КЛЮЧ К КАЧЕСТВУ - В УСПЕШНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

Два года назад Глава государства Н. Назарбаев на совещании с членами Правительства и акимами областей дал поручение - ввести в сфере образования централизованную вертикаль контроля качества образования. Своевременность и архиважность данного поручения была обусловлена существовавшими на тот момент проблемами в сфере образования: отсутствием механизмов системного контроля и обратной связи с регионами, мониторинга и анализа ситуации на местах, действенных рычагов воздействия на качество образования. Вновь созданные территориальные департаменты по контролю в сфере образования реализуют государственные контрольные функции на местах и служат действенным каналом обратной связи с регионами в области образования.

Сегодня главный контур нашей деятельности - взаимодействие с местными исполнительными органами, направленное на решение совместной задачи по повышению качества образования. И основной нашей целью являются не статистические показатели выявленных нарушений и вынесенных административных наказаний, а эффективное воздействие на образовательную среду региона с целью улучшения ее качества. Для ее реализации нами регулярно проводится мониторинг различных аспектов образовательной сферы региона, выявляются системные проблемы, требующие внимания со стороны центральных и местных исполнительных органов. Нами были изучены вопросы состояния дошкольного воспитания, технического и профессионального образования, информатизации и качественного состава директоров общего среднего образования. Информация о результатах таких исследований доводится до сведения администрации региона.

Проведенный на начальном этапе мониторинг системы образования позволил обозначить болевые точки региона в этой сфере, одной из которых явилась деятельность педагогов-неспециалистов, в основном, в сельских школах. Это было одним из препятствий в предоставлении качественных образовательных услуг. Для решения данной проблемы курсы профессиональной переподготовки в 2012 году по различным специальностям с присвоением новой квалификации прошли 490 педагогов.

За этот же период 438 педагогов прошли аналогичные курсы переподготовки в Петропавловском гуманитарном колледже имени Магжана Жумабаева по специальности «Дошкольное воспитание».

Современные подходы к понятию «школа» трактуют ее не как учреждение, в которое дети приходят за знаниями, а как организацию, предоставляющую качественные образовательные услуги. И объективные подходы департамента по контролю к, казалось бы, традиционному мероприятию - аттестации организаций образования позволили на основе достоверных результатов отойти от формализма, выявлять проблемные вопросы и обозначать пути их решения. Для реализации этих задач аттестационные комиссии комплектуются лучшими педагогами и методистами области, сложилась и практика привлечения в качестве экспертов лучших педагогов из других областей: Акмолинской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской.

Такой подход формирует иную концепцию контроля - оказание, прежде всего, методической помощи организациям образования в процессе аттестации, особенно сельским школам, которые испытывают в ней острую потребность. Не только выявить недостатки, но и подсказать, помочь, направить - вот принципы, ставшие главными в нашей  работе.

По результатам аттестации нами вырабатываются методические рекомендации по дальнейшему развитию школы, а на итоговый педсовет приглашаются акимы сельских округов и члены родительских комитетов школы. Тем самым мы решаем и другую, не менее важную задачу    «прозрачности» системы образования, информирования широкой общественности о ее состоянии.

Открытость деятельности департамента по контролю в сфере образования реализуется и при лицензировании образовательной деятельности. В состав комиссии по лицензированию, наряду со специалистами департамента, вошли председатель Совета директоров организаций технического и профессионального образования Северо-Казахстанской области, директор Северо-Казахстанского филиала объединения юридических лиц Национальной экономической палаты Казахстана «Союз Атамекен». Это позволяет департаменту при выдаче лицензии на образовательную деятельность учитывать и компетентное мнение работодателей о потребности в кадрах в регионе, на подготовку которых требуется лицензия.

Взаимодействие с местными исполнительными органами свое дальнейшее развитие нашло в ставших традиционными семинарах с руководителями отделов образования городов и районов по различным вопросам развития образования.

Как правило, спектр вопросов таких семинаров довольно широк: от результатов контрольных мероприятий и рекомендаций по устранению выявленных нарушений до юридических консультаций по соблюдению законодательства в сфере образования. Стало традицией участие на таких семинарах и сотрудников прокуратуры Северо-Казахстанской области.

Мы все прекрасно понимаем, что в современном мире поступательное развитие общества невозможно без совершенствования человеческого капитала. И то утверждение, что в структуре человеческого капитала доля образования составляет более 60 процентов, позволяет нам говорить о том, что качество общества определяется качеством образовательной среды. В свете этого деятельность департаментов по контролю в сфере образования можно рассматривать как эффективный механизм движения вперед.

Ерлан АБЕЛЬДИНОВ,

директор департамента по контролю в сфере образования СКО