ТАНЦУЮЩИЕ В ТИШИНЕ: Ольга Ростовщикова о семье «Sensitive» и деле, которое никогда не бросит

«Неслышащие танцоры из Казахстана произвели фурор на ЧМ по танцам в США», - точно такими и похожими заголовками пестрили республиканские и региональные СМИ после победы танцевального коллектива «Sensitive» из СКО в Штатах в июле 2022 года. К такому результату ребята шли не один год. Многочасовые тренировки, изнуряющие репетиции, большая работа над собой, своей пластикой, артистичностью, эмоциями, и при всем этом - огромная любовь к сцене и танцам. Все это характеризует уникальный и единственный в Казахстане «неслышащий» театр бального танца «Sensitive», которым руководит Ольга РОСТОВЩИКОВА. Корреспонденту «Проспекта СК» она рассказала о жизни коллектива сегодня, а также планах, стремлениях и мечтах.

 

- Ольга, ансамбль бального танца «Sensitive»: какой он сейчас?

- «Sensitive» существует уже 17-й год и такой срок - это настоящий повод для гордости. Сегодня «Sensitive» - большая творческая семья, объединившая 40 человек, где есть «старшие» и «младшие». Наш старший состав из 9 человек - это те ребята, которые официально трудоустроены в Казахском драматическом театре им. С. Муканова. Подготовительная, младшая и средняя группы - воспитанники Областной коррекционной школы-интерната для детей с нарушением слуха.

- В чем главная сила вашего коллектива, благодаря которой вы стали большой творческой семьей?

- Наша сила в том, что мы хорошо знаем друг друга, поддерживаем в горе и в радости. Мы многое пережили вместе: многочасовые тренировки и репетиции, сотни часов, проведенных на сцене и в дороге, различные эмоциональные моменты, - все это сблизило нас.

- А чем семья «Sensitive» занимается сегодня?

- У нас есть четкая и отлаженная система тренировок. Мы занимаемся 5-6 раз в неделю по три-четыре часа. Если речь идет о подготовке к крупному мероприятию или конкурсу, то делаем и по две репетиции в день. Сейчас отрабатываем как новые, так и старые хореографические постановки. В нашем деле всегда есть с чем поработать: с рисунком и лексикой танца, артистизмом, техникой взаимодействия пар и многим другим. Продолжаем работу над спектаклями, европейской и латиноамериканской программами, также занимаемся современной хореографией.

- Ольга, в чем кроется успех «Sensitive»? Сами Вы считаете свое дело успешным?

- Определенно - да, и это не просто «дело», а огромная часть моей жизни. Одна из самых лучших и светлых ее сторон. На самом деле все предельно просто: успех кроется в системе. Должны быть систематические занятия. Ребята в «Sensitive» очень трудолюбивы и готовы работать, несмотря на усталость. Сегодня мы официально - единственный коллектив неслышащих танцоров в РК, на профессиональном уровне исполняющий спортивно-бальные танцы и современную хореографию. И мне нередко задают вопрос: почему бы «Sensitive» не открыть свои филиалы в других городах Казахстана?

- Это возможно?

- Думаю, да. Главное - найти хороших педагогов, готовых работать с неслышащей молодежью. Такие люди должны просто гореть идеей и безгранично любить свое дело. Я буду счастлива, если наша семья будет расширяться и процветать.

- Как у ребят получается настолько хорошо чувствовать музыку, не слыша всей палитры конкретной мелодии? Есть какие-то особые приемы?

- Когда я только пришла в «Sensitive», я сразу приняла решение, что это будет обычный процесс. То есть я научилась понимать их так же, как понимаю слышащих людей. Конечно, порой бывало непросто, опускались руки… и тут же поднимались! Я работаю с уникальными людьми. Они «слышат» музыку, чувствуя вибрацию (басы) от колонок: где быстрая мелодия, а где медленная. Также я помогаю им, считая и показывая на пальцах, у каждого танца - свой ритм. Как и в любом другом коллективе, заучиваем движения и комбинации, которые соединяются в хореографическую композицию. Трудоемкая работа. Но главное - желание и упорная работа.

- Ольга, какое из всех достижений коллектива Вы считаете самым ценным?

