Надежда КОСЫГИНА: «МОЁ ПРИЗВАНИЕ - СЛУЖИТЬ ЛЮДЯМ!»

Это кредо определяет профессиональную деятельность заслуженной артистки РК Надежды КОСЫГИНОЙ. Всю свою жизнь, свой талант и положительные эмоции актриса от-даёт сцене и зрителям. Надежда Антоновна поддерживала людей песнями в самые тяжелые времена, продолжает делать это и сейчас. Где бы ни выступала героиня публикации: на сцене областной филармонии или русского драматического театра им. Н. Погодина, она всегда показывает пример настоящей женской стати, грации, умения держать себя перед публикой. Хотя эти качества присущи Надежде Косыгиной и в обычной жизни, вне сцены. Ко Дню столицы и своему дню рождения Надежда Антоновна подготовила концерт «Песни о любви», чтобы ещё раз признаться в любви своему преданному зрителю.

 

Радио - окно в мир искусства

Часто случается, что деятели культуры рождаются и растут в творческих семьях. Но родители Надежды Антоновны были простыми людьми: мама работала служащей, а папа - строителем. Однако, искусство увлекало мою собеседницу еще с раннего детства: маленькая Надя любила петь, танцевать и декламировать.

«В это время еще не было телевизоров, и я слушала концерты и сказки по радио. Тогда начинали обретать популярность Ольга Воронец, Людмила Зыкина, Эдита Пьеха. Я мечтала быть похожей на этих великих певиц. Мне хотелось подражать их красивым голосам. Я представляла, как выглядят эти артистки. А когда появились телевизоры, я стала смотреть и просто бредить сценой!» - вспоминает Надежда Антоновна.

Чем старше становилась героиня публикации, тем сильнее росло желание стать артисткой. Но родители выступали против творческих увлечений - считали, что это блажь, которая пройдет с возрастом, и настойчиво предлагали найти себя в другой профессии.

Однако, со временем намерения юной Надежды покорить сцену окрепли. Будущая актриса много заниматься вокалом и постоянно принимала участие в концертах художественной самодеятельности. В первых шагах оказала поддержку руководитель самодеятельности Лидия Измайлова: помогла поставить голос и научила владеть им.

«Однажды меня заметили. Художественный руководитель филармонии пригласил работать в качестве исполнительницы русских народных песен. Но сначала не в штат, а только на разовые концерты. А дальше мне помог счастливый случай. Наша филармония приняла участие в конкурсе детских лекторийных групп. Мы создали свою программу для школьников и отправились с ней в Алматы, - рассказывает Надежда Антоновна. - Программа включала в себя песни для определенных возрастов. Например, за мной был закреплен блок детских русских народных песен и потешек. Лектор рассказывал, что это за песни, как их подают, а я иллюстрировала. Мы заняли на этом конкурсе первое место. После такого успеха «Казахконцерт» наградил меня почетной грамотой первой степени. Кроме того, я получила приглашение сразу от четырех филармоний: Кокчетавской, Костанайской, Карагандинской и Целиноградской. Как только я вернулась домой, меня сразу взяли вокалисткой в штат нашей филармонии».

Хороший костюм и подача - 60 процентов успеха

Надежда Антоновна считает, что для артиста не существует мелочей - всё должно быть тщательно продуманно. Любую песню нужно не только спеть, но и сыграть. А для этого - подобрать сценический образ: «Декораций нет - ты выходишь один на один к зрителю. Пока ты еще даже не раскрыл рот и просто идешь к микрофону, на тебя уже смотрят оценивающе: как ты идешь и в чем. Может, у тебя мятое платье или стоптанные туфли. Со сцены это все прекрасно видно, - замечает героиня публикации. - Чтобы быть интересной, нужно придумать такой костюм, который задержит взгляды публики на тебе, акцентирует внимание на твоей яркости. И только потом ты заставишь людей слушать твой голос и воспринимать, что ты хочешь донести с помощью этой песни. Раскрыть женскую судьбу, заставить задуматься или улыбнуться. Я всегда говорю: хороший костюм и хорошая подача себя - это 60 процентов успеха артиста. А дальше этот успех нужно подкрепить вокалом и передачей смысла песни».

Надежде Антоновне ближе и роднее песни народного характера, но в репертуаре артистки есть и другие песни: эстрадные и даже патриотические, которые она также исполняет в народном стиле.

Некоторое время героиня публикации пробовала свои силы в должности художественного руководителя областной филармонии, а полтора месяца даже возглавляла всю филармонию. Этот период совпал с подготовкой к новогодним праздничным концертам. Елки всегда ассоциировались с подарками - яркими кульками с конфетами и шоколадками для ребятишек. Но где же купить эти презенты в лихие 90-е? На прилавках магазинов не было ни конфет, ни печенья.

«Пришлось приложить массу усилий, чтобы достать эти сладости. Я заняла сумасшедшую сумму, чтобы купить подарки, поставила программу, и новогодние концерты состоялись», - делится воспоминаниями моя собеседница.

