Государственные символы: краткий исторический экскурс

Одним из приоритетных направлений развития современного казахстанского общества является формирование казахстанской идентичности, высокой гражданской активности и укрепление духовного единства общества. Утверждение любой государственности непосредственно связано с ее официальной символикой.

 

Государственные символы (от греч. symbolon) - установленные Конституцией или специальным законом особые, как правило, исторически сложившиеся отличительные знаки государства, олицетворяющие его национальный суверенитет, самобытность, несущие определенный идеологический смысл.

В этом контексте государственные символы Республики Казахстан являются ключевой формой и воплощением в жизнь многовековой идеи и мечты казахского народа и полиэтничного общества о свободе и независимом пути развития.

Государственными символами Республики Казахстан являются Государственный Флаг, Государственный Герб, Государственный Гимн, которые олицетворяют политическую независимость и суверенитет страны.

Государственная символика как уникальный общественный феномен, связанный с утверждением государственности, имеет глубокие исторические корни. Они как детище своего времени тесно связаны с тем историческим шансом, который выпал на долю казахского народа и всего казахстанского общества в конце ХХ века. Это шанс не только выживания, но и возрождения. Именно об этом, в первую очередь, говорит миру небесно-голубое знамя страны, гордо развевающееся на флагштоке Организации Объединенных Наций.

В истории становления государственных символов независимого Казахстана, возродившегося на исторической арене ХХ столетия, разработка новых официальных символов занимает особое место.

Создание первых государственных символов независимого Казахстана приобрело общенародный характер. Без преувеличения можно сказать, что состоявшийся конкурс стал свидетельством казахстанского патриотизма. Это стало состязанием идей и художественного творчества, ознаменовавшим новый этап нашей истории.

Проекты государственных символов должны были отвечать не только эстетическим, но и политическим требованиям. Необходимо было найти такое их художественное решение, которое наиболее ясно и ярко воплощало бы политическую суть и цели молодого суверенного государства.

Государственные символы Казахстана были высоко оценены зарубежными специалистами. Так, директор Международного научно-исследовательского института вексиологии г. Бонне Р.Климеш отметил: «Ваш государственный флаг очень хорош! Я впервые увидел его по телевизору на открытии Олимпийских игр в Барселоне». Специалисты также отмечают уникальность нашего герба, не имеющего аналогов в мировой практике.

Новые государственные символы были утверждены 4 июня 1992 года.

Вопросы использования государственных символов регулируются Конституционным законом Республики Казахстан «О государственных символах Республики Казахстан» от 24 января 1996 года. В 2018 году, с целью повышения ответственности производителей за изготовление государственных символов, обеспечения строгого соблюдения порядка их применения и размещения, в Конституционный закон были внесены изменения и дополнения. Конституционный закон Республики Казахстан «О государственных символах Республики Казахстан» состоит из шести глав, содержащих 16 статей: «Государственные символы Республики Казахстан», «Государственный Флаг Республики Казахстан», «Государственный Герб Республики Казахстан», «Государственный Гимн Республики Казахстан», «Компетенция государственных органов», «Заключительные положения».

Уважение к государственным символам относится к ряду важных конституционных норм. В Конституционном законе «О государственных символах Республики Казахстан» сказано, что граждане Республики Казахстан, а также лица, находящиеся на территории Республики, обязаны уважать государственные символы Республики Казахстан.

Флаг - один из символов любого государства, олицетворяющий его идентичность и суверенитет. С древних времен флаг выполнял функции объединения народа страны и его идентификации с определенным государственным названием.

Самый старый флаг относится примерно к 3000 г. до н.э., он был найден в 1972 г. на территории Ирана. Это металлическая конструкция размером 23х23 сантиметра с изображением орла, двух львов, богини, трех женщин и быка.

Сохранилось свидетельство о том, что сакско-сарматские племена, населявшие Казахстан в ІІІ-VII веках до нашей эры, имели свои знамена. Кочевники-гунны имели белые флаги, у тюрков - предков современных тюркских народов, в том числе и казахов, - флаги голубого, зеленого, желтого и других цветов.

Выбор цвета флага определяется самой историей. Казахстан на протяжении почти 600 лет находился под властью чингизидов. Впоследствии стяги золотоордынских, акординских и казахских ханов и султанов были белого цвета. Например, до сих пор сохраняется в памяти белый флаг Абылая (ХVІІІ век). Цвет знамени правителя Средней Азии Тимура, также знамена тюрков, хазаров и сельджукидов были небесно-голубыми.

