Татьяна ЧЕРЕПАНОВА: «УЧЕНИК СОБРАЛСЯ ПОДАРИТЬ МНЕ РОЗОВЫЙ ЛИМУЗИН»

У каждого маленького человечка, который только встаёт на путь взросления, появляется первый учитель. А какой он для вас? Наверное, это должен быть очень добрый, тёплый, по-настоящему светлый человек. Когда встречаешь такого учителя, то кажется, что вся комната, где вы находитесь, освещается яркими красками, что тебя буквально согревают материнской любовью и заботой. Именно такое чувство я испытала, когда только увидела Татьяну Николаевну ЧЕРЕПАНОВУ - учителя начальных классов КГУ «Средняя школа № 7» города Петропавловска, учителя высшей категории, обладательницы звания «Учитель года-1999».

О призвании без сомнений

Родилась Татьяна Николаевна в селе Димитровка Кокчетавского (ныне Тайыншинского) района. С самого раннего возраста она уже точно знала и ни разу за всё время учебы в школе не сомневалась, что будет учителем, несмотря на то, что в ее семье не было преподавателей. Любовь к знаниям и тягу дарить их другим Татьяне Черепановой привила её самая первая учительница, о которой она с любовью вспоминает: «Учителем, конечно, хотелось стать давным-давно. Моя первая учительница - Надежда Ивановна Дементиюк, очень добрая женщина. В мои школьные годы она вкладывала в нас всю свою душу, и я хотела быть на неё похожей. Смотря на неё, я и представляла себя учителем, хотела и знала, что буду им. Помню, как нас принимали в пионеры, как она учила с нами клятву, как проводила с нами праздники. Надежда Ивановна вдохновляла меня своей теплотой. Я до сих пор поддерживаю общение с ней, не так часто, но, когда приезжаю в деревню, обязательно захожу к ней».

Приехав в Петропавловск, Татьяна Черепанова поступила в педагогическое училище, закончила его и на практику пришла в среднюю школу № 7, где и работает до сих пор - уже 33 года. Она искренне предана своей школе, любит свой коллектив и ни разу не задумывалась о перемене места работы. Для моей собеседницы работа в школе - это не только труд во благо людей, это её жизнь, которую она готова проживать снова и снова, каждый день, пока есть силы давать детям знания и любовь. После училища она закончила заочно Петропавловский педагогический институт имени К.Д. Ушинского, ныне СКГУ имени М. Козыбаева, при этом не бросая преподавание.

«Я люблю маленьких детей, ведь это открытые дети. Для них первый учитель - что-то особенное. Маленького ребёнка видишь сразу насквозь, как он к тебе расположен. В глазах малыша видишь его настроение, хорошее ли оно или, может, что-то случилось дома. По мимике и жестам сразу можно определить, что у ребёнка на душе», - с нежностью в голосе говорит Татьяна Николаевна. Слушая её, я чувствую, что она бережно относится к каждому ребёнку как к родному, и ей очень важно, чтобы он пропитался уютом класса и открытостью её души. «У ребятишек такой возраст, когда они всё доверяют учителю. Бывает, детки приносят маленькие открыточки «Моей лучшей учительнице», да и просто пишут на листочке что-то или рисуют, дарят мне, а я все-все складываю и храню», - сама, как ребёнок, радуется она, делясь сокровенным.

Впрочем, иногда фантазии школьников можно только позавидовать. Моя собеседница рассказала забавную историю про мальчика, который сделал ей весьма заманчивое предложение. «Как-то раз один из моих учеников мне заявил: «Татьяна Николаевна, я вас так люблю!», а я ответила: «Ой, что ты, Серёжа, я тебя тоже люблю!». Он добавил: «Я, когда вырасту, подарю вам розовый лимузин». Я удивилась: «А почему розовый-то?». Серёжа мне в ответ: «Он же красивый, вот я вам поэтому и подарю его!», - искренне смеясь, рассказывает педагог.

Ни доли сомнения не прозвучало в голосе учителя, когда она рассказывала мне о своем призвании. Несмотря на то, что у героини публикации есть своя семья, она старается большую часть времени проводить в школе и даже редко уходит на больничный, чтобы дети не чувствовали, что их бросили. В таком отношении сразу чувствуется настоящая любовь к своей работе, желание творить, придумывать новые способы донести знания до учеников.

