ЗА ПРОЗРАЧНОСТЬ И ПУБЛИЧНОСТЬ!

Не секрет, что многие жители хотят, чтобы информация о бюджете города, региона и страны в целом была открыта обществу. Ведь очень удобно, прочитав газету или просмотрев сайт, знать, куда и на что тратятся средства. Вопросы прозрачности и открытости бюджета обсуждались на «круглом столе», который провел председатель ОЮЛ «Гражданский альянс Северо-Казахстанской области» Сергей Худяков.

Центральным элементом финансовой системы страны является государственный бюджет. Индекс его открытости - это комплексное исследование, которое оценивает доступ общественности к информации и возможности жителей страны участвовать в бюджетном процессе. Такие исследования проводятся 2 раза в год международными независимыми экспертами. Кстати, последнее выявило, что 77 стран из 100 не отвечают базовым стандартам прозрачности.

Немаловажно, что Казахстан улучшил свой показатель открытости бюджета с 38 баллов из 100 в 2010 г. до 48 баллов в 2012-м. Это увеличение означает, что казахстанцы имеют больший доступ к информации, которая им необходима для участия в принятии решений и требования подотчетности от правительства о том, как оно распоряжается государственными средствами, считает Сергей Худяков. К слову, высший балл индекса открытости у России - 74, минимальный у Таджикистана - 17.

Как отметила Асель Крыкбаева, директор Центра поддержки правовых и экономических реформ из города Алматы, открытость бюджета важна не только на республиканском уровне, но и на местном. Население должно быть осведомлено, как потрачены средства. Таким образом, североказахстанцы могли бы участвовать в распределении бюджета, убеждены участники встречи.

«Информацию можно размещать на сайтах областного акимата или маслихата. Там бы все это обсуждалось, после могли бы учитывать и мнения населения», - говорит Сергей Герольдович.

Можно сделать вывод, что открытым считается такой бюджет, который обнародован не только в печатных СМИ, но и в Интернете, на официальном сайте публично-правового образования. Это кажется очевидной вещью, но довольно часто информация отсутствует в Сети, либо размещена там таким образом, что даже специалист не может ее найти.

Как считают собравшиеся на встрече, кроме текста закона или решения для понимания всех тенденций развития бюджетного планирования населению нужно предоставлять информацию за несколько лет, а не только на текущий год, чтобы можно было видеть финансирование тех или иных направлений в целом. В зависимости от возможностей данные могут обновляться ежеквартально, ежемесячно или даже чаще.

Однако понять текст нормативного акта обычно могут только подготовленные люди, негодовали участники «круглого стола». Не каждый гражданин способен разобраться в таком количестве цифр и информации, поэтому открытости бюджета должны послужить и иные данные, которые сделают сведения доступными, понятными, системными и при этом будут постоянно обновляться. Так, можно использовать иные информационные материалы, например, комментарии в прессе, размещать слайды или схемы, наглядно описывающие бюджет и его параметры, направления расходования средств, чтобы можно было увидеть, сколько денег будет потрачено на различные цели, особенно социальную сферу, поскольку именно это направление обычно интересует население. Люди должны как можно больше знать о принимаемых программах и понимать их роль, цели и задачи, чему послужит информация о конкретных мероприятиях, а не просто данные о доходах и расходах.

Бюджетные процессы имеют огромное значение в решении многих актуальнейших проблем. Успех принимаемых мер по снижению материнской смертности, ликвидации хронической бедности, обеспечению доступа к качественному образованию для всех детей и снижению воздействия изменения климата зависит, в частности, от принятия эффективных бюджетных решений. Это не абстрактный вопрос управления, здесь речь идет о качестве жизни миллионов людей во всем мире.

Татьяна КРАВЧЕНКО