БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО

Еще в начале июня, выступая на расширенном заседании межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Казахстана, государственный секретарь Марат Тажин поставил перед исторической наукой страны ряд масштабных задач. Одной из них было поручение по написанию и внедрению в учебный процесс двух базовых учебников: по национальной истории с древнейших времен до настоящего времени, а также по новейшей истории независимого Казахстана. В свете поставленных задач на прошлой неделе в Петропавловске состоялось первое заседание общественного совета по координации вопросов изучения национальной истории под председательством акима области Самата Ескендирова.

Изучить, обучить, осветить

 «Создание общественного совета нацелено на выстраивание четкой и плановой работы по координации вопросов изучения национальной истории на региональном уровне», - отметил глава региона Самат Ескендиров.

Во втором полугодии совету предстоит большая и планомерная работа. «Огромная роль отводится вопросам формирования подходов к изучению национальной истории. В частности, государственный секретарь Марат Тажин обращает внимание на два аспекта: во-первых, необходимо избежать идеализации прошлого, а во-вторых, учесть и с уважением отнестись к чувствам старшего поколения. Другой вопрос, который мы сегодня рассмотрим, - организация работы по координации вопросов историко-краеведческой деятельности - также очень важен, поскольку изучение региональных особенностей краеведения позволяет составить более целостное представление об истории и культуре нашего региона, основных направлениях краеведческих исследований и состоянии музейно-краеведческого фонда. В этой связи межведомственной рабочей группой по вопросам изучения национальной истории обозначена задача по активизации работы в этом направлении», - отметил руководитель управления внутренней политики Северо-Казахстанской области Салауат Муксимов.

Так, историкам нашего региона предстоит не только собрать, но и систематизировать научно-исследовательский материал о нашей области. Знакомя членов совета с предстоящим планом работ, С. Муксимов напомнил, что в своем выступлении на заседании межведомственной рабочей группы по вопросу изучения национальной истории госсекретарь обратил внимание и на необходимость исследования как имеющегося у нас, так и за рубежом материала о Казахстане, а также его репатриации - возвращении на Родину.

Состояние археологических памятников, их роль в исторической науке, новые подходы в преподавании национальной истории - все это также входит в план работ общественного совета. «Нужен современный и по-настоящему научный, единый государственный стандарт исторического образования  в средней школе и вузе, - говорил Марат Тажин. - Стандарт, который базировался бы на самых современных методах исследования и методик преподавания».

Именно по этой причине этот вопрос также вынесен на повестку сегодняшнего заседания», - пояснил С. Муксимов, отметив, что в целом план работы совета охватывает три ключевых аспекта: изучение (исследование), обучение и просвещение, освещение и пропаганду проводимой работы.     

Переосмыслить все, что было

О новых подходах к изучению казахского народа рассказал заведующий кафедрой истории социально-гуманитарных дисциплин СКГУ им. М. Козыбаева Нурболат Абуов.  «Вопросы духовного развития Казахстана были одними из актуальных в годы становления республики. За более чем двадцатилетний период казахстанскими историками была проведена колоссальная работа по переосмыслению дореволюционной и советской историографии страны, изучению «белых пятен» на основе новых артефактов и архивных источников. История казахского народа, представленная в советский период, схематизировалась в рамках формационного подхода, из нее выпадали важные события и факты, выдающиеся исторические личности, деятельность которых не укладывалась в установки официальной идеологии. Согласно европоцентристскому подходу, все достижения человеческой культуры и техники приписывались исключительно европейской цивилизации, а малые народы представлялись отсталыми, имеющими более позднее происхождение и формирование государственности. История казахского этноса искусственно отрывалась от истории тюркских народов стран Центральной Азии. Историческая наука в Казахстане в советское время играла провинциальную роль. Исходя из этого в условиях суверенитета возникла необходимость переосмыслить историю Казахстана с позиций объективности, правдивости, документальности, новых информационных источников, которые ранее были недоступны исследователям. В современных условиях национальная история Казахстана играет возрастающую роль в формировании идентичности, гражданственности, патриотизма», - подчеркнул Н. Абуов, подробно остановившись на мероприятиях, проводимых СКГУ им. М. Козыбаева совместно с МОН РК, акиматом области по исполнению  поставленных поручений.

О проблемах начистоту

Об организации работы по координации вопросов историко-краеведческой деятельности на заседании общественного совета доложил и.о. руководителя управления культуры, архивов и документации Рустем Елубаев. В своем выступлении он отметил, что немаловажную роль в развитии патриотизма и изучении национальной истории играет и наличие исторических памятников и музеев. На сегодняшний день работу по изучению историко-культурного наследия  в нашей области ведут 12 государственных и 9 общественных музеев, 318 государственных библиотек и научно-методический центр «Асыл мұра» при областном историко-краеведческом музее. Их главные задачи - сбор материала, научная обработка и хранение, изучение и пропаганда исторического наследия. Однако без проблем в их работе не обходится. Большую сложность доставляет нехватка денежных средств. По словам Рустема Елубаева, последнее финансирование из областного бюджета на приобретение экспонатов в музеи было в 2005 году, а на собственные деньги учреждений приобрести редкие, а потому и дорогостоящие предметы истории не представляется возможным. К примеру, в музее-резиденции Абылай хана нет ни одного экспоната, хоть как-то относящегося к этой исторической личности. Всего в музее насчитывается 267 экспонатов, шесть из них были приобретены за последние пять лет.

После того как все доклады были заслушаны, члены совета внесли ряд предложений.  В частности, Р. Елубаев предложил возобновить экскурсии школьников по историческим местам и организовать тематические олимпиады в музеях. Руководитель центра «Асыл мұра» Танат Сугурбаев сказал, что было бы неплохо открыть при музеях отделы этнографии, отметив их важность в изучении национальной истории, а также высказал необходимость увеличения часов преподавания истории в учебных заведениях.

Все высказанные предложения и замечания были взяты на контроль. Более детально они будут рассмотрены на следующем заседании совета. Самат Ескендиров поручил специалистам управления культуры, архивов и документации продолжить оказание профессиональной помощи в организации паспортизации музеев.

Сагынгуль САКЕНОВА