ШАГ В БУДУЩЕЕ

2 августа 2015 года Президентом Республики Казахстан подписан Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пенсионного обеспечения», который разработан с целью реализации основных направлений Концепции дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года.

 

Законом предусматривается:

1. Изменение порядка назначения базовой пенсионной выплаты.

Базовая пенсия предоставляется государством и направлена, с одной стороны, на сокращение бедности, с другой  стороны - на стимулирование участия граждан в пенсионной системе.

В настоящее время базовая пенсия назначается в одинаковом размере для всех граждан, достигших пенсионного возраста, независимо от трудового стажа и заработной платы.

С учетом международного опыта, в целях предупреждения бедности пенсионеров и стимулирования экономической активности граждан в трудоспособном возрасте, с 1 июля 2018 года предлагается  осуществить переход к назначению базовой пенсии лишь при достижении гражданами пенсионного возраста, а также в зависимости от стажа участия граждан в пенсионной системе. При этом в стаж участия будет включен стаж, выработанный в солидарной системе (трудовой стаж на 1 января 1998 года), а также периоды, за которые уплачивались обязательные пенсионные взносы.

В случае, если у гражданина трудовой стаж составляет менее 10 лет или  вовсе отсутствует, размер базовой пенсии будет 50 % от величины прожиточного минимума.

При 10-летнем стаже участия в пенсионной системе размер базовой пенсии будет составлять 50  % от прожиточного минимума, за каждый год сверх 10 лет ее размер будет увеличиваться на 2 %, а при стаже 35 и более лет она будет равна величине прожиточного минимума.

Вышеуказанные преобразования позволят решить проблему всех трех поколений участников пенсионной системы:

первое поколение включает состоявшихся пенсионеров, получающих минимальный размер пенсии, имеющих большой трудовой стаж, но не представивших сведения о доходах на момент выхода на пенсию из-за законодательно установленных ограничений.

Для состоявшихся пенсионеров будет произведен единовременный перерасчет базовой пенсии с учетом стажа участия как в солидарной, так и накопительной системах пенсионного обеспечения;

второе поколение - это лица, достигающие пенсионного возраста до 2030 года и имеющие неполный стаж участия как в солидарной, так и в накопительной пенсионной системах. Для данной категории  лиц базовая пенсия будет назначаться с учетом:

1) их трудового стажа, накопленного на 1 января 1998 года;

2) периода уплаты пенсионных взносов в накопительную пенсионную систему после 1998 года;

третье поколение - это лица только накопительной пенсионной системы и условно-накопительного компонента. При достижении ими пенсионного возраста (с 2030 года) будет осуществлен переход от назначения базовой пенсии к назначению минимальной гарантированной пенсии в случае, если их совокупный размер пенсионных выплат окажется ниже установленного минимального социального приемлемого уровня пенсий.

2. Вторым компонентом пенсионной системы будет являться пенсия из новой условно-накопительной системы, которая формируется за счет 5%-х взносов работодателей в пользу своих работников.

Для сохранения адекватности пенсионного обеспечения с 2018 года предлагается ввести новый условно-накопительный компонент пенсионной системы.

Новый  условно-накопительный компонент поддерживает как накопительный, так и распределительный принципы пенсионного обеспечения.

Участниками условно-накопительного компонента будут являться работники, в пользу которых работодатели за счет своих средств будут перечислять обязательные 5 % пенсионные взносы, начисляемые от размера дохода работника.

Учет условных обязательств ведется на индивидуальных счетах, открытых в ЕНПФ.

Накопления являются условными, не наследуются и не являются собственностью участника системы.

Взносы капитализируются и инвестируются в финансовые инструменты, при этом доходность будет формироваться в зависимости от результатов инвестиционной деятельности, а также состояния финансовых рынков.

Минимальный стаж составляет 5 лет, при котором наступает право на пенсионные выплаты. Выплаты осуществляются  только  при достижении установленного пенсионного возраста.

Пенсионные выплаты будут осуществляться пожизненно. Размер индексации пенсионных выплат будет зависеть от демографической составляющей и финансовых показателей системы.

Государственная гарантия по сохранности взносов с учетом уровня инфляции не распространяется на условно-накопительный компонент.

Пенсия из действующей накопительной системы будет являться третьей компонентой и формироваться за счет 10 %-х обязательных пенсионных отчислений самих работников. При этом величина получаемых пенсионных выплат зависит от регулярности отчислений взносов граждан в систему, а также уровня доходности пенсионных накоплений. Государство  гарантирует  сохранность взносов с учетом уровня инфляции. Для лиц, занятых во вредных условиях труда, с 1 января 2014 года введены обязательные профессиональные  пенсионные  выплаты (ОППВ), перечисляемые работодателями за работников,  занятых на работах с вредными (особо вредными) условиями труда. Это значит, что на индивидуальные пенсионные счета специалистов, работающих на вредных производствах, будут поступать 10 % обязательных пенсионных взносов из фонда оплаты труда самого работника и 5 % - обязательных профессиональных пенсионных взносов за счет работодателя. Это позволит при непрерывном участии в системе (не менее 30 лет) и регулярных отчислениях (ежемесячно, то есть 12 раз в год) скопить достаточно средств для раннего выхода на пенсию. При этом не увеличилась нагрузка на работодателя, так как сумма взносов в профессиональную пенсионную систему отнесена на вычеты при осуществлении налоговых платежей. Кроме того, работодатели отчисляют ОППВ только по тем видам производств, которые отнесены к вредным (особо вредным), и только тем лицам, которые заняты в них. Отчисления производятся независимо от того, временно он переведен на эти работы или постоянно, с начала учетного периода или нет. Перечень видов производств и список профессий работников, занятых во вредных производствах, утвержден Постановлением Правительства Республики Казахстан № 1562 от 31.12.2013 г. и будет периодически пересматриваться с учетом изменений условий труда.

В целях стимулирования улучшения условий труда работодателями в пенсионном законодательстве предусматривается освобождение работодателей от уплаты обязательных профессиональных пенсионных взносов в случае исключения вредных (особо вредных) условий труда, подтвержденных результатами аттестации производственных объектов.

Надежда КОЛЬ,

 

руководитель отдела пенсионного и социального обеспечения № 1 департамента Комитета труда, социальной защиты и миграции по СКО