Система образования СКО - ориентир на результат

Для большой и развивающейся страны, такой, как Казахстан, три десятилетия - небольшой исторический период. Но путь независимости, который прошла молодая Республика, показал правильность выбранной стратегии по развитию страны, в том числе одного из важнейших направлений - национальной системы образования.

 

Все лучшее - детям

Новые программы развития, спрос на высоквалифицированные кадры, демографический бум - все это требовало перехода казахстанского образования на качественно новый уровень. Увеличить доступность дошкольного образования и воспитания удалось прежде всего за счет укрепления инфраструктуры детских садов.

В 2010 г. объявлена программа «Балапан». Это был решительный шаг вперед: были возвращены помещения, приватизированные в 90-х годах, в области количество построенных новых детских садов составило 13 единиц, где места получили почти три тысячи юных североказахстанцев. Количество детских садов, введенных в эксплуатацию за счет возвращения и реконструкции бывших зданий, составило 24 единицы.

Благодаря программе «Балапан» дошкольное образование в нашей области достигло 100 % охвата детей от 3-6 лет, появилось больше возможностей для взаимодействия государства и бизнеса в решении вопроса предоставления более качественных образовательных услуг.

Радует, что в решении задачи по увеличению охвата дошкольным образованием принимают участие и индивидуальные предприниматели.

В свою очередь частные предприниматели О.В.Жаркова, Б.К.Ильясов, Н.А.Мацкевич, С.Н.Омаров, Э.Б.Уалиева открывают филиалы и новые дошкольные объекты в городе и в сельской местности, которые успешно конкурируют с государственными дошкольными организациями города.

Положительным фактором по обеспечению дошкольным воспитанием и образованием явилось участие в строительстве дошкольных организаций крупных производственных объединений города. В ТОО «Детский сад «Алакай» (собственник АО «СЕВКАЗЭНЕРГО») размещен государственный заказ на 320 мест. Собственник ТОО «Егоровские склады», руководитель Бернецян Г.С., построил детский «Еркемай» на 280 мест. Также ТОО «Егоровские склады» в рамках Концессии возвело 2 детских сада на 230 мест.

Позитивные изменения в сфере дошкольного образования достигнуты и в селе за счет открытия дошкольных учреждений частными предпринимателями. Так, в Мамлютском, Кызылжарском, Тайыншинском районах КТ «Мамбетов и К», КТ «Зенченко и К», ТОО «Вишневское» переданы здания дошкольных уч-реждений в селах Минкесер, Бексеит, Новоникольское, Вишневка.

На сегодня насчитывается 483 дошкольные организации (20 из них являются частными), которые посещают 18 415 дошколят.

Радует, что увеличилось количество педагогических кадров дошкольных организаций, улучшен их качественный состав. Воспитанием и обучением детей занимаются 2 919 педагогов, в том числе 1 787 заведующих, методистов, воспитателей, из них 1 573, или 88%, имеют высшее и технико-профессиональное образование по специальности «Дошкольное воспитание и обучение».

За годы независимости в северном регионе выполнены задачи по улучшению инфраструктуры системы среднего образования, ликвидации трехсменного обучения и аварийных школ.

За этот период в области построено 45 школ на 13 268 мест.

Учитывая потребность жителей региона, стали открывать школы с государственным языком обучения. Почти в два раза с 1990 года до 2021 года их количество выросло с 65 до 114.

В условиях второй модернизации в сфере образования продолжается динамичный переходный период.

Особое внимание уделяется вопросу полного охвата обучением детей школьного возраста. В конце 90-х в школы страны были возвращены более 26 тысяч детей, бросивших учебу во время кризиса. Авторские коллективы приступили к разработке новых учебников. Для поощрения выпускников средней школы, показавших лучшие результаты, вручали медаль «Алтын белгі».

Совершенствоваться - норма

Непременным условием современного образования становится вариативность - вектор перспективного развития школ нового типа.

