«Золотой Дракон» на дорогах Петропавловска

Состояние петропавловского автобусного парка и его обновление - тема, актуальная для жителей областного центра. Радует, что в этом направлении ведется активная работа. Компания «Астана Моторс» привезла к нам на тест-драйв автобус Golden Dragon на 32 посадочных места, длиной 10,5 м. Оценить комфортабельность современного транспортного средства смогли как простые жители города, так и представители местной исполнительной власти, депутаты, общественность. Одними из первых пассажиров нового автобуса стали аким Северо-Казахстанской области Кумар Аксакалов и аким Петропавловска Булат Жумабеков.

 

«Золотой Дракон» - какой он?

Отметим, что Golden Dragon - лидер по объему продаж в большинстве стран, к примеру, занимает первое место на рынке Израиля. В марте текущего года между автосборочным предприятием Hyundai Trans Auto, входящего в состав КМК «Астана Моторс», и китайским производителем автобусов Golden Dragon Bus Company (Xiamen Golden Dragon BusCo., LTD) было подписано дистрибьюторское соглашение. Поскольку Hyundai Trans Auto отныне является официальным дистрибьютором по производству и реализации «Золотых Драконов» на территории Республики Казахстан, закупая транспортные средства этой марки, автопарки разных городов страны смогут поддержать отечественного производителя и облегчить себе процесс сервисного обслуживания. Это важно.

Автобусы Golden Dragon уже курсируют в Шымкенте, Актау, Атырау, Актобе. Благодаря тест-драйвам другие города, в том числе и Петропавловск, могут протестировать современные автобусы совершенно бесплатно, чтобы рассмотреть возможность закупа таких машин для работы на своих внутригородских маршрутах.

Полную информацию о модельном ряде с учётом потребностей потенциального покупателя компания «Астана моторс» предоставляет в ходе презентации. Как рассказал представитель компании Даурен Есембаев, сборка машин производится в Алматы.

Стартовая стоимость автобусов Golden Dragon начинается от 32 млн тенге, итоговая сумма будет зависеть от особенностей комплектации. Их экологический класс, согласно техническим требованиям ЕврАзЭС, соответствует стандарту Евро-5, при их использовании в воздух будет поступать меньше вредных выбросов. Можно выбрать длину (8,5 м, 10,5 м, 18,5 м), тип коробки передач (автомат или механику), тип питания двигателя (дизельный, газовый на метане и электрический), наличие или отсутствие кондиционера. Автобусы приспособлены и к зимнему времени - внутри имеется автономная печь, которая позволяет водителю заранее прогреть машину и поддерживает тепло в салоне. «В целом автобус очень хороший, надёжный, на него дают три года гарантии», - заключил Д. Есембаев.

Доступность для всех и каждого

Для ознакомления в Петропавловск привезли газовый низкопольный 10,5-метровый автобус с учётом мест для людей с ограниченными возможностями. Его стоимость - ориентировочно 40 млн тенге. В его просторном салоне, рассчитанном на одновременную перевозку примерно 80 пассажиров, установлены видеокамеры, подающие сигналы на экран водителю, чтобы он мог контролировать пассажиропоток. Также для удобства пассажиров автобусы оснащены наружными и внутренними световыми табло, поручнями и подвесными ручками. Однако это лишь один из возможных вариантов - не факт, что город в будущем приобретёт именно такие модели. В ходе тест-драйва выяснилось, что у презентуемого автобуса слишком высокие верхние поручни, и за них не ухватиться человеку низкого роста. Кроме того, в комплектации не оказалось кондиционера - пришлось открыть окна для проветривания. А самое главное, выставочный образец работает на метане, для которого в Петропавловске попросту нет заправок.

«Сказать, что автобус именно такого класса зайдёт на улицы нашего города, мы не можем, так как всё-таки это автобус крупногабаритный. Транспорт такого класса может осуществлять перевозки только на центральных улицах (Н. Назарбаева, Интернациональной). Надо, чтобы данное транспортное средство удовлетворяло потребности населения, но в то же время на улицах была проходимость для самого автобуса, учитывать ширину, радиус поворотов, площадь мест стоянки», - звучали реплики в салоне автобуса во время поездки.

«Нужно принимать во внимание и погодные условия. У нас север, снегопады, гололёд. Конечно, завод-изготовитель даёт гарантию на успешную эксплуатацию своих автобусов в зимний период, но необходимо оценить его возможности на практике», - отметила председатель Ассоциации «СКО Автотранспортный союз» Галина Семёнова.

Конечно, у автобусов Golden Dragon есть свои неоспоримые плюсы. Низкая посадка делает подъем в салон удобным для горожан любого роста, а специальная выдвижная аппарель обеспечивает беспрепятственный подъём и спуск людям с ограниченными возможностями, пользующимся колясками. Для этого необходимо нажать специальную кнопку на боку транспортного средства. Сигнал вызова поступит на пульт водителя, который и опустит пандус.

Одним из участников тест-драйва стал депутат Петропавловского городского маслихата Владимир Эрман. Он имеет инвалидность и передвигается на коляске, поэтому ему особенно важно знать, что в городе есть транспорт, приспособленный для людей с ограниченными возможностями. «В целом, я считаю, что на первый взгляд, очень удобный и практичный автобус для использования. Заехать и спуститься можно самостоятельно, если и есть какие-то затруднения, то помощь требуется минимальная. Внутри места достаточно, спокойно можно развернуться и пристегнуться, есть ремни. У нас в больших городах уже везде есть такие автобусы, и в столице, и в Алматы, это обычная практика. Хотелось бы, чтобы и у нас тоже был такой транспорт», - считает В. Эрман. К слову, буквально в тот же день автобус-путешественник отправился в другой регион страны.

