И НАУЧАТ, И НАКОРМЯТ

Начало года для каждого из нас - это время подводить итоги, анализировать успехи и ошибки, ставить новые цели и задачи, давать определенные прогнозы на будущее. Так работают все организации, предприятия, государственные структуры, но только не школы. Итоги своей деятельности они подводят в конце учебного года по результатам экзаменов и ЕНТ, а в январе в учреждениях образования полным ходом идут занятия. А значит, и окончание сроков договоров с поставщиком, обслуживающим школы в области общепита, не должно стать причиной нарушенного режима питания школьников. Ведь для правильного развития им просто необходима здоровая и сбалансированная еда. Позаботиться о непрерывном, а значит, правильно организованном питании в школе должен не кто иной, как ее руководитель. Мы решили поинтересоваться, как с этой задачей в начале года справляется СШ № 43  им. Г. Мусрепова, наш разговор с директором Розой Саркен.

- Роза Сакенқызы, ни для кого не секрет, что с окончанием календарного года и началом нового возникает множество проблем. В частности, завершаются сделки, заканчиваются сроки договоров  с разного рода поставщиками, в том числе и в области общепита. В январе все ждут объявлений о новых тендерах, а когда они появляются, подают заявки на участие в них, собирают документы… Понятно, что, пока комиссия все это рассмотрит и примет решение, пройдет время. Скажите, такая закономерность как-то влияет на организацию школьного питания, в частности, не случаются ли сбои в этом процессе?

- Питание является одним из важнейших факторов, от которых зависит здоровье наших детей. Оно еще и влияет на их работоспособность и успеваемость, способствует физическому и умственному развитию. Поэтому организации школьного питания Минздрав и министерство образования уделяют особое внимание. А мы, директора школ, в свою очередь, должны сделать все, чтобы питание было не только безопасным, качественным и здоровым, но и непрерывным. С окончанием срока договора с обслуживающим нас поставщиком рацион питания наших учащихся не меняется и ни в коем случае не нарушается. 23 января на веб-портал мы уже подали объявление на открытый конкурс, а с момента его подачи заключили договор с индивидуальным предпринимателем А. Клишиным на обслуживание из одного источника, то есть продолжаем работать с тем же ИП, но уже на других условиях.

- И как, довольны обслуживанием?

- Однозначно, работой нашей столовой мы очень довольны. Кормят только вкусной и полезной едой. Претензий к этому предпринимателю и его поварам ни со стороны учеников, ни от их родителей не возникает. А подтверждение этому книга жалоб и предложений, в которой только слова благодарности и похвалы в их адрес.  Вообще, с А. Клишиным наша школа работает уже 11 лет, из них 5 - при моем руководстве. Проблем с ним никогда не возникало. Свои обязательства он исполняет профессионально и добросовестно. Вопрос организации школьного питания у нас на особом и постоянном контроле. На все продукты имеются сертификаты.     

- Роза Сакенқызы, каков рацион питания современного школьника?

- Рацион школьного меню, утвержденного СЭС и городским отделом образования, достаточно разнообразен, а главное - полезен. Обязательными его компонентами являются овощи и фрукты, чаи с медом, сахаром или шиповником, мясные, рыбные, молочные блюда, кисломолочная продукция, кисели, компоты и натуральные соки. Сейчас мы работаем по новому меню - сезонному, в котором учтены особенности организма школьника в зимний период. Необходимый в это время запас витаминов дети получают из блюд.

- Известно, что дети очень привередливы в еде. Одни предпочитают кашам макароны, а другие вообще не едят рыбу или отказываются от кисломолочных продуктов. Как вы справляетесь с такой проблемой, ведь за рамки утвержденного меню не выйдешь?

- Помимо разъяснительной работы с родителями, мы еще проводим Недели здорового питания с детьми. Беседы, лекции, классные часы. В игровой форме рассказываем о пользе тех или иных продуктов, таким образом приучая их к культуре здорового питания.

Наша столовая соответствует всем санитарным и гигиеническим нормам, рассчитана на 100 посадочных мест. Помимо всего прочего, в ней организованы рейды родительского комитета по контролю над качеством питания. Не забываем и о правилах гигиены. Для того чтобы разгрузить столовую от лишних очередей, в каждом классе мы установили раковины для мытья рук с горячей и холодной водой. Так что наши дети с удовольствием посещают столовую и едят все, что приготовили им повара.

- Сколько всего детей обучается в вашей школе?

- Контингент учащихся составляет 864 человека, из них 795 - учащиеся 1 - 11 классов и 69 - предшкола. Мини-центр посещают 50 детей.  