В 1996 году в городе Петропавловске состоялось торжественное открытие первых школ с казахским языком обучения: средняя школа № 6 и Городская классическая гимназия. У истоков открытия стояли Адия Искаковна Ахметова, Жангельды Уакпанович Тажин, которые долгие годы умело возглавляли данные учреждения.

Городская классическая гимназия стала первой школой, построенной после провозглашения независимости нашей страны.

В первые годы независимости гимназии и лицеи становятся базовыми площадками инноваций в образовательном пространстве, благодаря которым происходит поиск новых форм работы с одаренными детьми, формирование нового содержания образования. Так появились учебные заведения: Первый IT-лицей, Городская классическая гимназия, гимназия «БЭСТ», школа-лицей «Аль-Фараби», школа-лицей «Дарын», Бескольская школа-гимназия, Тимирязевская школа-гимназия и др.

Сегодня в области функционирует целостная сеть инновационных школ, включающая 13 гимназий, 5 лицеев, 5 школ для одаренных детей.

Первый городской общеобразовательный лицей родился вместе с суверенной Республикой Казахстан в 1991 году. Молодое государство надеялось на поддержку со стороны педагогической интеллигенции, воспитателей будущего поколения. Страна нуждалась в качественном образовании.

Идеей конкурентоспособности по отношению к странам ближнего и дальнего зарубежья был вдохновлен Александр Сергеевич Слухаевский, замечательный человек и успешный менеджер, учитель с большой буквы. Он объединил творческих учителей и одаренных детей под одной крышей инновационного учебного заведения. Импульсом нарастающей поисковой активности и познавательного интереса стали тогда профильные спецкурсы по выбору лицеистов, приближенные к вузовской системе преподавания, олимпиады различного уровня, занятия клуба «Олимпиец», конкурсы научных проектов, летняя олимпийская площадка, турнир «Престиж», раскрывающие интересы, возможности и способности учеников.

Раиса Ивановна Полищук стала автором концепции гимназии и инициатором ее открытия на базе средней школы № 35 г. Петропавловска.

Сохранив лучшие традиции физико-математической школы № 35, гимназия создала свою систему обучения и воспитания, основанную на принципах гуманного и гуманитарного развития личности и, заключив меморандум на совместные образовательные проекты с ФРГ и США, вышла в международное образовательное пространство.

В рамках международного проекта обмена школьниками 25 учащихся гимназии в течение месяца обучались в PutneySchool (штат Вермонт, США). Далее гимназисты стали активными участниками международной программы «Школьное партнерство online» в ФРГ.

С целью создания условий для развития способностей учащихся, в областном центре открылись специализированная гимназия для одаренных детей им. А. Досмухамбетова, казахско-турецкий лицей с преподаванием на казахском, турецком и английском языках, а также школа-лицей для одаренных детей «ЛОРД».         

В 2005 году первых своих учеников приняла школа-лицей «Дарын», основателем которой стал первый проректор СКГУ им. М. Козыбаева Феликс Алексеевич Сим.

Лицей стал настоящей мастерской по формированию нестандартно мыслящего поколения. Здесь дети имеют возможность изучать дополнительные дисциплины: программирование, делопроизводство, экономику, технологию перевода текстов на английский язык, риторику, логику, практикум решения задач повышенной сложности по физике и математике.

Качество обучения и конкурентоспособность позволили многим учащимся побеждать в республиканских олимпиадах и научных конкурсах. В 2000-2001 годах эти школы получили статус специализированных школ. У истоков становления этих школ для одаренных детей стояли Татьяна Адольфовна Ваховская, Жаксылык Мукажанулы Галиев, Константин Андреевич Рыб и Кульжан Жумашевна Тукенова.

Сегодня инновационные школы региона продолжают развитие концепции формирования интеллектуальной элиты Казахстана - молодых людей, обладающих высоким творческим потенциалом, способных с высокой степенью гарантии поступить в высшее учебное заведение и готовых к общественно значимой деятельности.

