Татьяна РАТУШНАЯ: «ВСЕГДА НУЖНО ИДТИ К ЦЕЛИ!»

Быть лучшим преподавателем вуза - не только почетное звание, но и большая ответственность. Из года в год педагоги KozybayevUniversity получают высокую оценку своего труда. Одним из победителей республиканского конкурса «Лучший преподаватель вуза - 2020» стала доктор PhD, декан факультета инженерии и цифровых технологий Татьяна РАТУШНАЯ. Татьяна Юрьевна рассказала о своих принципах работы, изменениях, которые произошли в университете за годы ее преподавания, и его деятельности в новых условиях.

 

Метрология - наука актуальная

Жизненный принцип Татьяны Юрьевны: чтобы достичь цели, нужно к ней идти. Героиня публикации уверена в том, что невозможно достичь успеха, не приложив усилий. Это правило прослеживается во всей ее трудовой деятельности.

Татьяна Ратушная закончила Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева по специальности «Метрология и метрологическое обеспечение». «Эту специальность я выбрала, потому что видела ее перспективы и актуальность. Метрология - это наука об измерениях, которые сопровождают нас ежедневно. Мы измеряем время, шаги, потерянные калории, считаем, сколько израсходовали света, газа и тепла, взвешиваем товары в супермаркете. При этом, как потребители, мы хотим получать достоверную информацию с наименьшей погрешностью. А для этого нам нужны точные средства измерения. Поэтому моя специальность никогда не потеряет значимость», - отмечает Татьяна Юрьевна.

После завершения обучения героине публикации предложили остаться на кафедре. С этого момента и началась педагогическая деятельность Татьяны Ратушной. Кроме того, она поступила в магистратуру по специальности «Стандартизация, метрология и сертификация».

«Работа преподавателя вуза многогранна, в ней есть свои плюсы и минусы. К плюсам я бы отнесла то, что я постоянно узнаю что-то новое. Меняются требования нормативных документов, совершенствуются средства и методы измерений - нужно всегда быть в курсе происходящих изменений. Еще одно преимущество - общение со студентами. В процессе обучения мы, можно сказать, учимся друг у друга: студенты получают знания по своей специальности, а преподаватель узнает и обменивается опытом, интересами, жизненной позицией со студентами, из которых может почерпнуть что-то новое для себя», - продолжает моя собеседница.

Докторантура и победа в конкурсе

Помимо учебной работы, в преподавательской деятельности немаловажным фактором является научная работа: участие в конференциях, конкурсах, стипендиальных программах, написание статей. Для совершенствования в своей профессиональной деятельности в 2016 году Татьяна Юрьевна поступила в докторантуру и в прошлом году защитила докторскую диссертацию. Этот факт открыл для преподавателя новые возможности: продвижение по карьерной лестнице и участие в конкурсе «Лучший преподаватель вуза - 2020».

На этот раз конкурс проходил в формате онлайн. Деятельность преподавателей оценивалась по количественным и качественным показателям в двух направлениях: учебно-методической и научно-исследовательской работе. Участники конкурса регистрировались на сайте и заполняли анкету, указывая свои достижения. В критериях оценки учитывались видео-занятия, публикация учебных пособий, электронные учебники. Все анкеты оценивались экспертной комиссией, которая выносила решение о дальнейшем участии конкурсанта. Во втором этапе показатели оценивались экспертной комиссией от МОН РК. Конкурсанты имели возможность просматривать свои баллы в анкете, отслеживать ход конкурса и подавать на апелляцию. После завершения всех этапов были объявлены 150 победителей конкурса по Республике Казахстан. От Северо-Казахстанской области в список вошли доктор PhD, доцент кафедры «Агрономия и лесоводство» МұратТоқтар и доктор PhD, декан факультета инженерии и цифровых технологий Татьяна Ратушная.

«То, что я вошла в число победителей, стало для меня своеобразным подведением итогов работы как преподавателя. Это и показатель того, что я достигла определенных высот в своей работе, и в то же время знак того, что есть еще, к чему стремиться. Могу сказать, что мои ожидания от преподавательской деятельности оправдались, но останавливаться на достигнутом еще рано», - добавляет Татьяна Юрьевна.

Важные качества хорошего преподавателя

Моя собеседница выделяет еще несколько качеств хорошего преподавателя, которые трудно оценить по анкете. Педагог должен быть компетентным в своей предметной области, а также иметь желание учиться новому, совершенствоваться в своей профессии, несмотря на большую загруженность. Основная цель преподавателя - это обучение студентов, поэтому ему необходимы такие качества, как-то: дипломатичность, умение грамотно и понятно преподнести материал и заинтересованность в конечном результате своего труда.