Государственный Флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в центре солнца с лучами, под которыми - парящий орел. У древка - вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображение солнца, его лучей, орла и национального орнамента - цвета золота. Соотношение ширины к его длине -1:2.

В традициях геральдики каждый цвет символизирует определенное понятие. Так, золото олицетворяет могущество, силу, богатство, постоянство, знатность, веру, справедливость, добродетель, милосердие, верность. Синий цвет символизирует честность, целомудрие, верность, безупречность. Кроме того, этот цвет соответствует небу и воздуху. Синий цвет имеет глубокое символическое значение и в тюркской культуре. Достаточно сказать, что понятия «синий» и «небо» на языках почти всех тюрко-язычных обозначаются одним словом. Это, вероятно, объясняется тем, что древние тюрки были небо поклонниками, считавшими небо своим отцом, а их синее знамя символизировало преданность отцу-прародителю.

Если обратиться к элементам изображения на полотнище флага, то, исходя из геральдических канонов, можно сказать, что солнце символизирует богатство и изобилие, а орел - власть, прозорливость, великодушие.

Важным элементом Государственного Флага является расположенная у его древка вертикальная полоса с национальным орнаментом. Казахский орнамент - одна из форм специфического художественного восприятия мира в строгом соответствии с эстетическими вкусами народа. Представляющий собой гармонию весьма сложных, иногда отвлеченных форм, линий и ритмов, он является выразительным средством раскрытия внутреннего мира народа. Их прообразами служат конкретные предметы и явления окружающего мира.

Автор Государственного Флага Республики Казахстан - заслуженный деятель искусств, один из основоположников дизайнерского искусства Казахстана Шакен Онланович Ниязбеков. Родился 12 ноября 1938 года в г.Тараз. Окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной. Работал главным художником г.Алматы.

Герб - важный символ государственности, признанный во всем мире. История свидетельствует, что еще сакские племена, проживавшие на территории современного Казахстана, символизировали себя особым знаком отличия - тотемом, который впоследствии получил наименование «тамга». Впервые данный термин начал употребляться в Тюркском каганате. В знаменитом «Словаре тюркских наречий» Махмуда Кашгари этот термин толкуется как отличительный знак правителя.

Тамги различных геометрических форм употреблялись в виде гербов, печатей взамен подписи. Тамги служили знаком собственности, принадлежавшей племени, роду, семье, личности. Ими клеймили животных. Этот обычай, кстати, сохраняется у казахов сельской местности до сих пор.

В результате административно-территориальных реформ 1867-1868 годов в Казахстане появились городские и областные гербы. В полном собрании законов Российской империи приводятся образцы гербов областей Казахстана и ряда городов (16 уездных и окружных городов). Самым первым в Казахстане был утвержден герб города Петропавловска, принятый официально 7 сентября 1842 года, на котором изображен кочевник, ведущий верблюда.

Государственный Герб Республики Казахстан имеет форму круга и представляет собой изображение шанырака на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры). Справа и слева от шанырака расположены изображения мифических крылатых коней. В верхней части расположена пятиконечная звезда, а в нижней части надпись «QAZAQSTAN» - цвета золота.

Как символ, имеющий тотемное значение, шанырак был особо почитаем у древних предков. В Государственном Гербе республики образ шанырака - это образ нашего общего дома, общей родины этносов, проживающих в Казахстане. Счастье в нем зависит от благополучия каждого, как прочность шанырака зависит от надежности уыков.

Образ коня с незапамятных времен олицетворяет такие понятия, как храбрость и силу воли. Крылья символизируют мечту многонационального народа о построении сильного и процветающего государства.

Изображения и предметы в виде рогов раньше использовались в культовых обрядах и как наконечники воинских стягов. Символы небесной благодати, плодородия и удачи в виде рогов всегда размещались на самом верху, так как они в представлении кочевников связывались с «мировой горой». Таким образом, крылатый конь с рогами является типологическим образом, который имеет глубокие исторические корни.

Изображение звезды в образе Государственного Герба страны выражает заветную мечту всех казахстанцев присоединиться к сообществу современных высокоцивилизованных и развитых стран, быть открытыми всем народам всех континентов планеты.

Название государства само по себе является лингвистическим, этнокультурным, символическим знаком. Название нашей страны - Казахстан - как название государства, связанное с казахским этносом, часто встречается в исторических источниках, начиная с ХV-XVI веков.