- Из них бесплатным горячим питанием охвачено…

- 100% в начальном звене - это 321 учащийся с 1 по 4 класс и 69 нулевичков. Из малообеспеченных семей за счет фонда Всеобуча бесплатно питаются в среднем звене 67 учащихся, в младшем - 70.

Также в качестве спонсорской помощи А. Клишин взял на себя обеспечение питанием 7 детей из социально не защищенных семей. По мини-центру у нас заключен трехсторонний договор на трехразовое горячее питание. Надо сказать, что устраивает нас и цена. В мини-центре она не поднимается уже три года и составляет 400 тенге в день. Стоимость горячего питания для школьников - 160 тенге, учителям (в зависимости от того, что они предпочитают) оно обходится в 200 - 250 тенге.

На хорошем счету в нашей школе находится и буфет, который и учителя, и школьники охотно посещают. Здесь можно приобрести выпечку на любой вкус: от  различных булочек и сладких пирогов, ватрушек и расстегаев до курников, пирожков и самсы. Огромной популярностью буфет пользуется и у родителей, которые, придя в школу, редко пройдут мимо.

- Значит, ситуация у вас стабильная?

- Да. Как в техническом и санитарно-гигиеническом плане, так и с перебоями в организации школьного питания у нас проблем нет. Сейчас мы больше переживаем за результаты очередной государственной аттестации, которую проходит наша школа. Уже завтра будет итоговый педсовет.

- В таком случае можно поинтересоваться ее предварительными итогами: больше хвалят или ругают?

- Ну, пока, вроде, хвалят. За хорошо поставленную воспитательную работу, психологическую службу, порядок в личных делах. Отметили логопеда, завучей,  что работа, в общем-то, поставлена на системной основе. Но хвалить себя даже со слов комиссии не очень-то скромно…

Было решено переадресовать этот вопрос председателю аттестационной комиссии, начальнику ОВОКО ДКСО СКО Татьяне Гапчич.

- Татьяна Анатольевна, как СШ № 43 проходит обязательную государственную аттестацию?

- По школе № 43 комиссия отмечает следующее. Здесь созданы все условия для обучения и воспитания детей, соблюдается температурный режим, прекрасное оформление, очень хорошее материально-техническое оснащение. Школа достаточно обеспечена современным интерактивным оборудованием, которое используется систематически, но, к сожалению, здесь не ведется мониторинг его использования. Поэтому мы рекомендуем организовать контроль и учет такой работы.

Хочется отметить очень хороший профессиональный уровень педагогов. Много опытных учителей, но есть и молодежь, которая прошла трехуровневые курсы, дающие совершенно новый подход к преподаванию предмета. Посещая уроки, мы убедились, что все это применяется на практике. Вопрос об уровне квалификации педагогов здесь не стоит.

В 4, 9 и 11-х классах были проведены срезы знаний. В общем, дети показали достаточно высокий уровень. Формы проведения контроля были различными: тестовые задания, диктанты, контрольные работы. С родителями, педагогами и учащимися были проведены анкетирование, беседы. Посещались уроки, внеклассные мероприятия. Школа работает на достаточно высоком уровне, но вопросы, над которыми еще нужно будет поработать, все же есть. Все они будут указаны в заключение, по ним будут даны рекомендации.

Хочется отметить и хорошо поставленную воспитательно-патриотическую работу в этой школе. В процессе бесед с учащимися мы также выявляем их гражданскую позицию, уровень культуры, кругозор. В старших классах, например, мы предложили написать эссе, где дети сами выбрали тему. Приятно удивило, что учащиеся этой школы в качестве рассуждений выбирали темы, которые в других школах особой популярностью не пользуются: «Патриотизм», «Что значит быть успешным», «Мои идеалы», «Что значит быть личностью», «Есть ли место подвигу в нашей жизни»... Больше всего ребят рассуждали на тему любви к Родине. Все работы очень интересные и даже несколько неожиданные. Были работы и по теме: «Высшее образование - это роскошь, престиж или…». Все ребята сошлись во мнение, что это  необходимость, потребность времени, потому что профессионализм и знание - это залог успеха в любых сферах деятельности.

В этой школе очень хороший, опытный административный состав, который умеет правильно планировать, координировать и строить работу с коллективом и родителями. И все это в комплексе положительно влияет на качество образования и позволяет решать задачи, поставленные перед нами Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым.      

Думаю, этим все сказано. Поэтому и к вопросу питания здесь подошли с особой ответственностью, организовав рейды родительского комитета по контролю над качеством питания школьников.  Такой механизм позволяет родителям быть уверенными не только в том, что их ребенок не останется голодным, но и отведает самую вкусную, здоровую и сбалансированную пищу в школе, а не потратит деньги в ближайшем ларьке на вредный фаст-фуд.

Сагынгуль САКЕНОВА