ГУМАНИЗАЦИИ НАВСТРЕЧУ

В казахстанском обществе продолжает обсуждаться гуманизация уголовного законодательства. Какие изменения произошли в УК РК? Как новшества повлияют на ситуацию с преступностью в стране? За какие нарушения «спрос» станет больше, а за какие - меньше? Чего ждать от произошедших изменений? По этим и другим вопросам мы получили консультацию у старшего прокурора управления по надзору за законностью судебных актов и представительству интересов государства по уголовным делам прокуратуры Северо-Казахстанской области Рауана Бостанова.

Цели и задачи

Необходимо отметить, что в Указе Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева от 24.08.2009 N 858 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года» четко определены основные стратегические направления правовой политики нашей страны.

Говорится в Концепции и о гуманизации уголовной политики, которая должна касаться главным образом лиц, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести, а также социально уязвимых групп населения - беременных и одиноких женщин, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей, людей преклонного возраста. Вместе с тем отмечена необходимость и впредь проводить жесткую уголовную политику в отношении лиц, виновных в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, скрывающихся от уголовного преследования, а также при рецидиве преступлений.

Если остановиться на конкретных аспектах уголовной политики, то они направлены на дальнейшую декриминализацию правонарушений, не представляющих большой общественной опасности, с переводом их в категорию административных правонарушений и усилением административной ответственности за их совершение, а также переоценку степени тяжести отдельных преступлений путем смягчения наказаний (депенализация).

Кроме этого, усилена уголовная ответственность за преступления, посягающие на несовершеннолетних, их права и законные интересы, за преступления, совершенные в составе организованной преступной группы или преступного сообщества, при рецидиве преступлений.

Не менее важными целями являются расширение сферы применения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, в том числе исключение из отдельных санкций наказаний в виде лишения свободы либо снижение максимальных сроков лишения свободы, а также определение штрафа как одного из эффективных видов уголовных наказаний и возможности расширения его применения.

Еще одно направление уголовной политики - установление соразмерности наказаний в санкциях статей Уголовного кодекса, отнесенных к одной категории тяжести, и соответствия их принципу справедливости наказания.

Также в тексте Концепции говорится о внедрении альтернативных уголовному наказанию мер государственного принуждения, совершенствовании институтов освобождения от уголовной ответственности, отбывании наказания, условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.

Особого внимания требует и такая мера наказания, как смертная казнь. Курс на сужение сферы по ее применению будет продолжен.

В качестве вывода отметим, что в новом Уголовном кодексе РК эти цели и задачи, указанные в Концепции о правовой политике, нашли свое отражение.

О смягчении и ужесточении

Теперь поговорим непосредственно о тех новшествах, которые претерпело уголовное законодательство. Прежде всего, обращает на себя внимание двухзвенная система уголовно наказуемых деяний, состоящая из преступлений и уголовных проступков. Так преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние под угрозой наказания в виде штрафа, исправительных работ, ограничения свободы, лишения свободы или смертной казни. В свою очередь под уголовным проступком понимается совершенное виновно деяние, не представляющее большой общественной опасности, причинившее незначительный вред либо создавшее угрозу причинения вреда личности, организации, обществу или государству. По этому виду нарушений применяется наказание в виде штрафа, исправительных работ, привлечения к общественным работам, ареста. По сравнению с действующим УК, проектом нового Кодекса основательно переработана система наказаний, акцент сделан на альтернативных мерах лишения свободы.

Иначе говоря, в новой редакции Закон лоялен для тех, кто впервые оступился перед ним: для социально уязвимых слоев населения, в первую очередь для подростков, женщин, пенсионеров, лиц с ограниченными возможностями.

С другой же стороны, ужесточились наказания за особо тяжкие и коррупционные преступления, за экстремизм и терроризм. К примеру, за коррупционное преступление предусмотрен пожизненный запрет занимать должности в государственной службе и иных государственных структурах.

Нетерпим Уголовный кодекс и к преступлениям, совершаемым против материнства и детства. Также строго будут наказываться и преступные деяния в отношении несовершеннолетних, вплоть до установления пожизненного запрета на работу с детьми лицам, совершившим преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних. За эти виды преступлений предусмотрено наказание в виде лишения свободы.

