КАК ПОБОРОТЬ ДЕФИЦИТ КАДРОВ?

Ни для кого не секрет, что в Казахстане острый дефицит кадров испытывают практически все отрасли, и в большей степени сложившаяся ситуация  усугубляется миграцией населения и недостаточным уровнем образования. Судя по объявлениям о вакансиях, рынок труда нуждается в квалифицированных специалистах. По-прежнему в дефиците технические сотрудники, высококвалифицированные инженеры, технологи новых технологий и разного рода сельхозработники. Не является исключением и наша область.  

Недостаточная подготовка кадров для сферы бизнеса является одной из причин, замедляющих темпы развития предпринимательства в Республике Казахстан, в этом уверен Владимир Литвиненко, заместитель директора Палаты предпринимателей СКО. Он отмечает, что в настоящее время обоснована необходимость пересмотра организации деятельности технического профессионального образования и проведения правильной профессиональной ориентации молодежи. «Сегодня бизнес-сообщество Казахстана испытывает острый недостаток профессиональных кадров, обладающих знанием и опытом в создании и обеспечении бизнес-структур. Всего в Республике Казахстан, по официальным данным Агентства по статистике, по категории технического и профессионального образования зарегистрировано 896 заведений, 514 из которых являются государственными, 178 находятся в сельских районах, контингент их составляет более 600 тысяч учащихся. Если говорить о нашем регионе, то у нас функционирует 30 колледжей, из которых 24 - государственные, 15 находятся в сельской местности, их контингент составляет 15027 человек», - сказал В. Литвиненко.

Для того чтобы изменить сложившуюся на рынке труда ситуацию и улучшить подготовку кадров технических и профессиональных работников, необходимо развивать  государственно-частное партнерство в этой сфере, дуальную систему образования, так как именно она является гарантией конкурентоспособности кадров.  

Напомним, дуальная система образования, к которой чаще всего применяют термин «сэндвич-программа», предусматривает сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности, то есть предполагает прямое участие предприятий в профобразовании студентов. Одним словом, потенциальный работодатель предоставляет условия для практического обучения и несет все связанные с ним расходы, включая возможную ежемесячную плату обучающемуся. Однако если вновь обратиться к данным, предоставленным Владимиром Литвиненко, то в организации профессиональной практики обучающихся с использованием технологической базы предприятий, стажировок преподавателей специальных дисциплин и специалистов, о которых сегодня так много говорят, еще есть над чем поработать. «Если в первом полугодии этого года профессиональную практику прошли 5744 человека, то только 34 % из них находилось на оплачиваемых рабочих местах. Стажировку на производстве прошли 18 преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения, что составляет только 2,4 % от общего числа инженерно-педагогических работников. Если мы все-таки хотим получить квалифицированные кадры, то нужно заниматься вопросами повышения квалификации инженерно-педагогических работников всех учебных заведений», - подчеркнул замдиректора ПП СКО.

Также он отметил, что если в разработке образовательных учебных программ по дуальному обучению всего участвовало 146 предприятий и 176 колледжей страны, то доля нашего участия в этом процессе составляет всего 0,03 %. Это один колледж и одно предприятие.

По словам В. Литвиненко, особое внимание стоит обратить и на профориентационную работу, построенную по принципу «школа-колледж-предприятие». Одних рассказов о будущей профессии и описания того, чем будет заниматься специалист, сегодня мало, нужно целенаправленно вести школьника в студенчество, а затем и к конкретному рабочему месту. Только так, по мнению Владимира Литвиненко, можно избежать текучести кадров на местах  и получить высокий уровень квалификации выпускников наших колледжей. Говоря о недостаточной профориентационной работе, он привел следующую статистику по области. В текущем году в области было 4372 выпускника школ, при этом 2049, или 47 %, по окончании 11 класса выехали за пределы нашей области или вообще из страны. Вероятность их возвращения на родину вызывает большой вопрос.  А ведь они могли стать потенциальными студентами наших колледжей и вузов и в дальнейшем работать на экономику нашего региона. 

На сегодняшний день, как уже говорилось выше, в колледжах области обучается более 15 тысяч студентов, из которых 9435 - по госзаказу. Выпуск 2013 года составил 3966 специалистов,  в том числе 2822 - по государственному заказу. Так, для отрасли сельского хозяйства подготовлено 709 специалистов, что составило 17,8 % от общего числа выпуска, экономики и права - 623, сферы обслуживания - 594, строительства и коммунального хозяйства - 478, для образования - 423, для транспорта - 319 специалистов, медицины - 281, связи и информационных технологий - 246, энергетики - 156, машиностроения - (при наших-то предприятиях!) только 85 специалистов и культуры - 52. Однако далеко не всем из них удалось трудоустроиться, при этом даже бюджетники тоже не исключение. Таким образом, складывается впечатление, что государство просто-напросто выкидывает деньги на ветер.

Сагынгуль САКЕНОВА