Память сердца о добре никогда не угаснет

1 марта в Казахстане отмечают День благодарности. Праздник в 2016 году инициировал Елбасы. В этот день уже по традиции принято вспоминать, как в годы политических репрессий и депортации народов в Казахстане приняли представителей разных этносов. Однако многие до сих пор не осознают, какой большой смысл несёт в себе этот день. Это не праздник, созданный на пустом месте, он позволяет вспомнить, что пришлось пережить казахстанскому народу. Одна из его целей - воспитание у растущего поколения чувства толерантности, уважения и дружелюбия друг к другу, а также укрепление межэтнического согласия и межнациональных отношений в Казахстане. А ведь сейчас как никогда важно уметь сопереживать и не оставаться равнодушными.

 

В преддверии праздника председатель городского Совета ветеранов Жангельды Тажин поделился с газетой «Проспект СК» личной историей своей семьи. Эта история не просто отражает картину военных лет, но и служит примером того, как важно поддерживать безвинных людей в трудное время.

«Для меня День благодарности - это особый день, потому что я родился и жил в многонациональном колхозе «Баян», где проживали и репрессированные. Когда-то трудолюбивые жители аула Баян создали сначала артель, затем колхоз, который потом стал миллионером. Он даже награждался за высокие производственные показатели. Из рассказов родных я знаю, что в 1942 году к нам стали прибывать репрессированные - 8 семей немцев. Это история не просто нашего колхоза, но частично и моей семьи, так как мы, в итоге, породнились с одними из тех немцев - Геллерами. Мой дядя Касен женился на одной из дочерей Геллеров, Мине», - начал свою историю Жангельды Уакпанович.

Шла Великая Отечественная война, и, конечно, к репрессированным относились по-разному, тем более к немцам. В то же время, по словам моего собеседника, в колхозе «Баян» жило много образованных людей, получивших среднее образование. Поэтому у них было чёткое понимание, что высланные немцы - не те же люди, что напали на СССР. Поэтому более или менее отношение было хорошее, но встречались и исключения.

«В семье Геллер было трое братьев, двое остались на территории России, а один попал к нам. Политика тогда была жёсткая, членов семьи репрессированных разделяли, разбрасывали по разным городам. Конец 1942 года. Привезли несколько семей на грузовиках к ложбинке перед нашим селом. Сельчан предупредили, что привезут репрессированных и их нужно будет встречать. Ждали-ждали - никто не появлялся. Отправили добровольца, чтобы проверил. А оказывается, немцы и остались в той ложбинке сидеть. Видимо, аула оттуда не видно было, решили, что тут и пришла их смерть. Укрылись тем, в чем были, и сидели в обнимку. Холодно было очень, и думали они, что замёрзнут прямо там. Парень вернулся, оповестил всех, и наши сельчане помчались на телегах туда», - продолжил Жангельды Уакпанович.

Так они и приняли приезжие семьи, определили их жить возле животноводческой базы. Здесь репрессированные немцы вырыли землянки и перезимовали. «Немцы - народ очень трудолюбивый, такими они себя показали, когда жили в нашем колхозе. Пасли скот, трудились там, куда их назначали. Затем построили большие и хорошие дома, стали жить благополучнее некоторых сельчан. Но это потом, после войны. А в самое тяжёлое время женщины из немецких семей сдружились с нашими матерями, они общались на разных языках, но понимали друг друга. Плакали вместе и радовались. Жизнь у них была нелёгкая: мужей забирали в трудовую армию, а все сложности быта, забота о детях ложились на женские плечи. Потом-то мой дядя и познакомился с Миной. Сначала наши родственники были против такого союза, но мой отец заступился за них, сказав, что молодые не виноваты, что полюбили друг друга», - отметил председатель Совета ветеранов.

