Государственный служащий новой формации. Кто он?

В своей книге «Эра независимости» Елбасы Н. Назарбаев пишет: «Профессиональные кадры государственной службы - важный ресурс страны, на практике решающий национальные задачи». Действительно, построение высокоэффективной модели государственной службы - необходимое условие социально-экономического развития страны и залог её процветания. Именно слаженная работа госаппарата во многом способствовала построению сильной республики. В преддверии Дня государственного служащего и юбилея Независимости отметить это особенно приятно.

 

Генезис и динамику системы государственной службы в Казахстане можно разделить на несколько ключевых вех. Первый этап преобразований пришелся на 1992-1997 годы. В этот период были заложены организационно-правовые основы новой системы государственной службы: введена процедура аттестации, госслужащие разделены на должностные категории и квалификационные классы. Начиная с 1995 года, руководство Казахстана провозгласило создание современной, эффективной системы государственной службы стратегическим приоритетом своей политики.

Второй этап проведения административных реформ длился с 1998 по 2002 годы. В этот период создано Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы, принят Закон РК «О государственной службе», который положил начало созданию и функционированию в республике так называемой позиционной модели государственной службы. Ключевым компонентом данной модели стал обязательный конкурсный отбор при поступлении и продвижении по административной государственной службе. Реформы того времени носили яркий антикоррупционный характер: были закреплены обязанности по принесению присяги госслужащими, а также информированию руководителей о случаях конфликта интересов, установлен запрет на занятие другой оплачиваемой деятельностью, особенно предпринимательской.

Третий этап охватывает 2003-2009 годы. Он ознаменован внедрением карьерной модели госслужбы, нематериальных льгот и социальных гарантий, введением ротации политических государственных служащих. Важной мерой, принятой в эти годы, стало создание в 2003 году института кадрового резерва государственной службы.

Четвертый этап реформ пришелся на 2010-2015 годы. Утвержден Стратегический план развития РК до 2020 года. Особое внимание в этот период уделено совершенствованию обучения сотрудников государственного аппарата. Также была утверждена Система ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов, введены управленческий корпус «А» и исполнительный корпус «Б» административной государственной службы.

В кадровый резерв граждан стали включать граждан, занимающих руководящие должности в организациях государственного и частного сектора, госслужба стала идентифицироваться с понятием «служение нации (обществу)».

По словам Президента страны К.К. Токаева, на современном этапе государственная служба все еще требует системных реформ, изменения подходов к кадровой политике, системе принятия решений и ответственности за их исполнение. Современная система государственной службы нуждается в новых кадрах - профессиональных, со свежими взглядами и инициативами. Кроме того, пандемия вносит свои коррективы и требует переосмысления многих традиционных подходов к организации государственного администрирования, поскольку важнейшим ресурсом в новых условиях становится оперативность.

Специфика государственной службы в том, что она интегрирует в себе множество различных профессий. Ее отличает комплексность, системность и высокая социальная ответственность. Останавливаясь на определении понятия «государственный служащий», не буду утомлять вас выдержками из Закона, а лишь отмечу, что, помимо всего прочего, госслужащий несет ответственность перед народом и государством и обязан каждодневной добросовестной деятельностью заслуживать возложенное на него доверие.

Каков же портрет государственного служащего новой формации? Он конкурентоспособен, компетентен, умеет принимать взвешенные управленческие решения и эффективно претворять их в жизнь. Он всегда стоит на страже интересов гражданина, государства и общества, умеет прогнозировать ситуацию, критически и креативно мыслить. Нацеленность на результат, реальное достижение целей в разумные сроки - вот его основополагающие принципы. Сейчас, наряду с компетентностными навыками, настоящий управленец должен обладать развитыми «softskills» («гибкими надпрофессиональными навыками») в части коммуникаций, рефлексии, адаптивности, психологии, эмоционального интеллекта и пр. Такой служащий всегда находится в авангарде изменений. Он добивается первенства качества над количеством, результата - над процессом. Его отличает многозадачность, обучаемость, адаптивность к вызовам внешнего мира. Его деятельность носит инновационный и инициативный характер, ему присущи высокий нравственный облик и развитые личностные качества, справедливость, добропорядочность. Можно сделать вывод о том, что госслужащий новой формации - это единство высокого профессионального мастерства и образованности, общей культуры, нравственности, а также развитого правового сознания.