Позже встал вопрос о переезде филармонии из маленького, аккуратного здании на 250 посадочных мест в парковой зоне в трехэтажное здание ДК Машиностроителей: «Я пыталась убедить руководство, чтобы филармонию не переводили в это огромное здание. Поставила условие: если филармония переедет, я положу заявление на стол. Но меня не услышали. Подготовила и провела программу на открытие нового концертного сезона и ушла на следующий же день. Так я и попала в театр им. Н. Погодина».

Смена амплуа

Надежда Антоновна признается, что в первое время ей было сложно в новом амплуа - специфика работы очень сильно разнится: «Когда ты выходишь на сцену как вокалистка, несёшь в зал то, что сама хочешь спеть и сказать публике. Все взоры направлены только на тебя, ты - на первом плане и должна удерживать внимание. В театре совсем другая история. Во-первых, нужно воплотиться в ту героиню, которую ты играешь, и до-нести ее образ и характер через себя. Найти способы изобразить этот характер, передать все внутренние переживания, чтобы это читалось, - отмечает Надежда Антоновна. - Я многому училась заново: как держать сцену, когда она твоя, и быть менее эмоциональной, когда ее ведет твой партнер, не мешать ему. Когда ты говоришь монолог, ты удерживаешь внимание на себе. Но как только начинает говорить партнер, ты меняешь мизансцену и стоишь в сторонке. Это второе отличие вокалиста от актера театра».

Но, несмотря на то, что Надежде Антоновне были ближе вокальные постановки, ей хотелось пробовать себя в разных жанрах: не только в водевиле, но и в драме. Хотя и приходилось играть так, как диктует режиссер. Актриса считает, что театр должен служить людям, помогать им испытать разные эмоции, поэтому оба жанра, несомненно, очень важны.

«Люди приходят в театр за эмоциями. Если зритель пришел на драму, он настраивается серьезно, а если на водевиль - он предвкушает отдых и удовольствие. Касса определяет репертуарную политику и зрительский интерес. Люди больше тянутся к легкому, веселому жанру. И я не вижу в этом ничего плохого. Ведь замечать улыбки на лицах наших зрителей - это прекрасно», - продолжает Надежда Антоновна.

Главное - не доводить до конфликта

Артистка с теплотой вспоминает свою самую первую роль в театре. Многие актеры уехали на гастроли, а для незадействованных Владимиром Шустовым было решено поставить ко дню Победы спектакль «Василий Теркин». Надежде Антоновне досталась роль корреспондента. Несмотря на то, что пришлось заучивать большой объем текста в стихотворной форме, моей собеседнице эта роль очень понравилась. Спектакль много раз трансформировался, но роль всегда приносила радость и надолго запомнилась Надежде Антоновне.

На вопрос о любимой роли заслуженная артистка РК теряется ответить однозначно. Ведь в каждую роль Надежда Косыгина вкладывает всю свою душу, желания и умения. Самые запоминающиеся работы - в спектаклях «На всякого мудреца довольно простоты» (А. Островский), «Восемь любящих женщин» (Р. Тома), «Сирена и Виктория» (А. Галин).

В последней из перечисленных постановке Надежда Антоновна сыграла одну из главных ролей - доктора наук Викторию. В 90-ые годы преподаватели вузов были вынуждены ходить по домам и давать частные уроки «новым русским». Так случилось и с Викторией, которая приходила к Сирене и учила ее английскому. Зал всегда принимал этот спектакль с большим восторгом, потому что постановка была одновременно смешной, грустной и очень правдивой. Режиссером спектакля выступил заслуженный артист Казахской ССР, Почетный гражданин г. Петропавловска Виктор Шалаев.

«У меня были свои предложения по видению этой роли. В чем-то я была не согласна с Виктором Григорьевичем. Но приходилось играть так, как говорил режиссер, потому что он видел картину в целом, а я - только свой образ», - комментирует моя собеседница.

Все видят лишь результат

Уснуть в ночь после премьеры, да и просто рядового спектакля Надежде Антоновне не удается. После каждой постановки актриса обдумывает, что можно улучшить в своей игре - перебирает в памяти моменты, которые можно сыграть иначе, обсуждает их с партнерами по сцене. К слову, Надежда Антоновна считает, что найти общий язык с коллегами нужно не только на сцене, но и вне ее: «Да, бывают споры, особенно на репетициях, и каждый видит свою роль по-свое-му. Без этого не может состояться творческий процесс. Но не нужно доводить споры до конфликта. Когда так происходит, очень трудно работать вместе над спектаклем, - считает актриса. - У меня такого не случалось. Но я видела, как ссоры на репетициях влияют на качество работы на сцене. Актер вроде бы скрыл свое негативное отношение, но внимательным зрителям видно - что-то не так: он слишком зажат».

Близкие и друзья гордятся Надеждой Антоновной, постоянно посещают спектакли и концерты с участием актрисы. Но людям со стороны заметен лишь отличный результат. Никто не знает, сколько труда вложено в каждую роль. Нелегко заучивать наизусть 30, а то и 40 страниц текста и каждый раз вживаться в роль, выходить на сцену и начинать декламировать, как с чистого листа. К тому же, нужно согласовать видение костюма и прически с художником. К примеру, в сказке «Щелкунчик» Надежда Антоновна играла королеву в парике высотой 50 см!