В то время было тяжело переступить через общее предвзятое отношение к репрессированным и дать отпор презрительным высказываниям людей, что живут рядом. Но всегда находились и те, кто понимал, что нет вины человека в том, кем он родился, кто не делил национальности на «хорошие» и «вражеские». В свою очередь, те самые репрессированные немцы старались приобщиться к обычаям своей второй Родины. Их дети выучили казахский язык, так как учились в казахской школе. Казахи, русские, татары, башкиры, немцы, литовцы и многие другие вместе устраивали мероприятия и были одной большой многонациональной семьёй.

«Мы породнились с Геллерами, стали очень дружны. Вспоминаю их вкусные пышные пироги и гостеприимство. Я даже знал немецкие слова тогда! Ни о какой вражде и речи быть не могло, мы были семьёй. Мина очень любила петь, слушала музыку и сразу запоминала слова и мелодию. Могла на следующий день спеть полностью всю песню, которую услышала накануне. Она была настоящей красавицей, конечно, мой дядя не смог упустить такую талантливую и красивую девушку. У них родились 5 детей, и семья была крепкой. Знаете, тогда неважно было, какой ты национальности. Если любовь возникает, то женились, ни о чём не задумывались», - подчеркнул Жангельды Тажин.

Жангельды Уакпанович вспоминает, что спустя много лет, когда мать семейства Геллеров была в почтенном возрасте и жила уже в Пресновке, она собрала много подарков, поехала в село Баян, чтобы поблагодарить всех, кто когда-то ей помог.

«Эта семья всю жизнь благодарила наш народ за то, что мы с добром приняли их. Приехав в село, женщина гостила в каждом доме и говорила «спасибо» всем. Вместе со старыми друзьями и знакомыми они вспоминали военное время, да и целую жизнь. Она говорила, что возраст уже не тот и что позже точно не успеет сказать «спасибо», поэтому должна сделать это сейчас. Мои родственники с таким умилением рассказывали об этом случае, было так тепло на душе. У приехавших к нам в колхоз немцев и правда ничего не было, даже одежды. Наши сельчане всем с ними делились. Помочь было только в радость. А теперь бесценное «спасибо» из уст пожилой женщины звучало чуть ли не через каждое слово. Только и повторяла она, что, сколько жива будет, столько и не забудет того добра. Казахстанский народ - многонациональный, мы все объединены общей историей. Пусть это знает молодежь, чтобы они не делились по семьям, родам, национальностям. Мы все живём под одним шаныраком. Для многих народов казахстанская земля стала родиной. Ко Дню благодарности у меня есть живой пример того, как этносы Казахстана благодарили друг друга за поддержку и помощь. Мы иногда забываем сказать обычное «спасибо», а это нужно делать, это не просто вежливость, а благодать, которую ты даришь человеку. Сделали тебе доброе дело - поблагодари, не будь черствым. Всё чаще люди стали забывать благодарить свою семью, родителей, супругу, детей и близких. А ведь это духовная составляющая человека, нельзя обрывать эту связь. На земле есть добро, и за него нужно благодарить, чтобы его становилось всё больше. У казахов есть понятие: «Каждая благодарность возвращается тебе». Мы обогащаем себя этим. Молодежь должна помнить, что благодарность вернётся счастьем. Такой смысл для меня несёт этот праздник», - поделился выводами ЖангельдыТажин. Сейчас национальная комиссия продолжает работу по реабилитации репрессированных и их детей, что несли бремя своих родителей и переносили тяготы вместе с ними. «Хотелось бы, чтобы все приняли в этом участие, давали материалы, информацию о людях, чтобы можно было реабилитировать их», - так завершил свой рассказ председатель городского Совета ветеранов.

В Дне благодарности заключен глубокий смысл, который нельзя забывать даже в самые трудные времена. Этот праздник - символ дружбы этносов всего Казахстана, которую мы обязаны сохранить. Это отражение менталитета наших предков, которые жертвовали многим, чтобы помочь нуждающимся, невзирая на их происхождение. Спасибо тебе за доброту, земля казахстанская! Пусть ее хранят в своих сердцах все будущие поколения!

Анна ХОДЕЕВА