалов, но это не так, они бы все равно нашли пути проникновения. Единственное решение, которое сейчас мы можем предпринять в борьбе с ним, - это верить в Бога, доверять политике и религиозной деятельности своей страны. Только так мы сможем сохранить стабильность, потому что экстремизм и терроризм в первую очередь возникают там, где у людей появляются сомнения. Только внутренне сомневающийся человек позволит себя обмануть, им легко управлять, ему легко навязать информацию.  

- Почему сегодня люди так легко попадают в сети приверженцев деструктивных течений?

- В первую очередь, потому что у нас нет религиозных знаний. Люди не могут отличить традиционное от радикального течения. Во-вторых, проповедники  деструктивных течений играют на материальном положении людей. Хотя вы сами знаете, что раньше у казахов были жесир дау и жетим дау - это споры или тяжбы за земли, оставшиеся вдовам и сиротам. Но даже тогда среди казахов не возникали конфликты на религиозной почве. Они не пропустили в свою жизнь ни одну радикальную идеологию. Никто не мог воспользоваться их положением в своих целях, потому что казахи того времени хорошо знали свою религию, чего не скажешь о сегодняшнем поколении. Сейчас, например, если я вам скажу что-то и заверю вас, что сказанное мной правильно, даже если в действительности я не буду уверен в своей правоте, вы поверите мне и уже будете заряжены этой идеологией. Это и говорит о том, что пустую чашу легче заполнить, нежели полную. Пусть мы и живем в светском обществе, но духовное образование или знания религии нам необходимы. Конечно, это не означает, что после получения таких знаний нужно обязательно идти в имамы. Пусть они останутся в вашей памяти, душе.

-  Вторым, после недостаточности религиозных знаний, вы назвали слабое материальное положение людей, которым пользуются приверженцы радикальных течений, чтобы завлечь в свою сеть граждан, способных пойти на самоподрыв. Говорит ли это о том, что среди приверженцев деструктивных течений в основном социально не защищенные граждане?

- Конечно, чаще всего в их сети попадаются именно малообеспеченные люди, но есть и с несколькими образованиями, профессора. Сегодня радикалы научились грамотно действовать, создавая сильную идеологию, влияющую и на образованные слои населения. Понятно, что состоятельный и образованный человек не подорвет себя, он сможет только «атаковать» психологически, в силу своей образованности усовершенствовать идеологию, как-то влиять на ситуацию в государстве, выпускать и распространять брошюры и т.д.

Малоимущий же человек может согласиться на самоподрыв ради благополучия своей семьи, в том числе материального.

Не будем скрывать, что среди участников, причастных к Атырауской, Алматинской ситуациям со взрывами, не было ни одного профессора или магистра, только простые люди. А образованных граждан радикалы используют для дальнейшей разработки идеологии.

Надо сказать, что также есть два вида радикалов: действующие открыто, то есть полностью отрицающие традиционное течение в исламе, не скрывающие своего отношения к нему, и те, кто тщательно скрывает свою точку зрения и действует исподтишка. То есть такие люди ничем не отличаются от нас с вами, они не будут отращивать бороды и подрезать свои штаны, на публике будут говорить, что так же, как и мы, придерживаются ханафитского течения (мазхаб), распространяя свою идеологию внутри традиционной. Они говорят: «Мы не салафиты, не ваххабиты, давайте придерживаться ханафитского течения», но их основная цель - создать халифат. Это самое опасное течение Хиз ут-Тахир аль-Ислами. Поэтому сейчас нам нужно особое внимание уделить подготовке высококвалифицированных имамов, учителей.  

- Что нужно знать о традиционной религии мусульманам?

- То, что еще до создания казахского ханства наши предки придерживались ханафитского течения в Исламе (мазхаб). Такого же течения придерживаются пакистанцы, узбеки, киргизы, туркмены, афганцы,  но для каждой страны, в зависимости от ее расположения, климатических условий, традиций и обычаев, были и есть некоторые отличия в еде, одежде и т.д. То же самое касается и регионов внутри страны. Например, цена зякета на юге страны отличается от северной, то же самое с некоторыми хадисами, если одни приемлемы для одного региона, то для другого могут быть неисполнимы. К примеру, турки, являясь мусульманами, не едят конину.

Самое главное: помнить, что ислам отрицает убийство.        

- Сейчас очень много молодых людей ходят в мечети. Можно ли их назвать верующими и что значит веровать?

- Конечно, все мы верим в Аллаха. Даже если человек мусульманского происхождения будет пьющим, если спросить его, кто он по вероисповеданию, он ответит: мусульманин. Каждый человек, не важно, ходит он в мечеть или нет, читает намаз или нет, держит пост или нет, так или иначе верит в Аллаха, и мы не имеем права назвать его неверующим. Неверующий - это отрицающий какую-либо религию, существование Бога. Иными словами - атеист.

-  Получается, и радикалы - верующие люди? 

- Да, они тоже верующие, мусульмане, но глубоко заблуждающиеся. Они-то как раз и считают себя верующими мусульманами, а других - кафирами, неверными верующими. Но в Коране, в хадисах пророка нет такого понятия. Я как имам не могу себе позволить кого-то назвать верующим, а кого-то кафиром, нет у меня такой способности узнавать, что у человека внутри. Никому не дозволено так говорить, но радикалы позволяют себе подобное, потому что их так научили, им сказали, что поднять руку на другого мусульманина или убить его - правильно, потому что он кафир.    

- Какая работа ведется с молодежью, которая приходит в мечеть?

- Проводим курсы, на которых обучаем традиционному исламу, чтению и правильному толкованию Корана. В том числе объясняем, что нет таких понятий: исламский терроризм и экстремизм. Такого термина нет ни в Коране, ни в другом священном писании, как и христианского экстремизма. Однако СМИ часто используют эти термины, называя террористов исламистами. Правильно говорить: радикалы, прикрывающиеся исламом, потому что ни одна религия не проповедует террор. Поэтому, наслушавшись таких новостей, мусульмане порой стороной обходят мечеть, предпочитая найти нужную информацию в Интернете, таким образом попадая на распространенную радикалами информацию.

-  Все традиционные религии призывают нас быть великодушными, вносить пожертвования. А как правильно это сделать: лучше дать нищему или положить в ящик для пожертвований?

-  Конечно, помогать людям, давать пожертвования необходимо, но при этом не нужно этим кичиться. А, как известно, бывают такие случаи, когда нами овладеет шайтан, и мы начинаем везде этим хвастать или прямо упрекать в этом того, кому оказали помощь: «Вот мол, я тебе помогал, вырастил тебя, выучил, а ты такой неблагодарный!». А иногда такое позволяют себе дети или родственники добродетеля. Так делать тоже нельзя. Бывают и такие, кто делает пожертвования для галочки. Конечно, можно дать и нищему на улице, если ты, конечно, уверен в том, что не даешь ему на очередную бутылку водки. А сколько сегодня людей, для которых попрошайничество стало вполне нормальным заработком! Как правило, у многих из них есть квартиры, они вполне нормально живут. Поэтому лучше принести пожертвование в мечеть, а люди, которым действительно нужна помощь, обратятся к нам.

- Действительно, мошенников сегодня много, в том числе и притворяющихся нищими. Спасибо за интересную беседу, Кенжетай Байкемелулы.

Сагынгуль САКЕНОВА