УЧИТЕЛЬ - ДРУГ, КОТОРОМУ ДЕТИ МОГУТ ДОВЕРЯТЬ

Учитель в XXI веке должен быть не только профессионалом своего дела, но и творческой, разносторонней личностью. Темп современной школьной жизни стал настолько динамичным, что учителю нужно постоянно быть в тонусе: работать над собой, знать на «отлично» не только свой предмет, но и другие стороны жизни. Реалии таковы, что педагог сегодня - это исследователь, консультант, общественный деятель, эксперт…

Дети на уроках таких учителей всецело поглощены творчеством. А самих учителей-энтузиастов не нужно подгонять - они сами подводят итоги своего труда и стремятся достигнуть выдающихся результатов. Их работа - это исследовательская лаборатория, аналитический центр. Их душа всегда нараспашку: для учеников, коллег, родителей, всего мира!

В гостях у нашей редакции побывала одна из таких творческих современных педагогов - Айымхан Ташетова - заместитель директора по учебной части средней школы № 6 имени Кожабергена жырау, учитель казахского языка и литературы.

К педагогическим принципам нашей собеседницы прекрасно подходят слова Константина Ушинского: ««Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни…». Впрочем, обо всем по порядку…

Дружба, чтение и баскетбол!

- Айымхан Салемовна, расскажите о родных местах, об отчем доме.

- Родилась я в Есильском районе, селе Актас, в многодетной семье. У меня четыре сестры и три брата. К слову сказать, в нашей семье не только я выбрала путь учителя. В сфере образования работают две мои сестры и брат.

- Когда  учились в школе, что вам было больше по душе?

- Мне всегда нравилось заниматься общественной работой. Когда нужно было что-то организовать, я помогала нашим учителям. А еще - общественная работа : это увлекательное общение с новыми людьми, возможность узнать что-то полезное. Но особый интерес у меня вызывал спорт: я и в шахматы играла, и легкой атлетикой занималась, лыжным спортом, баскетболом. Доводилось мне брать и призовые места. А баскетбол и волейбол до сих пор остаются моими любимыми видами спорта.

- Почему вы решили связать свою жизнь с педагогикой?

- В селе я училась до 9 класса, а 10 и 11 класс заканчивала уже в Петропавловске, в казахской школе-интернате № 2 (сейчас это школа-лицей «Дарын»), где преподавала Алия Молдыбаева, которая стала для меня примером настоящего педагога, мастером своего дела. Ее уроки были очень интересными, пробуждали тягу к учительскому труду. К тому же с самого детства я много читала, что тоже оказало влияние на выбор моей будущей профессии - учителя казахского языка и литературы.

- Чем запомнилась студенческая жизнь?

- Наша группа была очень дружной, мы постоянно что-то придумывали, занимались организацией праздников. Хорошо помню, как здорово мы выступали на мероприятиях, посвященных Дню студента, Наурызу... В то время тотального дефицита больших трудов стоила подготовка к праздникам, но мы всегда справлялись с этим. Особенно нам удавалось празднование Наурыза, на котором мы инсценировали традиции и обычаи казахского народа. Все это, конечно, оставило свой след в душе каждого из нас, помогало в дальнейшей работе.

Здравствуй, школа!

- Как вы стали учителем в школе № 6?

- Здесь я оказалась сразу после окончания вуза. Наша школа только открылась, проходил набор кадров, и меня,  молодого специалиста, с радостью приняли на работу.

- Трудно ли вам давались первые шаги на учительской стезе?

- Начинать  всегда нелегко. Но, когда тебе помогает весь коллектив, когда ты учишься у старших коллег, трудности исчезают. До сих пор я благодарна моей коллеге Айсулу Баймуратовне Касеиновой за ее помощь в моем профессиональном становлении. Она научила меня не только заполнению журнала, общению с учениками, родителями, но и преподала ценнейший опыт педагогического мастерства, показала многие тонкости нашего нелегкого труда. Для меня Айсулу Баймуратовна стала второй мамой.

- Есть ли любимый раздел казахского языка?

- Пожалуй, больше всего мне нравится синтаксис. Он привлекает меня своей сложностью. На уроках мы проводим разбор различных предложений, и мне всегда приятно видеть, когда ученик доходит до самой сути задания. Синтаксис хорошо развивает аналитические способности школьников.

- Какой из литературных периодов вам ближе всего?

- Это конец XIX - начало XX века. Как раз на этот период пришелся процесс формирования национальной казахской интеллигенции, который придал новый импульс развитию литературы. Много разных талантливых  романов, рассказов, драм, критических статей, сатиры появилось на этом этапе. Все это, несомненно, обогащало культуру казахского народа. Если говорить о моих любимых авторах, то это творчество классиков казахской литературы: Абая Кунанбаева, Сакена Сейфуллина и нашего земляка - Магжана Жумабаева.

- В чем специфика работы завуча?

- Заместителем директора по учебной части я работаю уже порядка восьми лет, но каждый день учит тебя чему-нибудь новому. А не так давно я проходила уровневые курсы, на которых открыла для себя много нового и интересного. Сейчас этот полезный опыт я использую в своей работе. Если возникает какая-то интересная идея, то я стараюсь сразу ее реализовать. К примеру, во время проведения Зимней Олимпиады в Сочи, я предложила ребятам ежедневно приносить видео с результатами игр и демонстрировать его по школьному телевизору. Дети охотно откликнулись на предложение, и мы были в курсе всех событий, происходивших на Олимпийских играх. Нужно постоянно находиться в творческом поиске.