«Как его крепить? Я просила сделать сам парик как можно легче, а крепление - как можно жестче. Потому что во время спектакля я бегала по сцене, наклонялась, чтобы схватить орех. И все это в длинном платье и высоченном парике! Я боялась, чтобы он не свалился - так волновалась за эту сцену! Все это мы продумывали, обсуждали», - делится эмоциями моя собеседница.

Мы не можем без вас, зрители!

Еще несколько месяцев назад никто и представить себе не мог, что театр будет работать онлайн. Сначала растерялись и сами артисты - как можно репетировать без взаимодействия с партнерами? Но затем новый формат стал интересным и увлекательным как для погодинцев, так и для театралов. Особенно проект «Чтение русской литературы», который вызвал большой отклик зрителей. Также героиню публикации вдохновила подготовка к концерту, посвященному 75-летию великой Победы. Кстати, все песни военных лет актриса записывала дома перед камерой на своем телефоне. Чтобы быть в фокусе камеры, приходилось вставать на колени... А к дню столицы Надежда Антоновна подготовила сольный концерт «Песни о любви».

«Петь на пустой зал тяжело: не было той отдачи, которой обычно ждешь от публики. Но я понимала, что через несколько дней концерт будет смотреть большое количество людей, - объяснила Надежда Антоновна. - Наверное, я выражу общее мнение всех артистов: мы не можем без вас, зрители. Мы очень скучаем! Нам плохо без вас. Ваши глаза, улыбки, аплодисменты нам просто необходимы! Когда происходит этот энергетический обмен, обе стороны получают колоссальное удовольствие. Мой концерт назван «Песни о любви» неслучайно. Любовь - это мощная духовная сила. Когда человек любит, он творит добро. Любовь окрыляет, создает. И мы обращаемся к зрителям с любовью. Мы все делаем для вас!»

Не падать духом и не ныть!

Многие сравнивают сегодняшнюю ситуацию, связанную с пандемией, с тем, что всей стране пришлось пережить в 90-ых. Но Надежда Антоновна считает эту аналогию бессмысленной. Заслуженная артистка РК до сих пор вспоминает, как в те сложные времена актеры сами скидывались на бензин, чтобы приехать в рай-он и выступить для его жителей с концертом.

«Мы выходили в холодный, неотапливаемый зал, где зрители сидели в верхней одежде и смотрели на нас злыми глазами. Они нас ненавидели. Ведь мы были нарядными и весёлыми - казалось, что у нас всё по-другому, - делится воспоминаниями Надежда Антоновна. - Иногда я останавливала музыку и объясняла зрителям, что артисты точно также не получают по 5 месяцев зарплату, что у нас в городе нет света и газа. Но мы нашли возможность и приехали, чтобы поддержать людей, поднять их моральный дух, отвлечь от страшных мыслей. И в конце концерта мы получали улыбки и аплодисменты зрителей. Песня помогала трудиться и жить дальше».

Сегодня казахстанцам тоже непросто: многие временно остались без работы или вынуждены вести свою деятельность дистанционно. Героиня публикации считает, что главное в период пандемии - не падать духом, беречь себя и своих близких, соблюдать карантин и искать, как себя реализовать по-другому: «Один займётся ремонтом, другой - будет вкусно готовить для своей семьи, третий - читать книги или петь перед камерой. Только не сидеть сложа руки и не ныть!» - заключает Надежда Антоновна.

По счастливой случайности, моя собеседница родилась в один день с нашим Елбасы Нурсултаном Назарбаевым. Надежда Антоновна знакома с Первым Президентом лично - не раз выступала перед ним на сцене, а однажды даже спела в дуэте! Жители нашего города тоже очень любят творчество Надежды Косыгиной - узнают и здороваются на улицах, в магазинах.

«Никогда не забуду, когда мне присвоили звание заслуженной артистки, а я еще не знала об этом. Я вышла из филармонии и встретила супружескую пару, которая поздравила меня. А я даже не знала, с чем! Тогда эти люди рассказали мне о звании. Раньше такую информацию публиковали в газете, а я еще не успела прочитать. Было очень приятно, что меня узнали и поздравили», - добавляет Надежда Антоновна.

Впрочем, это далеко не единственное звание Надежды Косыгиной. Артистка награждена правительственным орденом «Құрмет» и является Почетным гражданином г. Петропавловска. Конечно, все эти награды и звания Надежда Антоновна получила неслучайно. Они достигнуты талантом, любовью к своей непростой профессии, жителям нашего города и большим трудом. И пусть сегодня мы смотрим концерты и постановки театра дома, желание творить, нести прекрасное и дарить свою любовь передается даже в формате онлайн!

Татьяна ДЕЛЛЬ

Опубликовано в №31 (862) «Проспекта СК» от 31 июля 2020 года