Ярким примером дальновидности и стратегического видения является учрежденная международная стипендия «Болашак». Руководствуясь интересами будущего страны, было принято решение о необходимости обучения самых достойных молодых казахстанцев в лучших университетах мира. Именно из них должен был сформироваться интеллектуальный авангард. Выпускники А. Альжанов, А. Кайырлы, М.Макан и многие другие, которых за небольшой срок смогла воспитать Городская классическая гимназия, удостоились этой премии. Они овладели специальностями и вносят свой вклад в развитие нашей страны.

На сегодняшний день функционируют 469 государственных общеобразовательных школ и 2 частные, где обучаются 73 209 учащихся.

 Всего в системе образования задействованы 35 тысяч сотрудников, из них образовательный процесс обеспечивают 17 тысяч педагогических работников.

 Ориентиром для получения передовых и более глубоких знаний является интеллектуальная школа Первого Президента РК химико-биологического направления на 720 учащихся с интернатом на 120 мест.

Применяя международный опыт, школа для региона стала площадкой обмена опытом, где готовят выпускников для продолжения образования в ведущих казахстанских и международных вузах.

Трансформировалась и материально-техническая база школ, сегодня она укреплена за счет приобретения 862 кабинетов новой модификации: физики, химии, биологии и мультимедийных комплексов.

Школы обеспечены доступом к образовательному порталу «BilimLand».

Разработана региональная Концепция развития музеев, благодаря которой функционируют 414 школьных музеев. В перспективе они будут открыты во всех 469 школах области.

Ведется активная работа по продвижению проекта «Сакральная география Казахстана».

Группой авторов в составе ученых Kozybayev University, а также известных краеведов области издан учебник-хрестоматия - «Краеведение» для 5 - 7 классов.

В настоящее время в сфере образования уделяется особое внимание вопросу модернизации, реконструкции зданий школ. Оригинальной инициативой сокращения разрыва в качестве образования между городскими и сельскими школами стало открытие «Қызылжар Абай орта мектебі» - первого проекта государственно-частного партнерства среди сельских школ страны.

Одним из условий повышения качества образования является профессиональный уровень педагогических кадров.

Ежегодно растет качественный состав педагогов: работают 40 мастеров, 1 663 педагога-исследователя, 2 013 педагогов-экспертов, педагогов-модераторов - 1 510.

С целью повышения статуса профессии и вознаграждения учителей, имеющих высокие достижения в профессиональной деятельности, традиционно проводится республиканский конкурс «Лучший педагог», «Лучшая организация среднего образования», по итогам которого ежегодно наши педагоги становятся его победителями. С 2012 года уже 20 педагогов удостоились этого почетного звания.

Еще одним весомым стимулом для работников сферы образования стали региональные награды: нагрудный знак «Магжан Жумабаев», учрежденный в честь знаменитого земляка, казахского писателя, публициста и педагога, и звание «Почетный работник сферы образования СКО».

Впервые медалью «Қазақстанның еңбек сiңiрген ұстазы» награжден директор средней школы №1 г. Петропавловска Александр Юрьевич Курленя - инициатор многих учебно-воспитательных проектов, последним из которых явилось внедрение робототехники в учебный процесс. Учащиеся школы за короткий период не только хорошо освоили программу курса, но и вышли на республиканский уровень, опережая своих конкурентов, в том числе и учащихся Назарбаев интеллектуальной школы.

Награды вручаются за мастерство, разработку и внедрение инновационных технологий, значительные успехи и достижения в педагогической деятельности. А таких педагогов у нас немало.

Инклюзивное образование

Утверждены в республике концептуальные подходы к развитию инклюзивного образования.

