ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ - НОВЫЙ ИМПУЛЬС В ОБРАЗОВАНИИ

На прошлой неделе с рабочим визитом в Петропавловске побывала председатель правления автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные Школы» Куляш Шамшидинова. Целью ее приезда было не только ознакомление с ходом строительства в областном центре НИШ, но и проведение встречи с педагогами нашего региона, главной темой которой стала необходимость модернизации отечественного образования.

Строительство Назарбаев Интеллектуальной Школы химико-биологического направления в Петропавловске началось еще в 2011 году. По информации главы НИШ, сдача объекта ожидается уже во втором полугодии этого года. «Надеемся на то, что генеральный подрядчик не подведет и объект будет сдан в срок. И на то, что зима будет менее суровой, потому что это тоже влияет на стройку», - отметила Куляш Ногатаевна. Также она сообщила, что педагогический коллектив для новой интеллектуальной школы уже подобран. Конкурсный отбор провели заранее для того, чтобы учителя могли пройти трехмесячные курсы повышения квалификации.

 

Что же касается конкурсного отбора учащихся, то глава НИШ подчеркнула, что набор в эти школы проводится абсолютно бесплатно. Главное, что требуется семиклассникам, желающим учиться в Назарбаев Интеллектуальной Школе - это доказать свои способности. А сделать это можно, пройдя тест, результат которого и определит, насколько претендент способен изучать такие предметы, как химия, физика и биология. Важно отметить, что при разработке системы конкурсного отбора был учтен международный опыт. Тестовые задания разработаны НИШ совместно со специалистами из Центра талантливой молодежи университета Джонса Хопкинса (США) и Института педагогических измеренийCITO (Нидерланды). «Тестирование мы проводим вместе с американцами, наши преподаватели никакого участия в нем не принимают. Затем отправляем тесты в Америку и уже оттуда получаем результаты. Вторым проводится тестирование на умение использовать полученные знания по математике, казахскому, русскому и английскому языкам. Эти тесты мы подготовили совместно с Институтом педагогических измерений CITO, поэтому, как и в первом случае, чтобы получить результаты, проверяем их не сами, а отправляем в Нидерланды», - говорит Куляш Шамшидинова.

Так как интеллектуальная школа в Петропавловске только открывается, то в этом году учащихся будут набирать и в восьмые, и в девятые классы. Им предстоит сдать тестирование по математике, казахскому и английскому языкам. Если потенциальными восьмиклассниками и девятиклассниками НИШ будет преодолен пороговый балл, то они будут допущены ко второму этапу - письменному. Здесь им уже предстоит решение усиленной контрольной работы по математике, а так как это химико-биологическая школа, то еще по химии и биологии. Все виды тестов размещены на сайте НИШ. Кроме того, работают виртуальная и каникулярная школы, записаться в которые может любой желающий.

По информации К. Шамшидиновой, за время существования Назарбаев Интеллектуальных Школ, их закончили более тысячи детей. Все они поступили в высшие учебные заведения по государственным образовательным грантам. А около 130 выпускников в этом году стали студентами Назарбаев Университета, избрав для себя профессии технического характера.

Так как основная задача, которая стоит перед НИШ, - это изучение лучшего мирового и казахстанского опыта с целью его дальнейшего внедрения в общеобразовательные школы страны, то на встрече с североказахстанскими педагогами Куляш Ногатаевна говорила об интегрированной образовательной программе, которая реализуется в Назарбаев Интеллектуальных Школах, и необходимости модернизации отечественного образования.

«Почему сегодня мы говорим о переходе на 12-летнее образование, о том, что по-другому нужно смотреть на укомплектование педагогических коллективов? О том, что сегодня мало комплектовать коллектив по полученному диплому, а нужно создавать педагогические сообщества, которые несли бы коллективную ответственность за ту работу, которую им доверили общество, школа, родители. Почему трансляцию опыта Назарбаев Интеллектуальных Школ мы начали именно с повышения квалификации учителей общеобразовательных школ, а уже через год приступили к повышению квалификации директоров? Потому что мир сегодня изменился, изменились дети, а вместе с ними и мы с вами. Поэтому задача, которая стоит перед школой, становится более сложной и в то же время более конкретной, более глобальной. Именно с этой позиции я хотела бы начать наш разговор», - обращаясь к учителям, сказала председатель правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные Школы» Куляш Шамшидинова. Подробно рассказывая о каждом направлении интегрированной программы образования, разработанной в НИШ, она отметила, что основана она на том, чтобы воспитать лидера - школьника, способного разносторонне мыслить и умеющего ориентироваться в современном мире.

- Если раньше все время задавали вопрос: «Чему, как и кто будет учить?», то сегодня он должен звучать так: «Для чего учить?» …Мы должны стать мобильнее, должен быть налажен переход к доступной и многообразной информации. Сегодня школа не является единственным источником знаний, информация  настолько доступна, что ее может получить любой, в любое время и в любом месте. И самое главное - растет влияние средств массовой информации. Прежде чем принять какое-либо решение, каждый директор школы думает о том, как это будет отражаться в СМИ. Идет инновация в образовании, изменения, которые от нас не зависят, уже происходят в обществе. В позапрошлом году глава государства говорил о 10 глобальных вызовах XXI века. Разве в этих условиях школа может оставаться такой же, какой она была? Конечно же, нет. Она должна меняться, нужно думать об обновлении содержания образования, должны быть новые методы и подходы в обучении, объективная система оценивания.  Последняя и есть один из серьезных рычагов, который влияет на становление характера ребенка. Необъективная оценка всегда раздражает каждого из нас, а тем более маленького человека. Мы не можем обучать детей только ручкой и карандашом, когда появились айпады, айподы, айфоны и всевозможные гаджеты. Идут очень серьезные изменения в информационных технологиях, значит, все это должно прийти и в школу. Если мир так стремительно меняется, почему содержание образования должно оставаться прежним? По мнению многих экспертов, образование должно меняться по двум главным причинам: экономической и культурной. Дети, которые сегодня учатся в школе, должны влиться в экономику 21 века, ведь мы с вами конкурентные люди и должны понимать, что сегодняшний ребенок - это завтрашний взрослый гражданин страны, который должен быть готов жить и работать в условиях экономики 21 века.  Что касается второй причины, то мы живем в глобальном мире и каждый народ, каждую нацию, каждую страну сегодня волнует вопрос: как сохранить язык, культуру, самобытность народа, как передать все это народное наследие следующему поколению.

Исходя из этого, сегодня нам не нужен человек, «вооруженный» системой знаний, умений и навыков,  нам нужен человек деятельный, активный, умеющий решать возникающие перед ним проблемы.  Это и есть изменение парадигмы.

Одним словом, по словам К. Шамшидиновой, инновационность новой школы должна заключаться не в запоминании определенных фактов из учебника, пассивном или активном обучении и следованию принципу - учитель всегда прав, а в том, чтобы научить ребенка учиться. Дети не должны попусту тратить свое время. Каждый час, каждая минута, проведенная в школе, должны работать на развитие ребенка. А так как рынок труда очень чувствителен, то и постулат - одна профессия на всю жизнь уже не работает. Дети уже в школе должны понимать:  чтобы добиться успеха в жизни, учиться нужно не только в школе и в университете, но и всю жизнь.

В завершение встречи педагоги смогли задать главе НИШ интересующие их вопросы.

 

Сагынгуль САКЕНОВА