Мы - это наша дружная классная семья!

К маленьким детям всегда нужен определенный подход. Иногда нужно уметь думать как ребёнок, а ещё обязательно необходимо найти особый способ зародить в классе уважение к своему учителю. У Татьяны Николаевны есть тот самый подход, который наработан годами. Она настолько располагает к себе учеников, что в классе на перемене ей достаточно просто хлопнуть в ладоши или сказать ласково: «Ребята…», чтобы дети перестали шуметь. Слушая её, я понимаю, что каждые 4 года она создаёт огромную семью из учеников класса и их родителей, помогает им сплотиться, полюбить друг друга, а главное - оставаться родными и продолжать общение всей «семьей» спустя многие годы после выпуска. Ответственность за сплоченность коллектива лежит на плечах первого учителя, и Татьяна Николаевна понимает это и считает эту задачу своим долгом.

«Мне в педагогической деятельности как-то везёт, за все 9 выпусков у меня все дети были хорошие. Я нахожу с классом контакт и с самого первого дня говорю им, что мы - это наша дружная классная семья. Есть семья, в которой вы родились, в которой вы помогаете друг другу, а есть наша большая семья в школе, и, чтобы она была дружной, вы тоже должны выручать друг друга. Если есть какие-то незначительные недопонимания, я всегда говорю: «Дети, мы…» и они продолжают: «...это наша дружная классная семья!», - отмечает моя собеседница.

Она учит детей не только писать и считать, но и быть порядочными, мобильными, креативными. Её ученики активно принимают участие в различных конкурсах, таких, как «Зерде», «Солнечный зайчик», «Бала Барыс», мероприятиях школы, города, области и республики. Татьяна Николаевна водит детей на различные экскурсии и уже составляет планы на будущее. Ее прошлый выпуск даже побывал в Астане, теперь есть мысль съездить в столицу и с нынешним вторым классом, когда ребята станут постарше, ведь это очень интересно.

«Хорошую погоду» в классе удаётся держать всё время, поэтому выпускать детей в среднее звено очень волнительно и грустно. Героиня признается, что каждый раз плачет вместе с ребятами, но старается продолжать общаться со всеми, поддерживать их, ходить на классные часы, интересоваться их жизнью.

Учитель лёгких путей не ищет!

Важно, когда учитель развивается со временем, совершенствуется, создаёт любопытные вещи. Путь преподавателя тернист, но по-другому никак.

«Для меня учитель - это действительно человек, который не может поступать так, как все остальные люди. Наша учительская профессия такая - легких путей мы не ищем. Трудности везде сопровождают нас по жизни, но они преодолимы, если ты позитивно настроен и любишь своё дело. Некоторые говорят, что сложно преподавать детям, но я с этим не согласна», - считает Татьяна Николаевна.

И, конечно же, педагог, как настоящий психолог должен видеть человека насквозь, чтобы точно находить тропинки к сердцу ребёнка: «Мало хорошо знать учебную программу. Ребёнка надо полюбить, надо видеть наперёд, что ожидает его в будущем, и на это нацеливать свою педагогическую деятельность. Нужно учить детей, как поступать в тех или иных ситуациях, чтобы дать им адаптироваться в социуме. Без знания психологии никак, это очень важно».

В своей работе Татьяна Николаевна следует творческому кредо «Учитель живет до тех пор, пока учится сам». Она разработала практическую методику преподавания русского языка и математики в начальных классах и отразила свои педагогические находки в дидактическом пособии по русскому языку и математике. Оно нашло применение, как среди учащихся, так и среди коллег, и заняло первое место в областном конкурсе методических пособий. Кроме того, на ее счету более десяти публикаций в республиканских и международных печатных изданиях.

Татьяна Черепанова с удовольствием делится своим опытом с молодыми педагогами и студентами-практикантами, которые в будущем становятся ее последователями. В 2002 году ей доверили вести курс предмета «Самопознание» в числе первых учителей-новаторов нашей области. Труд Татьяны Николаевны неоднократно был отмечен грамотами и Благодарственными письмами от акима области, городского отдела образования, фонда «Бөбек». В этом году она получила новую категорию - «педагог-исследователь».