Северный Казахстан был в числе первых, где более 20 лет назад впервые в нашей стране открылась областная школа-интернат для детей с поражением опорно-двигательного аппарата. Воспитанники успешно обучались и продолжают обучаться наравне с учащимися в общеобразовательной школе. Идея открытия такой школы принадлежала человеку с ограниченными возможностями и большим сердцем, открытым для детей, - Шамилю Шакшакбаеву. В этом благом деле его поддержал и принял участие в церемонии открытия школы-интерната Первый Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев.

Елбасы, принимая участие в церемонии открытия, отметил необходимость создания таких учреждений во всех регионах Казахстана.

Школа была экспериментальной - до тех пор никто в стране не внедрял таких смелых проектов. Ш.Шакшакбаев был первопроходцем внедрения инклюзивного образования, и у него получилось. Сегодня выпускники этой школы - успешные и активные люди.

Для всестороннего развития, успешного старта

Особое внимание в деле развития системы образования уделяется дополнительному образованию, так как социализация и освоение профессии помогают добиться успеха в будущем.

Возродились музыкальные, художественные школы, туристические станции. Сегодня в художественном лицее областного центра обучаются более 500 детей, в музыкальных школах - более тысячи ребятишек. Они имеют возможность получать знания и умения во многих творческих направлениях. Все большее количество выпускников связывают свою судьбу с профессиями в области изобразительного искусства: живопись, архитектура, дизайн, компьютерная графика, домбра, фортепиано и др.

С особой гордостью мы говорим о деятельности современного Дворца школьников. Он занимает передовую позицию в развитии новых, востребованных направлений ІТ-технологий. В приоритете - развитие проектно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества, отвечающего перспективным направлениям современной науки и техники.

 Дворец школьников может принять до 2300 учеников, организовать работу 88 кружков. Кроме художественного и эстетического направления, здесь открыты IT-индустрия и IT-центр обучения в Stem, так как чаще всего современные дети выбирают IT-специальности, в том числе IT-программирование. Предметные STEM лаборатории, оснащенные мировыми трендами, научный комплекс - кабинет гидропоники стали любимым местом для детей. Они учатся работать с устройствами, с помощью которых проводят генетические исследования.

Ребята уверенно делают первые шаги в науке: в центре информационных технологий они занимаются исследованием, моделированием, сборкой и тестированием. Мехатроника позволяет автоматизировать производство. В целях повышения научно-исследовательской деятельности, проводится работа с компанией Майкрософт КZ, международным технопарком IT стартапов. Недавно стали членом Евразийского сообщества.

Северный Казахстан - крупнейший зерновой регион страны.

Наши ученики изобрели фитопрепарат, ускоряющий рост пшеницы. Результаты исследования рекомендованы для использования в сельском хозяйстве.

Дворец школьников является стартовой платформой будущих студентов местной альма-матер.

С целью охвата наибольшего числа детей и подростков дополнительным образованием, в 2003 году был создан городской детско-юношеский центр внешкольной работы. Возглавил его и руководил организацией на протяжении 18 лет Юрий Владимирович Мощенко.

За эти годы было открыто 22 детско-подростковых клуба для детей из малообеспеченных и неблагополучных семей. Сегодня мы можем гордиться достижениями воспитанников, принесших славу области на республиканских и международных соревнованиях и конкурсах.

Успешно осуществляет свою деятельность Центр поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Айыртауского района, возглавляемый опытным педагогом, грамотным руководителем, новатором педагогического труда Елемесом Сауленовичем Калиевым.

В Центре развиты такие виды спорта, как футбол, вольная борьба, хоккей, теннис. Ежегодно воспитанники Центра показывают отличные результаты и занимают призовые места, участвуя в областных, республиканских и международных соревнованиях и конкурсах.

Выбирают профессию на вкус

Важным звеном непрерывной системы профессионального образования стал колледж. Изменился перечень профессий, и тут все решала новая экономика. Приоритетными специальностями в тот период были менеджер, предприниматель, оператор ЭВМ, налоговые агенты, таможенники и др.

Среднее и начальное профессиональное образование претерпело изменения, техникумы, училища, профессиональные лицеи стали колледжами, что послужило повышению их престижа.

