А КАК ЖЕ ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ?

В сентябре этого года североказахстанские госслужащие отработали сверхурочно более 660 часов. На очередном заседании члены Совета по этике предложили весьма необычный путь решения этой проблемы.

 

Как рассказал руководитель управления контроля в сфере государственной службы Гани Жалби, только в сентябре этого года североказахстанские госслужащие в общем переработали 663 часа. При этом чаще всего на работе задерживались сотрудники управления образования (249 часов), управления экономики (115 часов), управления индустриально-инновационного развития (111 часов). «Любит» поработать сверхурочно и коллектив аппарата акима области (80 часов). Многие из опрошенных не скрывают, что из-за постоянных задержек на работе у них стали происходить конфликты в семьях. 8 % респондентов уже задумались о смене деятельности. Главными причинами нахождения на рабочем месте после завершения трудового дня они называют большие объёмы работ, дефицит других кадров, неравномерное распределение обязанностей, исполнение краткосрочных поручений и частые вечерние планёрки.

«В качестве мер по исключению переработок предлагаем повысить ответственность руководителей госорганов и принимать меры административного воздействия за нарушение требований по оплате сверхурочной работы», - предложил Гани Жалби. Руководитель инспекции труда по СКО Кайрат Пшенбаев не согласился с этим: «Принимать такие меры можно только после заявления подчинённого, но ведь на практике ни один госслужащий не станет жаловаться на своё начальство. Проще изменить законодательство и расширить вашу компетенцию». Руководитель аппарата акима Северо-Казахстанской области Канат Сарсембаев предложил иной, более оригинальный способ борьбы с переработкой.

«Получается, что мы противопоставляем внутри одного госоргана госслужащих -жалуйся на своего начальника! Хотя нужно переходить в другую плоскость и приобщать сотрудников к спорту, например, или прививать своим работникам такое понятие, что после 18:30 ты уже должен покинуть своё рабочее место и заниматься личной жизнью. Любой руководитель не сможет противостоять ситуации, когда большая часть его работников встанет после 18:30 и просто скажет ему: «Извините, мы всё сделали и нам надо домой - заниматься личной жизнью, жениться, заводить детей!», - сказал К. Сарсембаев.

Члены Совета по этике пришли к единому мнению, что нужно пересмотреть перечень оснований для привлечения к ответственности руководителей, чьи подчинённые задерживаются на работе и при этом не получают законных выплат.

Когда законодательство против акима

Еще одним вопросом на Совете по этике рассмотрели дисциплинарное дело в отношении акима района им. Г. Мусрепова. Он уволил двоих сотрудников, чьи дисциплинарные дела находились на рассмотрении в департаменте по делам государственной службы и противодействию коррупции по СКО - госслужащие, уволились, в то время как в отношении их рассматривались дисциплинарные дела, связанные с распределением жилья. Вскоре они нашли новые места работы и обошли наказание. В этой связи было решено рассмотреть ответственность акима района, позволившего им «уйти», хотя изначально его поставили в известность, что сотрудников увольнять пока ни в коем случае нельзя.

Аким пояснил, что основанием для увольнения послужил подпункт 2 пункта 1 статьи 61 Закона «О государственной службе РК» в связи с занятием другой государственной должности. Руководитель района уверен, что как бы он ни поступил в этой ситуации, в любом случае остался бы виноватым. Ведь если бы он удерживал сотрудника у себя на работе, его бы обвинили в нарушении конституционных прав подчинённого. Таким образом, законодательство против акима в любом случае…

«Отказав ему в увольнении, я ущемил бы его конституционные права: ведь он уже прошёл все конкурсные процедуры. Всё это есть на сайте. 17 апреля этого года были опубликованы итоги конкурса на должность - он стал победителем», - прокомментировал аким.

«Мы имеем такой казус, когда один пункт закона говорит одно, а другой - совсем другое. Это следует довести до центрального аппарата. В любом случае, аким оказался бы «битым». Я на месте того госслужащего подал бы в суд на акима, который меня удерживает», - высказал свое мнение руководитель аппарата акима области Канат Сарсембаев.

Членами Совета было решено обратиться в Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции РК с предложением внести изменения в части конкретизации подпункта 2 пункта 1 статьи 61 Закона «О государственной службе РК».

Евгения ШОЛЬ