Говорят, «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». В контексте нового формата несения государственной службы эту пословицу можно перефразировать так: «Плох тот государственный служащий, кто не желает стать ближе к народу, не ориентирован на человека и его благополучие».

О любой профессии есть мифы. Государственная служба не исключение. Но мифы существуют, чтобы их развенчивать, что и предлагаю сделать.

Миф 1. Это сфера деятельности для мужчин. На госслужбе соблюдается принцип гендерного равенства. И есть много примеров, когда женщины совмещают высокопоставленные руководящие должности с воспитанием детей и заботой о семейном очаге. Радует, что с каждым годом представленность слабого пола на госслужбе растет, что еще раз доказывает, что современная женщина может взвалить на свои хрупкие плечи и быт, и слаженную работу целого ведомства или региона (министр общественного развития и информации А. Балаева, аким Кызылординской области Г. Абдыкаликова, министр культуры и спорта А. Раимкулова и прочие успешные женщины в политике - тому примеры).

Миф 2. Руководитель всегда прав. Безусловно, его никто не ставит под сомнение, однако модель управления «начальник-подчиненный» давно изжила себя. Современные руководители работают в команде, они умеют слушать и слышать, они не указывают, а направляют.

Миф 3. Госслужба - это рутинная и скучная работа с документами. Безусловно, отчеты и запросы вышестоящих государственных органов никто не отменял. Но! У представителей государственного аппарата тоже есть возможности для реализации потенциала. Например, традиционным стало проведение спартакиады среди государственных служащих, с целью развития творческих и интеллектуальных способностей, проводятся дебаты, конкурсы эссе, челленджи и пр. В преддверии Наурыза чиновники охотно сменяют официальную одежду на национальную и участвуют в демонстрациях национальных обычаев и традиций.

Миф 4. В лексиконе госслужащего - сплошь канцеляризмы и клишированные фразы. Что-то вроде: «с точки зрения банальной эрудиции» и далее по тексту. Конечно, в переписке нами соблюдается официально-деловой стиль, но современный госслужащий - это в какой-то мере и спичрайтер, и SMM-специалист, и PR-менеджер, который в своей работе не раз сталкивается с публичными выступлениями, интервью на телевидении, с написанием пресс-релизов, приветственных речей или заметок для сайта. Ни один журналист на скудный и «нецепляющий» пресс-релиз или материал не поведется, а с народом надо говорить на его языке. И тут на помощь приходят чудеса красноречия и умение говорить просто и понятно.

Миф 5. Государственный аппарат в основном состоит из возрастных кадров. Напротив, в последние годы замечена тенденция к омоложению. Президентский кадровый резерв, Школа молодых государственных служащих доказали свою эффективность в привлечении талантливой и перспективной молодежи в ряды управленческих структур. Говоря о молодых кадрах, стоит отметить институт наставничества, когда более опытный сотрудник госоргана берет под свое «крыло» новичка, делится своими знаниями, оказывает методическую и консультационную помощь. На своем опыте могу сказать, что такой подход способствует быстрой адаптации новых сотрудников, преемственности и передаче позитивного опыта работы.

Миф 6. Госслужащий - слуга народа. На мой взгляд, эта парадигма с учетом современных реалий видоизменилась. Теперь государственный служащий - соратник и партнер населения. Следуя Концепции «Слышащего государства», он ориентирован на потребности граждан. В современных реалиях граждане могут участвовать в публичных обсуждениях законопроектов, быть задействованными в процесс принятия решения через институты общественных советов, могут быть выслушанными в ходе личных приемов граждан, привлечены к общественному контролю. Все это повышает открытость государственных органов и уровень доверия к ним.

