НА ПУТИ К 12-ЛЕТКЕ

На прошлой неделе в областном Центре творчества детей и юношества прошло рабочее совещание руководителей и специалистов районных отделов образования под председательством руководителя управления образования Шолпан Кариновой. Один из основных вопросов встречи - готовность к переходу на 12-летнее образование.

Напомним, что в Казахстане будет вводиться 12-летнее школьное образование. С одной стороны, увеличение продолжительности обучения школьников на один год отвечает мировым стандартам, с другой - позволит повысить человеческий капитал нашей страны. От него зависит конкурентоспособность и устойчивое развитие Казахстана в XXI веке.

Переход отечественной системы образования на мировой стандарт - актуальная тема как для родителей, так и для учителей. Ведь любые нововведения должны носить продуманный характер, а сами реформы в столь щепетильной сфере последовательно реализовываться.

«К 2020 году мы осуществим полный переход на 12-летнюю модель обучения. Для этого к 2015 году мы построим не менее двухсот школ за счет средств республиканского бюджета и столько же - за счет местных бюджетов», - заявил Глава государства Нурсултан Назарбаев в Послании народу Казахстана.

Кроме того, нельзя не отметить, что в современных условиях значительно повышаются требования к научной, технологической и гуманитарной подготовке молодежи, которой в будущем суждено укрепить позиции страны на мировой арене.

«В рамках реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы в области проводится системная и целенаправленная работа по осуществлению мероприятий, направленных на внедрение 12-летней модели образования  и организацию профильного обучения старшеклассников, - пояснила присутствующим на встрече Ш. Каринова. - Поэтапный переход на 12-летнее обучение начнется в 2015-2016 учебном году. По данной программе будут обучаться школьники 1, 5 и 11 классов».

Модернизация структуры среднего общего образования направлена на реализацию профильного обучения на старшей ступени 12-летней школы, ориентированного на социализацию обучающихся с учетом потребностей рынка труда, на отработку гибкой связи школы с организациями профессионального образования. Именно профильное обучение школьников позволит наиболее полно учитывать интересы, способности и потребности учащихся, создавать условия для обучения в соответствии с их профессиональными и образовательными интересами.

Основными показателями эффективности профильной школы должны стать: высокая степень субъектной включенности учащихся в проектировании жизненного пути, удовлетворенность выбранным профилем обучения в соответствии с их способностями и склонностями.

В условиях эксперимента по переходу на 12-летнее образование на первый план выдвигаются требования индивидуализации обучения и воспитания учащихся. В центре внимания учителя ставится личность ученика: его интересы, склонности, способности и другие психические свойства. Учет этих свойств и их развитие в сотрудничестве ученика и педагога - важнейшее условие формирования личности ребенка.

Как отмечает Шолпан Танатовна, особенность 12-летней школы определяется тем, чтобы именно здесь сложится психологически необходимый ребенку институт, где он сможет развиваться, учиться открыто выражать свои чувства и мысли, реализовывать творческий потенциал, заложенный в каждом человеке от природы, быть подготовленным к осознанному самоопределению и активному участию в разных сферах экономической, культурной, политической жизни общества.

«Нами разработан областной план подготовки к переходу на 12-летнее обучение, - уточнила Ш. Каринова. -  В  области будут функционировать 110  средних школ с   профильными классами. В этой связи  органам управления образованием необходимо взять на строгий контроль исполнение  пунктов областного плана подготовки к переходу на 12-летнюю модель образования. Особое внимание уделить работе по улучшению материально-технической базы школ и школьных столовых, обеспечению учебниками. При направлении на курсы по новым технологиям необходимо сосредочить внимание на  повышении квалификации учителей базовых школ. Нужно разработать комплекс мер, обеспечивающих качественный подвоз учащихся к средним школам из близлежащих сел, а также обеспечить информированность населения о ходе подготовки к переходу на 12-летнюю модель образования».

Согласно утвержденной концепции, 12-летнее среднее образование будет способствовать формированию конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему.

В итоге переход Казахстана на 12-летку позволит успешно решить стратегическую задачу - создание новой национальной модели образования, способной конкурировать с передовыми западными аналогами. «Хватит нам импортировать образование», - сказал в одном из своих выступлений Лидер нации, отметив, что в дальнейшем будет ставиться цель повысить уровень казахстанского образования до международных стандартов.

Татьяна КРАВЧЕНКО