- Я не совру, если скажу, что каждая победа очень дорога моему сердцу. «Sensitive» всегда выкладывается на все сто процентов и наравне соревнуется со слышащими участниками. Но, наверное, самую запоминающуюся победу мы привезли из США, где проходил Всемирный чемпионат исполнительских видов искусства. 3000 участников из 72 стран… Наши ребята прошли три этапа, чтобы попасть в финал, и смогли завоевать Гран-при. Не передать словами те эмоции, которые испытывали мы при поднятии флага Казахстана. Я еще раз искренне благодарю руководство области, родителей ребят и всех, кто так поддерживает и верит в «Sensitive».

- Все мы люди, так или иначе склонны к профессиональному выгоранию. Можете вспомнить время, когда было тяжелее всего?

- Тяжело было в «карантинные времена». Дистанционная работа забирала все силы. Резко прекратились все концерты и выступления, а ребята привыкли к сцене. В то время мы максимально поддерживали друг друга и смогли поставить три танца. Когда жесткие ограничения были сняты, сразу поехали на соревнования в Караганду, потом в Астану. Ребята были счастливы этому глотку свежего воздуха. И даже не потому, что привезли Гран-при и первые места с обоих конкурсов. Они радовались сцене, жюри, зрителям, духу соперничества. Мы очень скучали по этой атмосфере и сейчас ценим все эти вещи в разы сильнее, чем раньше.

- Знаете ли Вы, о чём мечтают воспитанники «Sensitive»? Все ли стремятся связать свою жизнь с танцами, или для кого-то это временное увлечение?

- Думаю, мои ребята живут сегодняшним днем в самом хорошем смысле этого слова. Для одних ансамбль - это работа, для других - хобби, которым они искренне увлечены, а для кого-то - целая жизнь. Я точно знаю, что все участники «Sensitive» мечтают развиваться творчески. Хотят больше возможностей, больше грантов и конкурсов, ставить мюзиклы и спектакли. Все это прекрасно, и все это осуществимо.

- Сколько времени в среднем уходит на постановку нового танца?

- От одного месяца до полугода. Зависит от многих показателей.

- Есть ли у Вас самый любимый номер от «Sensitive»?

- Да. Это танец «Танго» из европейской программы и современная хореография. Каждый танец по своему уникален и если первый - это характерный танец, где важно передать зрителю эмоцию - страсть, то современная хореография больше про свободную пластику и мягкость.

- Расскажите о планах коллектива на 2023 год?

- Сейчас мы находимся в ожидании чуда, ведь в новом году нам предстоит поработать с режиссером-хореографом Государственного Республиканского академического корейского театра музыкальной комедии города Алматы - Анной Цой. Хотим поставить пластический спектакль. Также подготовимся к отчетному концерту «Sensitive», который планируется провести в апреле, в Международный день танца. Также в планах - принимать активное участие в культурной жизни Северо-Казахстанской области и разных городов Казахстана. В феврале запланирована поездка в Астану, летом - в Испанию на очередной международный конкурс. Но едем мы туда не только ради соревнований. Очень хотим поработать с одним именитым хореографом по направлению «Фламенко». Пока он немного напуган и не понимает, как ребята будут выполнять выстукивания, но я сказала: «Поверьте мне, все возможно».

- Оль, а о чем мечтаете Вы? Есть особое желание для Деда Мороза?

- Мое главное желание - продолжать расти и развиваться вместе с ребятами. Они безумно меня мотивируют и вдохновляют, я их никогда не оставлю. Хочу, чтобы семья «Sensitive» становилась больше, а участники продолжали говорить со зрителями на самом красивом языке в мире - языке танца. Пусть будет больше премий и грантов, больше соревнований и конкурсов разных масштабов. Также я мечтаю, чтобы в будущем ребята могли делиться своим опытом. Пусть «Sensitive» никогда не заканчивался, а только продолжался.

- Это прекрасные мечты, Ольга! Благодарю Вас от всего сердца за это интервью. Есть ли у Вас пожелания для наших читателей в преддверии Нового года?

- Желаю всем мирного неба и благополучия. Тем, кто, как мы, трудится в сфере культуры, желаю творческих успехов и вдохновения. И всем-всем североказахстанцам - здоровья и процветания. С наступающим!

Беседовала Евгения ШОЛЬ

Фото из личного архива Ольги РОСТОВЩИКОВОЙ