Немаловажную роль в налаживании взаимодействия между властями и народом сыграет Административный процедурно-процессуальный кодекс, который вводится в действие с 1 июля т.г. Административная юстиция по охране прав и свобод граждан от незаконных действий административных органов, принцип активной роли суда, гарантия гражданина быть заслушанным, упрощенный механизм подачи жалобы через нижестоящий орган, установление разумных сроков судебного разбирательства - все эти инструменты помогут гражданам защитить свои права в суде и нивелировать неравенство с ресурсами административного органа.

Миф 7. Госслужба = чрезмерная серьезность и настроенность на официальный лад. Не спорю, наша работа требует собранности. В ней нет места эмоциям, когда речь идет о равноправии граждан, объективности, о принятии стратегических решений, о готовности нести ответственность, о возможном конфликте интересов. Поддавшись эмоциям, нельзя допускать подмены общественных и государственных интересов частными. В остальном чиновники - такие же люди со своими привычками, укладом жизни. Мы тоже любим посмеяться, разрядив рабочую обстановку веселой шуткой. И да, интернетмемы о госслужащих мы тоже воспринимаем адекватно.

Еще хотелось бы дать несколько советов начинающим государственным служащим:

1. Не бойтесь браться за что-то новое, будьте первопроходцем. Новый опыт и новые знания важны в формировании профессионального багажа.

2. Не будьте узкопрофильным специалистом, не ограничивайтесь только направлением своей деятельности. Не становитесь «человеком в футляре», который боится выйти из зоны комфорта. Если вас срочно попросили сделать медиаплан или дайджест, а вы никогда раньше с подобными понятиями не сталкивались, не отказывайтесь и не отчаивайтесь. Интернет, советы коллег - вам в помощь! Пока набираетесь опыта, забудьте фразу «это не входит в мои функциональные обязанности», ведь к тому, у кого есть рвение, придет и умение!

3. Будьте стрессоустойчивым. Не секрет, что госслужба - это срочные письма, запросы, отчеты, на подготовку которых может уйти не один час и даже день. Не успеешь приняться за документ, как к себе вызывает начальник, в эту же секунду раздается телефонный звонок или в кабинет приходит услугополучатель. Может, я слегка утрирую, но есть моменты, требующие высокой концентрации внимания, умения мыслить быстро или даже нестандартно, решать несколько задач одновременно, за короткий период времени анализировать большой объем информации и т.д. Новичку не всегда легко справиться, поэтому уделяйте должное внимание тайм-менеджменту, подходите к задачам, исходя из их приоритетности, старайтесь быть мобильным и оперативным.

Еще стрессоустойчивость пригодится вам в кризисных коммуникациях, когда гражданин выражает явное недовольство, несогласие, кричит, критикует. В этом случае будьте уравновешенны, корректны и вежливы. Ведь вы в первую очередь должностное лицо, представитель государства и общественных интересов.

Умение реагировать на человеческий фактор, решать различные по сложности вопросы, причем в любых обстоятельствах, независимо от настроения, политической и экономической ситуации в стране - это то, что отличает профессионалов.

4. Следуйте принципу «life-longeducation» («обучение в течение всей жизни»). Уделяйте внимание саморазвитию, повышению квалификации, развивайте кругозор. Окружающая действительность меняется с молниеносной скоростью, значит, меняются и требования к компетенциям и форматам работы чиновников. Поэтому важно всегда держать руку на пульсе. Следуйте принципу Сократа, который говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

5. Не забывайте о соблюдении Этического кодекса государственного служащего и личной репутации. Работайте над созданием личного бренда, имиджа и авторитета.

