ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ ЛОКОМОТИВНОГО ДЕПО: МЫ ЖИВЕМ, ПОКА ПОМНИМ!

22 января 1886 года император Александр III разрешил за счёт казны строительство Транссибирской железной дороги, которая связала всю территорию Российской империи от портов Балтийского моря до  Владивостока, а далее - Китай, Корея, Монголия...

В 1896 году в Петропавловске было построено локомотивное депо, и через наш город пошли грузовые, пассажирские поезда. Именно с этого времени Петропавловск стал северными воротами Казахстана.

За годы советской власти была построена железная дорога, связавшая север Казахстана с центром и югом республики, а также центральной и южной Азией. Вся история крупнейшего железнодорожного  узла отражена в документах, экспонатах, фотографиях музея, созданного при локомотивном депо.

 

Путь хранителя

Первым, что мы увидели, был локомотив, установленный на рельсах перед зданием музея. Рядом - мемориальный комплекс с высеченными на камне фамилиями и преклонённой фигурой женщины - в память о железнодорожниках, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Газоны, клумбы, дорожки... Величественно, спокойно.

В музее нас встречает Эмиль Рахматович Шафиков, единственный человек, работающий в нем. Он и смотритель, и хранитель уникального фонда. А началось всё с мальчишеской забавы: езды «зайцем» на тормозной площадке грузового поезда. Потом был и курсантом минно-артиллерийской школы, и моряком Северного флота, и студентом железнодорожного техникума. После окончания техникума - годичная практика. Тут и ремонт локомотивов, и первые навыки помощника машиниста электровоза. С 1964 года ему доверили работу в локомотивном депо в качестве помощника машиниста электровоза на пассажирских поездах.

Более 28 лет Эмиль Рахматович проработал в конструкторском бюро, потом - инженером по охране труда и технике безопасности. Своим главным делом, «золотой симфонией» считает реконструкцию, согласно новейшим требованиям, 4-го локомотивного депо. С благодарностью вспоминает ра-бочих-рационализаторов А.П.Иванова, А.В. Софьина, Н.Е. Британова, З. Жандосова и многих других.

Не было уголка в депо, куда бы ни вложил труд патриот своего предприятия. Именно это привело его в 2006 году на должность хранителя музея. Убогому помещению был необходим капитальный ремонт, и он был сделан. Появились новые столы, шкафы, витрины для экспонатов, компьютер, сканер и принтер. Сложился коллектив единомышленников: Сергей Геннадьевич Якутович, Геннадий Петрович Волков, Надежда Яковлевна Шильд, Владимир Михайлович Ларченко. Рассказывая о музее, нельзя не вспомнить и о Любови Константиновне Горшковой. Она внештатный экскурсовод музея, секретарь Совета ветеранов Петропавловского отделения железной дороги. Педагог, журналист, организатор классных часов, конкурсов, турниров, фестивалей. Ею подготовлен ряд лекций: «Паровозы - любовь моя», «Великий Сибирский путь», «Начальники Петропавловского отделения дороги. Лирические портреты» и другие, не менее познавательные и интересные.

Своё назначение Э.Р. Шафиков и его команда видят в сборе и оформлении экспонатов музея, фотографий, сведений о судьбах железнодорожников - словом, они сохраняют и пишут историю Петропавловска и его жителей.

Память о фронтовиках - и не только

Музей был создан в 1967 году при активном участии начальника депо Михаила Семеновича Ищенко. Размещается он на двух этажах, его площадь - 200 квадратных метров. Это один из лучших музеев промышленных предприятий нашей области. В настоящее время фонд музея локомотивного депо насчитывает более 10 тысяч экспонатов. Создан архив документов на деповчан, ведётся инвентаризация экспонатов. Даже самое простое перечисление экспозиций музея - это подробный рассказ в документах, воспоминаниях, биографиях, фотографиях 125-летнего пути локомотивного депо станции Петропавловск. Вот лишь некоторые: строительство Великого Сибирского пути, 1890-1917; гипсометрическая карта Российской империи, составленная Ю.М. Шокальским; строительство и открытие в 1922 году железной дороги Петропавловск - Кокчетав; Гвардейская молодёжная бригада училища №2, возглавляемого Ф.С. Горшковым.