Весомый вклад в развитие профессионального образования в годы независимости внесли В.К.Отт, В.Е. Карпук, Е.Н. Мейрманов, А.А.Мерк, С.К.Бегалин, М.Г.Николаенко, Р.А. Кашенева, Н.Д.Ухов, К.Н. Мустафин, А.П.Шмурыгин и многие другие.

С учетом потребности отраслей экономики региона проведена профилизация и оптимизация учреждений ТиПО. Реорганизован Петропавловский строительно-экономический колледж путем слияния со строительным колледжем города Петропавловска. Прекратили свою деятельность 2 частные организации образования: «Мастер-центр» и Политехнический лицей. Объединены однопрофильные малокомплектные сельские колледжи в районе им. Г.Мусрепова, Айыртауском районе.

Сегодня в системе технического и профессионального образования региона действуют 25 колледжей, в том числе 21 государственный и 4 частных. В них обучаются свыше 10,7 тысяч студентов.

Обучение ведется по 70 специальностям и 126 квалификациям для 11 основных отраслей экономики региона.

На сегодняшний день 3 колледжа региона имеют статус Высшего колледжа, начато обучение по программам прикладного бакалавриата по специальностям образования и медицины, что дает возможность выпускникам колледжей обучаться в вузах по ускоренному курсу.

В соответствии с индустриально-инновационным развитием региона, открываются новые специальности: эксплуатация машин и оборудования в промышленности, производство строительных изделий и конструкций, строительство автомобильных дорог и аэродромов, техническая эксплуатация дорожно-строительных машин, пожарная безопасность, защита ЧС, радиоэлектроника и связь, производство молочной продукции, производство мяса и мясных продуктов, социальная работа, туризм, маркетинг и др.

Внедрение инновационных процессов на современном производстве вызывает изменения и в содержании программ профессионального образования, форме и методах обучения.      

Дуальная система обучения, осуществляемая совместно с предприятиями-партнерами, позволяет применять механизм академической самостоятельности в разработке программ обучения с учетом специфи-ки конкретного производства. Основными базами практик являются АО «Петропавловский завод тяжелого машиностроения», ВФ «Поиск», ТОО «Основание», ТОО «Севимсталькон», АО «Севказэнерго», АО «Мунаймаш», КТ «Зенченко и К», ТОО «Молочный союз», ТОО «Азия Тарангул», ТОО «Пилон», ТОО «Джип», Ассоциация рестораторов и отельеров области и др.

С 2020 года внедряется новый формат итоговой аттестации выпускников в виде демонстрационного экзамена, дающий работодателям возможность определить уровень подготовленности кадров.

Реализация проекта «Жас маман» позволила обеспечить колледжи современным высокотехнологичным оборудованием для обучения кадров по международным стандартам WorldSkills.

* * *

За годы Независимости в системе образования области проделана колоссальная работа, еще больше предстоит сделать. Подводя итоги, можно утверждать, что система образования области функционирует стабильно, динамично развивается, обеспечивая устойчивые результаты обучения и воспитания. Сегодня она нацелена на дальнейшее повышение качества образования в условиях реализации глобальных и национальных приоритетов.

В настоящее время сфера образования Северо-Казахстанской области входит в пятерку лидеров среди регионов Республики по результатам международных исследований PISA и TIMSS, второе место в рейтинге регионов по обеспечению доступа к качественному образованию. А по итогам марта этого года управление образования нашей области стало лидером в рейтинге управлений Республики Казахстан.

Важнейший урок, который преподносит нам история независимого Казахстана, заключается в том, что можно переломить любые неблагоприятные тенденции и достигать самых высоких целей, где важный посыл - всегда совершенствоваться, трудиться и не стоять на месте. А главное - менять свое мышление и свою жизнь, ведь великая История рождает великое Будущее.

Гульмира КАРИМОВА,

руководитель управления образования СКО