Штрафные обязательства

В качестве альтернативной меры наказания в проекте нового УК предусмотрен штраф, понятие которого изменилось. Если раньше штраф применялся в 205 статьях УК, то теперь таких статей 277.

В новой редакции штраф соотнесен к месячному расчетному показателю, либо может взиматься в размере, кратном сумме или стоимости взятки.

Так за уголовные проступки он устанавливается в пределах от двадцати пяти до пятисот месячных расчетных показателей, а за преступления - в пределах от пятисот до десяти тысяч месячных расчетных показателей.

В то же время за коррупционные преступления, предусмотренные статьями 364, 365 и 366 настоящего Кодекса, сумма штрафа определяется в размере, установленном в санкции соответствующей статьи Особенной части настоящего Кодекса.

Теперь остановимся на случаях уклонения от уплаты штрафов.

В случае уклонения за совершение уголовного проступка, штраф заменяется привлечением к общественным работам из расчета один час общественных работ за один месячный расчетный показатель либо арестом из расчета сутки ареста за четыре месячных расчетных показателя, с учетом положений статей 43 и 45 настоящего Кодекса.

Если же уклонение произошло за совершение преступления, то штраф заменяется лишением свободы из расчета один день лишения свободы - за четыре месячных расчетных показателя, с учетом положений статьи 46 настоящего Кодекса.

Добавим, что за совершение преступлений, связанных с коррупцией (статьи 364, 365 и 366 настоящего Кодекса), штраф заменяется лишением свободы в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части настоящего Кодекса.

Новый взгляд на исправительные работы

Значительные изменения претерпел и такой вид наказания, как исправительные работы. Ранее в Уголовном кодексе исправительные работы назначались на срок от двух месяцев до двух лет, с удержанием с заработка в доход государства от пяти до двадцати процентов, то в новой редакции УК у осужденного к исправительным работам ежемесячно перечисляется от двадцати до сорока процентов заработка в доход государства (денежное содержание) в размере, соответствующем определенному количеству месячных расчетных показателей.

За уголовные проступки исправительные работы устанавливаются в пределах от двадцати пяти до пятисот месячных расчетных показателей, за преступления - в пределах от пятисот до десяти тысяч месячных расчетных показателей.

Исправительные работы не могут быть назначены лицам, признанным нетрудоспособными, не имеющим постоянной работы или обучающимся в учебных заведениях с отрывом от производства.

В случаях же возникновения обстоятельств, препятствующих исполнению исправительных работ, неисполненная часть наказания, назначенного за уголовный проступок, заменяется привлечением к общественным работам из расчета один час общественных работ за один месячный расчетный показатель либо арестом из расчета сутки ареста за четыре месячных расчетных показателя, с учетом положений статей 43 и 45 настоящего Кодекса.

Неисполненная часть наказания, назначенного за преступление, карается лишением свободы из расчета один день лишения свободы за четыре месячных расчетных показателя, с учетом положений статьи 46 настоящего Кодекса.

В качестве вывода…

…остается добавить, что новая редакция Уголовного кодекса Республики Казахстан в перспективе должна привести к снижению уровня тяжких преступлений за счет усиления профилактики мелких правонарушений, которое становится возможным в связи с введением новой категории уголовно наказуемых деяний - уголовных проступков.

Кроме этого, новое уголовное законодательство обеспечит более высокий уровень защиты национального согласия и социальной стабильности ввиду ужесточения ответственности за экстремизм и терроризм, а также криминализации деяний, способствующих распространению радикальных идеологий.

Помимо этого, предполагается уменьшение количества лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, за счет создания предпосылок для более широкого применения штрафов, исправительных и общественных работ, ограничения свободы.

Также новый УК позволит расширить сферы применения новых методов коррекции посткриминального поведения осужденных без изоляции их от общества в виде пробационного контроля и привлечения к общественно полезному труду.

Предполагается, что Закон будет способствовать и более эффективному противодействию современным угрозам безопасности личности, общества и государства за счет введения новых норм, направленных на борьбу с организованной и специализированной преступностью, в том числе в сфере информационных технологий и медицины.

Эффективность реализации этих и других задач, как бы просто это не звучало, покажет время и практика уголовных дел. А ждать выхода Закона осталось недолго - он вступит в силу 1 января 2015 года.

Павел РОЩУПКИН