6. Не откладывайте на завт-ра то, что можно сделать сегодня. Эта пословица правдива и актуальна на 100%! Даже если срок запроса истекает завтра, лучше не тянуть до дедлайна, при наличии времени стоит подготовить ответ заранее. Ведь завтра могут возникнуть форс-мажорные обстоятельства, командировки, мероприятия, срочные письма, как результат - не исполненное в срок поручение или запрос. Работать на опережение - принцип, которым должен руководствоваться эффективный госслужащий. Чиновник должен быть требователен к самому себе, а не бояться требовательного начальника.

7. Относитесь к коллегам, как к команде единомышленников, тогда и общее дело будет спориться, и атмосфера в коллективе всегда будет благоприятной. Психологический климат в работе имеет важное значение, поэтому уделяйте должное внимание взаимоотношению с коллегами. Ваше общение не должно ограничиваться формальностями, но и не должно снисходить до фамильярности. Дружеские отношения и приверженность общей цели - ключ к успеху.

А сейчас, если позволите, немного о себе. Сегодня на страницах этой газеты у меня есть уникальная возможность поделиться своей историей профессиональной деятельности, предавшись ностальгии, вновь оживить в памяти приятные моменты пятилетней давности.

5 января 2016 года в моей квартире раздался телефонный звонок. «Здравствуйте, вас беспокоит кадровая служба управления внутренней политики, приглашаем на собеседование завтра в 9 утра». «Извините, вы звоните из городского или областного акимата?» - робко уточняю я. Оказалось, что из областного (на тот момент я не знала, что управления входят в структуру акимата области, а отделы - исполнительные органы районов и г. Петропавловска). С этого судьбоносного звонка и начались мои рабочие будни в управлении внутренней политики Северо-Казахстанской области, ставшем для меня альма-матер в профессиональном плане. Моя первая должность была связана с делопроизводством, после стажировки в МОН РК в рамках проекта «Сәттіқадам» партии «NurOtan» у меня было достаточно умений и навыков, чтобы работать с электронной системой документооборота. Моядолжность предполагала лишь техническую работу с письмами. Однако мне всегда хотелось не просто их регистрировать и отправлять, но и писать. Я хотела применять знания на практике, грамотно отвечая на запросы, составляя отчеты. После объявления вакансий у меня появилась возможность перейти в отдел информационной политики. Далее последовала заветная государственная служба на временно вакантной должности в отделе по работе с общественными объединениями, а затем и постоянное место в отделе анализа, межэтнических отношений и взаимодействия с АНК. В общем, мой путь на госслужбе - живое доказательство принципа меритократии.

Когда я говорю, что работаю во внутренней политике, многие недоумевают и уточняют: «А чем именно занимается ваша структура?» Действительно, внутренняя политика - всеобъемлющая сфера. Не хочу ни на йоту умалить значимости других местных исполнительных органов области, но, будучи патриотом своего госучреждения, скажу, что внутренняя политика - стратегически важная сфера. Мы формируем идеологию, активно взаимодействуем с гражданским обществом и СМИ, реализуем государственную молодежную политику в регионе, вносим вклад в обеспечение общественно-политической и межэтнической стабильности. И мне отрадно быть частью процессов, ведущих к экономическому и социальному развитию региона и страны в целом.

Сегодня хочу от всего сердца поблагодарить свое ставшее уже таким родным управление. Мне посчастливилось начать карьеру среди профессионалов, в лице которых я впоследствии обрела единомышленников, верных товарищей. В моем нынешнем профессиональном «Я» есть частичка заботы, мудрых советов, опыта и знаний КАЖДОГО моего коллеги.

Если этой статьей я смогла хоть немного развеять мифы и стереотипы, связанные с государственной службой, это будет для меня лучшим подарком на праздник! Пользуясь случаем, хочу поздравить государственных служащих области и республики с профессиональным праздником, пожелать плодотворной работы, карьерного роста, значимых достижений и новых ярких перспектив!

Гульмира САДЫРОВА, главный специалист управления внутренней политики СКО