Отдых. Не так часто, но тем и ценен

А для вас тоже учитель - это человек, который вечно сидит за подготовкой к урокам, с утра работает, днём работает и вечером тоже, представляете себе, работает? Если да, то я скажу, что мы были правы: на примере Татьяны Николаевны можно убедиться в том, что это одна из самых занятых профессий в нашем мире, поэтому отдых очень ценен. Свободное время для учителя становится святым, поэтому его нужно провести максимально весело, тепло, а в случае нашей героини, по-семейному: «Люблю пятницу. Я могу расслабиться и ничего не делать - поужинать и просто посидеть у телевизора. Я обожаю печь пироги, особенно по выходным, ведь только тогда у меня есть свободное время. Каждые выходные ко мне приезжают дети, сёстры, одна из дочерей вместе с детьми едет из Омска, потому что суббота - традиционный день для нашей семьи, когда мы собираемся, топим баню, я готовлю что-то вкусное и обязательно пеку пирог».

Даже летом наша героиня не может усидеть на месте. Она ухаживает за дачей, где у неё есть любимые розы у дома, которые уже стали сродни членам семьи. Любит проводить время на природе. «Я очень люблю дачу, выращиваю всё, что можно. Работая там, я, можно сказать, отдыхаю. Люблю ездить в лес за грибами и ягодами, хватает запасов на 3 семьи, даже многое остаётся», - говорит Татьяна Черепанова. Желания трудиться у этого человека сполна, и на всё ей хватает сил, а главное - энергии. «Я по натуре холерик», - отмечает Татьяна Николаевна, ставя перед собой одну цель - всё успеть.

Самое главное, каким человеком ты стал

Высокие отметки, это, с одной стороны, важно, но не самое главное в жизни, считает Татьяна Николаевна. Также надо поощрять и труд детей, чтобы они знали, что умные люди всегда в почёте. «Помню, когда училась в 1 классе, у нас был праздник, посвященный 7 Ноября. В этот день чествовали ударников и отличников учебы, нам подарили книги за хорошую учебу, и именно в этот момент я поняла, что учусь хорошо! Невероятные эмоции! У меня до сих пор хранится эта книга в память о том дне. Отличная учёба, конечно, это прекрасно, но сейчас самое главное, чтобы человек был здоровым и счастливым. Чтобы в семье было всё в порядке. Неважно, как ты учился в школе, лишь бы ты был достойным человеком», - уверена героиня публикации. Многие ее выпускники такими и стали. Они не забывают навестить свою первую учительницу, ставшую им второй мамой, и рассказать о своих успехах, поделиться радостью, попросить совета в трудной ситуации.

Любовь к знаниям Татьяна Черепанова передала и своим детям. Например, ее младшая дочь тоже стала учителем и преподаёт английский язык. Сама Татьяна Николаевна призналась, что не хотела, чтобы дочь выбирала путь педагога, так как это, можно сказать, самоотречение - работа отнимает много времени, буквально забирает тебя у семьи. Несмотря на это, сейчас она очень рада, что дочери нравится ее профессия.

Подводя для себя итог встречи с этим удивительным педагогом, в первую очередь отмечу, что было приятно поговорить с человеком, который действительно радуется своей жизни и ни о чём не жалеет. Она будто светится, когда рассказывает об учениках и своей семье. Про мою собеседницу можно смело сказать, что она искрится счастьем жизни. Энергии у Татьяны Николаевны хоть отбавляй, и хочется, чтобы она оставалась такой всегда. «Я не жалею, что стала учителем. Я очень рада, что у меня есть семья, две дочери, два зятя, двое внуков, муж, который поддерживает меня всегда и во всём. Изменить что-то в жизни? Нет! У меня интересная работа, мне очень приятно видеть плоды своего труда, видеть, какими людьми стали мои ученики. Есть желание работать с детьми и силы. Буду работать, пока могу!», - считает Татьяна Черепанова.

Анна ХОДЕЕВА