Бусинка к бусинке, или Вышивка с душой

Хрупкость и сила, изящество изгибов, слова, нарисованные символами - всё это об орнаментах. Любовь к ним зародилась у героини нашей публикации в прошлом году, но с рукоделием связана вся ее жизнь с раннего детства. Самым любимым видом стала вышивка, которая полностью захватила мастерицу. Работы Ларисы ШАЛАК поражают своей красотой и множеством мелких деталей. Рукодельница поделилась подробностями творческого процесса с нашим корреспондентом.

 

Жертвы детского таланта

«Стихийное бедствие» - так называли Ларису в детстве. Такое прозвище закрепилось за моей собеседницей не зря: как только в руки девочке случайно попадались ножницы, ее уже было не остановить!

«Мама не знала, что со мной делать! Я испортила огромное количество вещей: отпарывала воротнички, отрезала манжеты… Не говоря уже о том, что отдавали мне по своей воле, - эти ткани я изрезала слишком быстро! - вспоминает с улыбкой Лариса. - С пяти лет у меня появилось сильное желание шить. Я мастерила платья для кукол и даже пыталась сшить что-то для себя. Помню, обижалась на маму, что мне не разрешали носить такую одежду. Сейчас я, конечно, понимаю, что это действительно нельзя было надевать!».

Удивительно, но повышенный интерес Ларисы к швейному делу - ее индивидуальная особенность. Бабушка и мама, хоть и умели вышивать крестиком, но делали это, отдавая дань традициям. Каждая женщина должна была вышить себе приданое, поэтому и умели вышивать… А у нашей героини с ранних лет зародилось настоящее помешательство на тканях и бисере!

Еще одно воспоминание со времен школы: без всяких сомнений Лариса уничтожила мамино платье, которое украшала вышивка с бисером. А потом добралась до шкафчика с бабушкиным монисто… Многие вещи стали жертвой зарождавшегося таланта, и, как бы их ни прятали от юного дарования, Лариса все равно находила - так велика была жажда творчества!

«Вышивать начала в школе на уроках труда. Использовали нитки мулине, позже я переделывала эти вышивки… В старших классах начала шить себе одежду - интересные топики, которые тогда нельзя было купить в магазинах. Тогда же начала вышивать на одежде, ко мне даже обращались одноклассницы. Использовала, в основном, нитки и бисер, камни пошли в ход гораздо позже», - рассказывает Лариса.

Крючок не для вязания

После окончания университета моя собеседница прошла курсы в учебно-производственном центре первоначальной профессионализации «Мастер-Центр», получила профессию швеи с соответствующей категорией. Выкройки сначала срисовывала с готовой одежды, переделывала те, что находила, подгоняя под нужные размеры, а потом научилась строить сама.

Лариса не разменивалась на брюки - ее всегда привлекали довольно сложные нарядные платья. Первое время шила для подруг, затем работала в нескольких ателье, сотрудничала со свадебным салоном - расшивала платья, создавала украшения. Именно в этот период Лариса всерьез начала увлекаться орнаментами - читала по электронным книгам о видах и значении каждого из них.

«Когда я начала изучать орнаменты, поняла, что их нельзя использовать бездумно. Прежде чем нанести какой-либо орнамент на одежду, нужно узнать, подходит ли он. У каждого узора есть свое назначение и объяснение, важно научиться разбираться и понимать, насколько верно ты их располагаешь», - поясняет Лариса.

Также мастерица стала больше времени уделять изучению разных техник и приемов вышивки, которая остается в приоритете и по сей день. Наряду с иглой, Лариса заинтересовалась вышивкой люневильским крючком. Этот специальный инструмент совсем не связан с привычным для нас вязанием. С помощью крючка с таким красивым названием наносят на ткань утонченную, как еще принято говорить, кутюрную, вышивку. Люневильский крючок состоит из двух частей: иглы и ручки с винтом, которая фиксирует иглу. Иглы можно менять, в зависимости от плотности ткани, они значительно острее, чем в вязальном крючке.

Если говорить о материалах, то Лариса использует всё, что попадется под руку. Бусины, бисер, разные виды ниток: мулине и специальные лощеные, пайетки, канитель, бич, кристаллы и даже гайки и металлические колечки - пригодиться может всё, что угодно. Подбор материалов - особый подготовительный период, который может занимать достаточно много времени. «Опять над златом чахнешь?» - шутит муж Ларисы, когда мастерица достает и рассматривает все свои шкатулочки и коробочки. Так было и при подготовке работы к конкурсу, японской сумочки «Хаппар».