Училище №2 было настоящей кузницей кадров для депо. Именно с начала 30-х годов кочегаром паровозного депо, потом помощником машиниста и машинистом 3-его класса трудился ударник сталинского призыва Шаймерден Рахменжанов. Так железная дорога связала императоров Александра III и Николая II с казахским пастухом Рахменжановым.

Особое место в экспозициях музея занимают документы периода Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Здесь фотографии и биографии двадцати четырех участников войны- железнодорожников, погибших на фронте; фотографии женщин, водивших поезда в годы войны. Среди них Екатерина Васильевна Коробко, Анна Ивановна Скурихина. На большом стенде «Никто не забыт, ничто не забыто» размещены артефакты войны, собранные и подаренные музею С.Г. Якутовичем, машинистом локомотивного депо. Это оружие, каски, снаряды, мины, принадлежавшие как советским воинам, так и солдатам противника.

Многие из вернувшихся с фронта стали передовиками производства, заслуженными работниками транспорта Казахской ССР. Назову лишь некоторых: Ш.Х. Айгистов, П.Г.Лазутин, Зияд Нуржанов, А.Ш.Какенов, Г.Г.Скурихин, Д.С.Шандыбин.

Есть в музее Книга почёта локомотивного депо, в неё занесены 76 фамилий. Первой стоит фамилия Семёна Степановича Житникова. Осенью 1941 года, тогда ещё в паровозном депо, на-чалось строительство бронепоезда. Бронированные листы везли с Челябинского металлургического завода. Вместе с С.С. Житниковым в этой бригаде ударно трудились Н.А. Бек, Ф.Н. Никитин, М.Ф.Лапин, О.Ф.Задорожная. Всего на фотографии 14 человек. Это инженеры, токари, слесари, газосварщики и другие. В декабре 1941 года бронепоезд «Североказахстанец» (так его назвали) был готов. С 1942 и до 1945 года боевое де-тище наших земляков прошло путь от Москвы до Сталинграда, из Европы до китайской Маньчжурии, захваченной Японией. Именно на этом бронепоезде перевозили через весь Советский Союз для разгрома Квантунской армии на Дальнем Востоке солдат, артиллерию, танки, продовольствие. Был в этом бронепоезде и 20-летний механик-водитель танка Т-34 - мой дядя Михаил Брайченко, путь его лежал от Будапешта до болот Маньчжурии.

Патриотизм жителей Петропавловска проявился ещё в одном: начался сбор денег в фонд обороны. Только железнодорожники за 1941 год собрали для Красной Армии миллион рублей и около четырёх с половиной тысяч предметов тёплых вещей.

Судьбы начальников депо - часть истории

Хранителем музея Э.Р. Шафиковым собраны сведения о начальниках депо, начиная с 1905 года до настоящего времени. Музей располагает фотографиями, документальными источниками, воспоминаниями об их жизни и деятельности. По крупицам собрана и трепетно изложена история депо от его строительства и открытия до всех изменений, которые происходили за более чем 100 лет его существования. Приложены схемы расположения цехов, описаны паровозы, тепловозы, электровозы, собраны фотографии всех известных локомотивов.

Так, Константин Петрович Мецнер проработал в этой отрасли 25 лет, прошёл путь от слесаря до начальника депо (1936-1937 гг.).

В его личном деле есть представленные Спецархивом департамента КНБ РК по СКО документы о репрессиях по надуманному мотиву, копии приговоров суда. Приговор Спецсостава линейного суда Омской железной дороги на станции Петропавловск от 8-12 июня 1937 года о высшей мере наказания был отменён Верховным Судом СССР от 29 сентября 1939 года.

Большой материал собран о Герое Социалистического Труда, кавалере орденов Ленина, золотой медали «Серп и Молот», трижды Почётном железнодорожнике, начальнике депо станции Петропавловск с 1949 по1954 год Полякове Николае Фёдоровиче. При нём построено молодёжное общежитие в Рабочем посёлке площадью 724 квадратных метра, новое здание депо, столовая.