«Я стараюсь учиться у всех людей, с которыми сталкиваюсь: у кого-то - как нужно делать, у других - как не стоит. Самым ярким примером преподавателя для меня стала Людмила Арвидовна Олькова. Сейчас она уже на пенсии. Людмила Арвидовна всегда была элегантна и ухожена, а внешний вид преподавателя - это тоже очень важный фактор. Материал довольно сложных дисциплин объясняла грамотно и доходчиво. Знания, полученные на ее занятиях, пригодились мне в моей профессиональной деятельности. Я всегда вспоминаю ее с теплотой и благодарностью», - вспоминает Татьяна Юрьевна.

Возглавляя факультет

С сентября 2020 года Т. Ратушная занимает должность декана факультета инженерии и цифровых технологий, который был создан в 2018 году путем слияния двух факультетов, инженерно-технического и информационных технологий. В этом направлении работают 4 выпускающие кафедры: «Транспорт и машиностроение», «Энергетика и радиоэлектроника», «Информационно-коммуникационные технологии» и «Строительство и дизайн». Студенты могут пройти трехуровневую подготовку: бакалавриат, магистратура и докторантура. Факультет сотрудничает со многими предприятиями региона, где студенты проходят практику, пишут курсовые и дипломные работы, а также магистерские и докторские диссертации. Ученые факультета активно участвуют в различных научных проектах.

«Как декан я осуществляю общее руководство работой факультета: планирую, организую и контролирую учебную, учебно-методическую, научно-исследовательскую и воспитательную работу. Меня назначили на эту должность всего полгода назад, поэтому многому приходится учиться на ходу, в процессе работы. Большую поддержку мне оказывают заведующие кафедрами. Слаженность и эффективность работы факультета зависит именно от коллектива. Могу сказать, что мне повезло: у нас работает компетентный профессорско-преподавательский состав», - замечает декан факультета.

Обучение онлайн: трудности и решения

Помимо новых обязанностей, определенной сложностью стал и непривычный формат. Переход на дистанционную форму обучения в марте 2020 года вызвал много вопросов и трудностей. Преподавателям и студентам в сжатые сроки пришлось учиться работать в online-платформах и программах. В университете организовали курсы повышения квалификации по дистанционным технологиям обучения для преподавателей. Здесь педагоги нашли ответы на многие вопросы, которые возникали в учебном процессе.

«Основной не-достаток дистанционного формата - нехватка живого общения, несмотря на наличие веб-камер. К тому же, невозможно проводить лабораторные работы с использованием оборудования. Решением этой проблемы стали видеозанятия: преподаватели нашего факультета снимают эксперименты с пояснениями и размещают их на электронном ресурсе вуза. Так студенты могут полноценно изучить дисциплину. У дистанционного обучения есть и свой плюс: можно выходить на занятия из любого места, где ловит Интернет», - поясняет Татьяна Юрьевна.

С нового семестра, который начался 25 января, обучение в вузе проходит в смешанном формате. Студенты первого курса обучаются частично в традиционном формате, частично - в дистанционном. Это связно с необходимостью соблюдения санитарно-эпидемиологических норм. Поточные лекции проходят в программе Zoom, практические и лабораторные занятия -  в корпусах. Некоторые группы вторых и третьих курсов также переведены на смешанный формат обучения.

Изменения в жизни университета

Впрочем, с момента начала трудовой деятельности Татьяны Ратушной в университете произошло очень много изменений, даже без учета введения дистанционного обучения. Построили обсерваторию и бассейн, соответствующий международным стандартам, открыли медпункт, оснащенный современным оборудованием. Улучшилась материально-техническая база факультета, а сейчас строится новый корпус, планируется строительство общежития для студентов и дома преподавателя.

Если говорить об учебном процессе, то и здесь много положительных изменений. Открылись программы магистратуры почти по всем образовательным программам факультета, программы докторантуры и диссертационные советы по докторантуре PhD. На данный момент уже защитились 9 человек, которые продолжают работать на факультете. Открываются новые специальности бакалавриата: «Стандартизация, экспертиза и аудит качества», «Архитектор программного обеспечения», «Вычислительная техника и программное обеспечение», «Робототехнические, интеллектуальные системы и приборостроение», «Проектирование и информационное моделирование строительных объектов».

«У наших студентов есть возможность получать рабочие специальности, что повышает их профессиональные навыки и дает больше возможностей для трудоустройства. Наш факультет сотрудничает со многими вузами ближнего и дальнего зарубежья, ведутся два международных проекта по программам ERASMUS+, проводятся исследования в рамках грантового финансирования МОН РК, - объясняет декан факультета. - Мы поддерживаем связь с нашими выпускниками. Многие из них работают на предприятиях города, некоторые уже являются руководителями, и мы сотрудничаем с ними как с представителями работодателей. Приятно узнавать, что студенты, которых мы учили, достигают высот в профессиональной деятельности».

Пожалуй, это и есть главная награда за труд преподавателя - знать, что твои студенты добились успеха в профессии.

Татьяна ДЕЛЛЬ