Акимы в пассажирах

Просьбы «сделать, как в столице» от населения действительно поступали неоднократно. Состояние и обновление петропавловского автобусного парка - тема для жителей и гостей областного центра актуальная, даже наболевшая. Однако в то же время надо понимать, что наш небольшой город - не город Нур-Султан, и новый транспорт надо закупать с учётом наших извилистых улочек или вести уширение проезжей части. Инфраструктура наших городских артерий специфична для нашего маленького городка, построенного более 260 лет назад. Много сделано в последние годы по благоустройству, однако вопрос по-прежнему требует доработки - в большинстве своём улицы узкие.

Радует, что местная исполнительная власть и перевозчики города готовы совместно работать над этими вопросами и изучают все доступные варианты транспортных средств, которые могут появиться в Петропавловске. Golden Dragon - один из них.

Преимущества нового пассажирского автотранспорта лично оценили аким области Кумар Аксакалов и аким города Булат Жумабеков. Они проехали на новом автобусе в компании представителей местной исполнительной власти, общественности, СМИ. Затем автобус в тестовом режиме отправился на маршрут, а аким области ответил на некоторые вопросы журналистов.

«Качество пассажирских перевозок - наиболее актуальная тема для горожан. Ее неоднократно поднимают на отчётных встречах. К сожалению, автобусный парк обновляется не так быстро, как хотелось бы, по причине необходимости больших вложений со стороны перевозчиков, они - частные предприниматели. Понимаем, что люди жалуются на холод зимой. Пассажиры пока до окраин доезжают, у них ноги мерзнут. Малая вместимость, особенно на центральных маршрутах. Поэтому сейчас изыскиваем возможности для приобретения комфортабельных автобусов с большей вместимостью. Если будем закупать, то обязательно с печами и кондиционерами. Главное, чтобы было людям тепло и удобно. Если автобус пройдет проверку на качество, мы готовы оказать помощь автоперевозчикам и закупить сразу порядка 30-40 единиц техники», - сказал аким области.

После соответствующего мониторинга руководством области будет сделано заключение, на какое количество единиц транспорта окажут помощь из госбюджета на возвратной основе, а сколько приобретут сами перевозчики с учётом своих возможностей. «Мы сейчас обсуждаем механизм создания совместного предприятия с частным бизнесом. То есть, мы можем помочь финансово, создать совместное предприятие. Автобусы сразу не покупаются, а берутся в лизинг. Это очень удобная форма. Сейчас в регионе по такому принципу закупается сельскохозяйственная техника», - ответил журналистам глава региона.

Обсудили и другие насущные вопросы. Особо актуальна в последнее время тема электронного билетирования. Власти и перевозчики не исключают, что оно будет постепенно внедряться, возможно, в тестовом режиме. Это позволит определить пассажиропоток и рентабельность рейсов, но такой анализ делается не быстро и сам он дорогостоящий.

Новые автобусы - новые перспективы

Перед закупкой новых автобусов местной исполнительной власти и перевозчикам предстоит большая работа. Средства необходимо вложить с умом, учитывая потребности нашего города, заполняемость маршрутов, особенности улиц. «На сегодняшний день около 270 единиц общественного транспорта выходят на улицы нашего города для обслуживания жителей. С 2017 года у нас произошло обновление парка, закуплено шесть автобусов, оборудованных пандусами для инвалидов. Затем были закуплены 15 единиц автобусов среднего класса, которые осуществляют движение на маршрутах 5М, 23М», - сообщила Галина Семёнова.

Конечно, перевозчики должны думать о приобретении новых машин и качестве обслуживания, но дороги - прерогатива властей. Возьмём, к примеру, новый, густонаселённый, активно развивающийся микрорайон Береке. Здесь вопрос с транспортным обеспечением стоит остро - от людей поступает много нареканий. Небольшие маршрутки заполняются быстро, но нужно учитывать, что на сегодняшний день запустить крупногабаритные автобусы на маршрут №9 просто не представляется возможным. По словам Галины Семёновой, основная сложность - в ширине проезжей части. Даже уширения одной улицы Досмухамбетова недостаточно, нужно делать шире и улицы Ухабова, Радищева, Новую.

Тем не менее, перевозчики постараются в ближайшее время улучшить качество обслуживания на этом маршруте. Во втором полугодии на улицах Береке начнут курсировать четыре новых автобуса российского производства. Они изготовлены на Павловском заводе, оборудованы пандусами для колясочников. Автобусы, по словам Галины Петровны, сюда заходят уже не в тестовом режиме, а для реального использования. Их работу оценят и в летний, и в зимний периоды, затем сделают необходимые выводы.

«Все дальнейшие заказы на новые автобусы мы сделаем с учётом пожеланий населения, перевозчиков и выявленных в ходе эксплуатации минусов. Перевозчики считают, что можно это сделать в несколько этапов. Необходимо всё учитывать, всё изучить, и если чего-то недостаточно, над этим поработать», - подытожила председатель Ассоциации.

Светлана ДУБРОВИНА