Особенно отличился Николай Фёдорович трудовыми подвигами в годы войны, обеспечивая перевозку грузов для фронта. Газета «Правда» опубликовала Постановление Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года о присвоении звания Героя Социалистического Труда 127 железнодорожникам, от наркома до стрелочника. В их числе назван машинист Поляков Николай Фёдорович. С 1955 по 1963 год находился на государственной и партийной работе. С 1963 года - директор завода МЛД. Имя героя, отлитое в бронзе, увековечено на площади Победы в городе Омске. Похоронен Николай Фёдорович в Петропавловске в феврале 1986 года. Музей располагает изданной в 2014 году его дочерью Любовью Гладиловой «Книгой об отце».

Интересные материалы собраны ещё об одном начальнике депо (1955 - 1966гг.) - Александре Лукиче Кацае. Именно при нём за 3 месяца движение поездов было переведено с паровозной на тепловозную тягу, а депо Петропавловска стало первым в Советском Союзе с тепловозной тягой. В эти же годы была построена оранжерея депо, в 1960 году началась электрификация Петропавловского участка дороги.

12 октября 1961 года стал праздником для железнодорожников: на перроне вокзала состоялся митинг - по всему сибирскому пути пошли электровозы. Станция Петропавловск стала отделением Южно-Уральской железной дороги. В музее есть воспоминания о А.Л. Кацае персонального пенсионера Республики Казахстан А.Е. Науменко, который проработал в локомотивном депо 40 лет, а А.Л. Кацай был его первым наставником и руководителем.

Большую роль в электрификации отделения железной дороги сыграл Заслуженный энергетик Республики Казахстан, в те годы руководитель ТЭЦ-2, будущий секретарь горкома КПСС Александр Егорович Липовой. В музее есть документы и фотографии, являющиеся тому свидетельством.

Ещё один очень известный в городе человек много лет проработал в локомотивном депо. Это Михаил Семёнович Ищенко, который после окончания Днепропетровского института инженеров железнодорожного транспорта в 1951 году был направлен в депо города Барабинска, а с 1954 по1972 год трудился на руководящих должностях локомотивного депо станции Петропавловск. О его вкладе в развитие депо и города в целом железнодорожники помнят по сей день. В 1968 году построены два корпуса общежития (5-ти этажное мужское и 3-х этажное женское) с душевыми, столовыми, бильярдом, теннисом, библиотекой, читальным залом; радиофицированы все цеха депо; построены современное здание клуба, 4-х этажный бытовой корпус; установлена телефонная связь. Воплощено в жизнь много других чисто производственных, технических преобразований. В последующие годы М.С.Ищенко был вторым секретарём горкома партии и 12 лет председателем Петропавловского горисполкома. С его именем связаны строительство школ, больниц, поликлиник, детских садов, квартир для горожан (в год сдавали по 120 тысяч квадратных метров жилья).

А вот в одном из архивных дел начальника депо станции Петропавловск есть сведения о финансовых нарушениях. В 1947 году силами депо был отремонтирован двигатель трактора колхоза «Крестьянский путь». За это было получено от колхоза 4000 рублей и 5000 - на картофель. Начальник же присвоил 3000 рублей и 2 мешка картошки. В 1948 году не оплатил прокорм своего скота в подсобном хозяйстве депо. В итоге - исключение из рядов ВКП(б), уголовное преследование. Не помогли ему ни сиротское детство, ни очень серьёзные награды и ценные подарки, ни знак «Почётный железнодорожник».

Судьба этого начальника депо - тоже примета времени: страна ещё не восстановилась после войны, а в 1946-1947гг. разразился голод из-за жесточайшей засухи 1946 года. В моём селе Муромское жила семья Орловых, которая много лет ждала возвращения из мест заключения сына Николая. Как потом я узнала, в 1946 году этот 16-летний юноша собрал на скошенном поле колоски пшеницы. Кто-то донёс, его увезли, и больше Колю в деревне не видели.

От династий до космонавтов

Особенно ценилась в железнодорожном деле преемственность поколений. Есть очень интересная экспозиция - «Династии железнодорожников». На графической схеме - фамилии Барановых, Помозовых, Вахромеевых - Смердовых, Красковских, Малеевых. А трудовой стаж семьи Леванович - Сорокиных составил 1015 лет! Всего размещено 26 фотографий этой большой трудовой семьи.

