БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ "МАЛЕНЬКИХ" СВАЛОК

Среди основных социальных, экономических и экологических проблем особое место занимают обезвреживание, утилизация и захоронение отходов производства и потребления. Отсутствие заводов и технологий по эффективной переработке отходов приводит к постоянному росту их объемов, скапливающихся на полигонах и стихийных свалках. Сегодня на территории области насчитывается более шестисот условно организованных свалок, а объем накопленных отходов на поселковых свалках области составляет около двух миллионов тонн.

Местные исполнительные органы районов области не в полной мере реализуют свои полномочия по решению вопросов узаконивания полигонов (поселковых свалок). Так, из 630 организованных свалок на 1 мая 2013 г. только у 195 имелись государственные акты на землепользование. 10 полигонов ТБО имеют все нормативные документы, как земельные, так и экологические: (2 - в Петропавловске, 5 - в районе М. Жумабаева и по одному - в Аккайынском, Уалихановском и им. Г. Мусрепова районах).

Некоторые условно организованные и стихийные свалки районов расположены в непосредственной близости с лесными массивами, жилыми и водными объектами. Практически все они являются постоянными источниками загрязнения подземных вод. На всех поселковых свалках отсутствуют ограждения, что способствует разносу легких отходов на близлежащие территории зоны. Не производится пересыпка слоев отходов изолирующими материалами, что приводит к возникновению пожаров. Всем санитарным нормам противоречит совместное складирование на некоторых свалках твердых бытовых отходов и трупов падших животных. Кроме того, сюда вывозится навоз, который можно компостировать и использовать в качестве удобрения. Практически ни в одном населенном пункте не ведется учет вывозимых на свалку отходов, что не позволяет определить фактические объемы образования. Эксплуатация свалок ведется с нарушением, а зачастую и при полном отсутствии каких-либо технологий по захоронению отходов.

Также в районах области отсутствуют узаконенные накопители сточных вод. Стоки частично сливаются в отведенные места, согласованные с местными исполнительными органами, сливаются нечистоты и на сельские свалки.

Практически повсеместно отсутствуют специализированные навозохранилища. На 1 января текущего года лишь 5 навозохранилищ из 48 зафиксированных мест имеют государственные акты на землепользование, в том числе навозохранилище, принадлежавшее ТОО «Заградовское» (Есильский район), которое имеет все разрешительные документы. Фермеры вывозят навоз на свои посевные площади в качестве удобрения, в основном на пары, без обезвреживания, что способствует опасности микробного загрязнения как почвы, так  поверхностных и подземных вод.

Нужно отметить, что местные исполнительные органы отвечают за организацию рациональной и экологически безопасной системы сбора коммунальных отходов, предусматривающей раздельный сбор ценных компонентов, временное хранение, регулярный вывоз и обезвреживание коммунальных отходов, а также очистку территории населенного пункта. Статьей 292 Экологического кодекса РК закреплено, что местные исполнительные органы наравне с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и госорганом санитарно-эпидемиологической службы осуществляют контроль соблюдения экологических требований при обращении с коммунальными отходами. Но сложившееся положение дел в этом вопросе - свидетельство отсутствия какой-либо работы во исполнение требований экологического законодательства.

Сложившаяся ситуация требует принятия управленческих решений, направленных в первую очередь на рекультивацию существующих свалок, отвод земель и организацию полигонов ТБО, навозохранилищ, скотомогильников, накопителей сточных вод, согласно требованиям экологического законодательства, а также на ликвидацию уже образованных стихийных свалок и разработку системы сбора и своевременного удаления отходов с территории населенных пунктов.

В целях предотвращения негативного влияния на окружающую среду и здоровье населения, а также руководствуясь статьями 284, 292 Экологического кодекса РК, департамент экологии по Северо-Казахстанской области обращает внимание местных исполнительных органов на необходимость разработки и проведения кардинальных мер по обеспечению экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

Татьяна ДОЗОРОВА, начальник отдела департамента экологии по СКО