Авторами Герба независимого Казахстана являются известные архитекторы Жандарбек Малибеков и Шот-Аман Валиханов.

Жандарбек Малибекович Малибеков - заслуженный архитектор Узбекистана. Родился 24 марта 1942 года в ауле Екпенди Жанакорганского района Кызылординской области. Окончил архитектурный факультет Ташкентского политехнического института.

Шот-Аман Ыдырысулы Уалихан - заслуженный архитектор Казахстана, лауреат государственной премии республики, известный общественный деятель. Родился 26 апреля 1932 года в ауле Сырымбет Айыртауского района Северо-Казахстанской области. Работал сотрудником Казахстанского института проектирования городского строительства, заместителем главного архитектора г. Алматы, председателем Союза архитекторов Казахстана.

Гимн - это звуковая символика, имеющая немаловажное значение в социально-политической консолидации и этнокультурной идентификации граждан страны.

Сам термин «гимн» происходит от греческого слова «gimneo», что означает «торжественная песня». Однако есть в истории любого народа музыкальные произведения, которые становились народными гимнами в определенный период. Такая песня есть и  у казахского народа. Это «Елім-ай», написанная известным батыром, поэтом-композитором ХVIII века Кожабергеном жырауТолыбайулы, которая посвящена тяжким испытаниям, выпавшим на долю казахского народа во времена нашествия джунгар.

С обретением независимости возникла необходимость разработки нового гимна, который бы олицетворял свободу и суверенитет - многовековую мечту многих поколений казахов.

В 1992 году был объявлен конкурс на музыку и текст Гимна республики. Всего отборочной комиссией было принято более 750 проектов. Победили в конкурсе четыре известных поэта: Музафар Алимбаев, Кадыр Мырзалиев, Таманбай Молдагалиев и поэтесса Жадыра Дарибаева. Авторами музыки первого казахстанского гимна были Мукан Тулебаев, Евгений Брусиловский и Латиф Хамиди.

В 2006 году принят новый Государственный Гимн. Основой гимна ста-ла популярная в народе песня «Менін Қазақстаным», счастливая судьба которой началась во второй половине пятидесятых годов прошлого века.

Песня, ставшая гимном нации, давно была признана настоящей поэмой народной души. Авторами Государственного гимна Республики Казахстан являются Елбасы Нурсултан Назарбаев, Шамши Калдаяков, Жумекен Нажимеденов.

Шамши Калдаякович Калдаяков - композитор, народный артист Республики Казахстан, лауреат премии Союза молодежи. Родился в 1930 году в селе Шауилдер Отрарского района Южно-Казахстанской области. Закончил музыкальное училище им. Хамзы Ниязи Хакимзады в г.Ташкенте, консерваторию им. Курмангазы в г. Алматы. Композитор, известный в народе как «Король казахского вальса», написал более 300 песен.

Жумекен Сабирович Нажимеденов - известный поэт, лауреат премии Союза молодежи. Родился в 1935 году в селе Кошалак Курмангазинского района Атырауской области. Закончил консерваторию им. Курмангазы в г. Алматы по классу народных инструментов, в г. Москве окончил курсы высокой литературы при Институте им. Горького. Работал в издательстве «Жазушы», в газете «Лениншілжас», Союзе писателей Казахстана, Государственном комитете по издательской деятельности и издательстве «Мектеп».

Государственная символика, являясь частью политической культуры общества, способствует развитию духовной, идейно-нравственной культуры и воплощению идей независимости, самобытности страны. Высокие идеалы служения своей Отчизне, добру, красоте, уважения к историческим корням и традициям народа воплощены в государственных символах.

Елбасы - Нурсултан Абишевич Назарбаев отметил: «Во все времена и у всех народов емким и концентрированным олицетворением государственности и независимости выступали государственные символы. У нас есть величественные, идейно богатые Герб, Флаг и Гимн».

Государственные символы олицетворяют надежду народа на дальнейшее укрепление суверенитета государства. Для всех казахстанцев они превратились в символы независимости страны, стали поистине национальной гордостью. Отражая перемены новой эпохи, они воплощают мудрость народа, наши устремления и цели. После их обретения страна получила и соответствующий государственный праздник. Первый Президент Республики Казахстан объявил 4 июня Днем государственных символов Республики Казахстан.

Багдад МУКАНОВА,

руководитель отдела управления внутренней политики акимата СКО