Экспозиция «Герои земных и космических трасс» представляет семью Шаталовых. Это дважды Герой Советского Союза космонавт Владимир Александрович и его отец Александр Борисович, машинист, диспетчер связи, дежурный по станции с 1927 до середины 30-х годов. А.Б.Шаталов участвовал в советско-финской войне 1939-1940 гг., в годы Великой Отечественной войны стал начальником восстановительного поезда сигнализации связи железнодорожных войск 3-его Прибалтийского фронта. 5 ноября 1943 года Указом Верховного Совета СССР за обеспечение перевозок грузов для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Шаталову Александру Борисовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В экспозиции есть ещё фотографии встреч В.А. Шаталова с Героем Социалистического Труда машинистом депо Германом Андреевичем Демидовым и фото Героя Советского Союза Александра Степановича Викторенко с Героем Социалистического Труда Николаем Фёдоровичем Поляковым.

В разделе «Подарки музею» меня совершенно потряс подарок жены Г.А. Демидова Нины Ефимовны, учителя школы №32. Это огромный альбом размером около 1 квадратного метра, изготовленный в семье Демидовых. В нём собраны вырезки публикаций из газет, фотографии, письма, награды. Это не просто альбом, это отношение к делу, которому посвятил жизнь Г.А. Демидов, взаимоотношения в семье, а для нас - историческая память о времени и людях, живших тогда.

Экспозиция «Деповчане в борьбе за мир» посвящена воинам-афганцам. На фотографии совсем юный Евгений Шаймерденович Гариев, выпускник ГПТУ-72. Погиб 24 ноября 1984 года, посмертно награждён орденом Красной Звезды. 10 воинов-афганцев после демобилизации работают в депо.

Интересны другие экспозиции: «Социально-бытовая забота о деповчанах», «Помощь селу», «Если хочешь быть здоров». Внушительно выглядит витрина с кубками за достижения в различных видах спорта. Есть витрина с подарками от рабочего электроцеха депо Геннадия Петровича Волкова. Это патефоны, магнитофоны, радиолы, кинокамеры разных лет, пластинки с записями песен В.С. Высоцкого. Привлекает внимание витрина с подарками делегаций Вьетнама, Польши, Монголии, Германии.

Это далеко не полный рассказ о музее. Очень надеюсь, что, ознакомившись с публикацией, в музей придут школьники, студенты, родители с детьми. Здесь есть на что посмотреть, о чём узнать, чему поучиться, что вспомнить, кого увидеть.

В будущее -  с надеждой

Я живу в Петропавловске 60 лет. С 1962 года по настоящее время он изменился настолько сильно, что многие районы просто невозможно узнать. Опрометчиво считала, что знаю город и его историю, но, побывав с экскурсией в музее локомотивного депо, увидела огромный пласт жизни Петропавловска и его жителей, ранее мне совершенно неизвестный. Содержание музея и его фондов - свидетельство титанического труда его создателей, любви к городу, его труженикам, глубокого патриотизма. При всём этом у музея есть проблемы, главная - нехватка средств, фактически их отсутствие. Нет ни одного штатного сотрудника, а для нормальной работы музея нужно минимум наличие трёх: штатного хранителя, экскурсовода, работника для обслуживания имеющейся аппаратуры, демонстрации фильмов, фотосъёмки. Нужна дополнительная площадь для размещения экспонатов. Будем надеяться, что однажды ситуация изменится к лучшему, ведь такой уникальный музей заслуживает самых лучших условий!

В настоящее время всю организаторскую работу по пополнению фондов, размещению экспонатов, распечатке материалов выполняет один человек - Эмиль Шафиков, хранитель музея на общественных началах. Сам Эмиль Рахматович награждён медалями и нагрудными знаками, а музей - дипломами по итогам смотров Музеев трудовой и боевой славы железнодорожного транспорта. Дважды - в 2015 году и в 2017-м - «За лучшее освещение истории предприятия, хорошую организацию работы актива и совета музея».

Выражаю искреннюю благодарность Э.Р. Шафикову за предоставленные материалы, а Ж. М. Байбусунову - за идею посещения музея и фотографии.

Зинаида ТРУСОВА, ветеран органов внутренних дел, подполковник полиции в отставке