- Ваша должность предполагает тесное сотрудничество не только с педагогическим коллективом, учениками, но еще и с директором школы. Есть ли взаимопонимание?

- Директор нашей школы Сайран Бикеновна Мустафина всегда поддерживает начинания завучей, особенно, если от нас исходят креативные идеи. Между руководителем и нами царят прекрасные отношения. Педагогический коллектив у нас сплоченный, каждый учитель вносит свою лепту в воспитание достойных казахстанцев.

- Предположу, что у школы с годами появился свой собственный стиль, а ваших выпускников, наверное, узнают в городе?

- Не хочется особо хвалиться, но это действительно так. Наших учеников ценят в университете за их знания, воспитание, культуру. К нам охотно идут студенты на педагогическую практику, заряжаются, кстати, позитивными эмоциями. Да и родители будущих первоклассников стремятся отдать ребенка именно в нашу школу. Это, конечно, говорит о том, что люди доверяют нам и нашему труду.

- На ваших уроках ребята познают этот мир через родной язык и литературу. А чему вы учитесь у них?

- Это интересный вопрос. В современных детях мне нравится их кругозор, они смотрят на мир шире, чем мы, взрослые. Привлекает в учениках и их способность отстаивать свою точку зрения по каким-либо спорным вопросам. Но это вовсе не значит, что они не ценят другого мнения, наоборот, каждый прислушивается и к другому. Только в сотрудничестве ребята раскрываются в полной мере.

- У вас за плечами уже большой педагогический стаж и множество проведенных уроков. Но все же, какой из них самый яркий, прошедший недавно, запомнился вам и вашим ученикам?

- В этом году большое впечатление на всех произвел урок, посвященный маме. На нем я показывала ученикам видеосюжет о матери, которую собственные дети сдали в Дом престарелых. В ходе просмотра ребята не скрывали своих эмоций, в глазах у них стояли слезы. Да и у меня тоже. Потом мы долго обсуждали эту проблемную тему, говорили о человеческих взаимоотношениях, об уважении к родителям. Урок имел огромное воспитательное и обучающее значение.

- Какого стиля преподавания вы придерживаетесь?

- Я сторонник демократического стиля, для меня неприемлемы авторитарные методы. Иногда ученику достаточно показать направление без какого-либо давления, и он все сделает правильно. В своей работе я использую современные способы и средства обучения, которые как раз и призваны развивать ученика как гармоничную, творческую личность.

- Вам помогает чувство юмора?

- Через юмор, через иронию от учеников можно добиться понимания гораздо быстрее, чем при помощи нотаций. Юмор разряжает напряженную обстановку и располагает к доверию.

Погода в доме

- Айымхан Салемовна, расскажите о своей семье.

- У нас с мужем трое детей: две дочери и сынок - он самый младший. Старшая дочь учится в СКГУ по специальности «Приборостроение», а младшая - в нашей школе.

- Кто-то из ваших детей  планирует пойти по учительской стезе?

- Может быть, мой путь повторит младшая дочь, она похожа на меня по характеру, и учиться ей нравится: узнавать что-нибудь новое, исследовать. Она постоянно участвует в разнообразных научных конкурсах.

- Ваше любимое семейное место отдыха?

- Вся наша семья любит отдыхать в городе Астане. Ежегодно мы стараемся побывать в столице, чтобы посмотреть достопримечательности, познакомиться с новыми людьми.

- Для вас счастье - это…

- Моя семья: дети, муж, когда они находятся рядом со мной, когда они здоровы и все у них благополучно.

Свободная фантазия

- В какой исторической эпохе вы бы хотели оказаться?

- У любого времени - свои плюсы и минусы. Но, несмотря на это, я хотела бы остаться в нашей эпохе с ее быстрым ритмом жизни, который не дает тебе стоять на месте, а требует кропотливого, ежедневного развития.

- Если бы у вас была волшебная палочка, чтобы вы изменили?

- В первую очередь я бы установила на нашей планете мир и спокойствие и оградила бы людей от страшных глобальных и локальных войн, которые разрушают не только все вокруг, но и человеческие судьбы, души.

- Ваша мечта?

- Я бы хотела, чтобы наш Петропавловск развивался такими же темпами, как и столица Казахстана - Астана. Чтобы строились большие и красивые здания, культурные объекты, возрастали производство и уровень жизни.

- Если бы время можно было повернуть вспять, кем бы вы стали?

- Еще в детстве я хотела быть юристом. Мне нравилось разбираться в мотивах поведения людей. Узнавать, почему человек поступил именно так, а не иначе. А еще у меня развито чувство справедливости, которое, на мой взгляд, необходимо юристу. Так что им бы и стала.

Напоследок…

- Для вас учитель - это…

- Друг, которому дети могут полностью доверять. Он дарит детям надежду и уверенность в собственных силах.

- Педагогическое кредо…

- Постоянный творческий поиск и саморазвитие.

- Ваши пожелания ко Дню знаний.

- Желаю коллегам крепкого здоровья, успехов, достатка и семейного благополучия! Не зря говорят, если в семье порядок, то он будет и на работе.

Беседовал Павел РОЩУПКИН