«Взгляд сразу упал на геометрические узоры, и я начала думать, как их гармонично расположить на сумочке. В приоритете было две формы - круглая и семиугольная. Выбрать одну никак не получалось. Я даже монетку подкидывала и с замиранием сердца следила, как она упадет. Она упала на ребро! Значит, будут обе формы, - решила я. А дальше началось черчение. Карандаш, циркуль и калька стали моими лучшими друзьями», - продолжает Лариса.

После изучения японской символики наступил долгий период подбора материалов: детали сначала не сочетались по цвету. Казалось бы, одна и та же гамма, но, если приложить друг к другу, оттенки отличались. Зато после тщательного поиска на саму работу у рукодельницы ушло всего четыре дня. Когда Лариса села за вышивку, она уже точно знала, что и где будет располагаться - все было продумано заранее.

Вышивка как медитация

«Вышивка может быть многоликой, а если в ее основе лежит история целого народа, то у нее появляется душа. Сам процесс вышивки сродни медитации: бусинка за бусинкой я создаю новое визуальное пространство. Соединяю разные материалы как пазл, и в моей голове каждый раз рождается 3D-модель, - делится мнением Лариса. - Эта работа очень мелкая и кропотливая, порой приходится всё распарывать и переделывать заново. Несмотря на это, я испытываю исключительное наслаждение, которое сложно описать словами. Огромное удовлетворение видеть, как воплощается задуманное. Как цепочка, ложится звено к звену, нитка занимает свое место, канитель витками укладывается в узор. Каждый кристалл, бусинка и бисеринка вплетаются в орнамент, дополняя и украшая его. Хотя иногда я до последнего не знаю, что получится в результате. Особенно если в какой-то момент решаю не следовать своему плану, а всё изменить».

Есть у Ларисы особенно любимые вещи и изделия. Это необычайной красоты платье невесты, вышитое орнаментом, и первенец среди конкурсных работ - брошь «Морской дьявол». Вторая работа дорога тем, что именно с помощью этой броши Лариса впервые заявила о себе на летнем конкурсе «Птички» от магазина товаров для рукоделия Green Bird. Новый конкурс для рукодельниц «Белдік» посвящен элементу казахского национального костюма - поясу. В нем Лариса Шалак тоже принимает участие, но уже в качестве организатора.

Моя собеседница не останавливается на достигнутом и всё время старается научиться чему-то новому. Благо, сейчас можно совершенствовать свои навыки и на онлайн-курсах в Интернете, и на живых мастер-классах. Так, в столицу нашей республики приезжала известная вышивальщица Инга Марита, и Лариса была рада познакомиться и поучиться у нее.

Хотите - делайте!

Брошки, подвески, сережки - все эти украшения тоже может смастерить рукодельница. Идеи Лариса черпает отовсюду: увиденный красивый цветок, веточка, бабочка могут привлечь ее внимание интересным сочетанием цветов и стать основой для нового аксессуара. Кроме того, героиня публикации любит разглядывать исторические фотографии, особенно архитектурные, работы ювелиров и других мастеров. Подтолкнуть к новой работе может и прочитанная книга, которая произвела сильное впечатление.

«Самое главное качество, которым должен обладать мастер, - это желание вышивать. Если есть желание, то мелкая работа не будет раздражать, потому что захочется посмотреть на картину в целом. Да, важны и усидчивость, и терпение, но желание перекрывает всё, - считает Лариса. - Поэтому новичкам я бы дала всего один совет: хотите - делайте! Не пасуйте перед трудностями! Не надо убеждать себя, что это слишком сложно и у вас ничего не получится. Чем больше будете пробовать, тем лучше отточите навык, а опыт приходит только с практикой».

Лариса создает свои шедевры дома. Вместе с супругом моя собеседница воспитывает двоих сыновей, которые хоть и знают, что такое бисер и швензы (основа сережек), но особого интереса к вышивке не проявляют. Не мужское это дело - так, видимо, рассуждают сыновья мастерицы. Лариса и не заставляет. Зато сама каждый раз испытывает непередаваемые ощущения, когда видит, как кружится невеста в эксклюзивном, расшитом орнаментами платье. Приносить радость другим через свои изделия, передавать свое настроение - вот главная задача вышивальщицы, и это у Ларисы отлично получается.

Татьяна ДЕЛЛЬ