ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

В 1998 году Казахстан приступил к постепенному переходу от социального принципа солидарности поколений к принципу персональных пенсионных сбережений. В результате в Казахстане была создана многоуровневая система пенсионного обеспечения, состоящая из базового, обязательного (солидарного и накопительного) и добровольного уровней. На основе устойчивого социально-экономического развития увеличено финансирование пенсионной программы, обеспечен неуклонный рост размеров пенсионных выплат.

В 2005 году была введена базовая пенсионная выплата, которая в настоящее время увеличилась в 3 раза и составляет 50% прожиточного минимума - 9330 тенге в месяц. С учетом этого за 14 лет (1998-2012 годы) минимальный размер пенсии увеличился в 11 раз (с 2 440 до 26211 тенге), средний - в 10 раз (с 3964 до 38765 тенге), максимальный - в 7 раз (с 7256 до 56047 тенге).

По состоянию на 1 марта 2013 года в области на учете состоит 130 тыс. получателей пенсий, государственных пособий из средств республиканского бюджета и социальных выплат и средств Государственного Фонда социального страхования, которым ежемесячно выплачивается более 40 видов выплат (из них пенсионеров- 92673 человек, в т.ч. 66801 женщина и 25872 мужчины).

За 2012 год выплачены пенсии и государственные пособия на общую сумму 62 млрд.600 млн. тенге. Средний размер пенсии у женщин - 26813 тыс. тенге, у мужчин- 29445 тыс. тенге (без учета базовой).

При этом размеры пенсионных выплат из солидарной системы в перспективе будут уменьшаться в связи с её убыванием (уменьшается трудовой стаж граждан, накопленный до 1.01.1998 года). Предполагалось, что это уменьшение будут компенсировать выплаты из накопительных пенсионных фондов. Однако относительно непродолжительное существование (15 лет) и недостаточная эффективность накопительной пенсионной системы не обеспечивают социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения.

Для обеспечения плавного перехода к накопительной пенсионной системе для состоявшихся к тому времени пенсионеров и лиц, достигающих пенсионного возраста и имеющих трудовой стаж на 1 января 1998 года не менее 6 месяцев, сохранена солидарная система. При этом для назначения полной пенсии был установлен обязательный трудовой стаж: 20 лет для женщин и 25 - для мужчин.

Начиная с 1998 года солидарная пенсия назначена 930 тыс. человек (53 % общей численности пенсионеров), из них 95 % подтвердили наличие полного трудового стажа, 5 % имели неполный трудовой стаж.

В последние годы отмечается рост численности пенсионеров, имеющих неполный трудовой стаж: так в сравнении с 2006 годом их удельный вес в общей численности вновь входящих пенсионеров увеличился более чем в два раза: с 5 % до 12 %.

Убывание размеров солидарной пенсии будет малозаметным до 2018 года, а затем в связи с отсутствием необходимого стажа для назначения полной солидарной пенсии у всех лиц, достигших пенсионного возраста, оно станет весьма ощутимым.

В настоящее время убывание солидарных пенсий компенсируется преимущественно базовой пенсией, а не накопительной, как предполагалось.

Поэтому Глава государства в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» и выступлении на расширенном заседании Правительства РК 23 января 2013 года поручил Правительству и Национальному банку РК принять меры по дальнейшему развитию накопительной пенсионной системы.

В связи с этим в рамках внесенного в Мажилис Парламента РК законопроекта «О пенсионном обеспечении» предусмотрено создание единого накопительного пенсионного фонда и повышение эффективности накопительной пенсионной системы.

Кроме того, рассматриваются дополнительные вопросы, не вошедшие в законопроект, но касающиеся дальнейшего развития пенсионной системы. Работа в данном направлении будет осуществлена при сохранении многоуровневой системы пенсионного обеспечения. Преобразования предлагается проводить поэтапно, с учетом широкого обсуждения и гласности по вопросам расширения охвата населения услугами накопительной пенсионной системы, изменения системы минимальной гарантий пенсионного обеспечения, унификации пенсионного возраста и перехода от добровольных к обязательным профессиональным пенсионным взносам для лиц, занятых в особых условиях труда.

Жанахмет ТАЩЕГУЛОВ,

директор департамента по контролю и социальной защите по СКО