ВСПОМНИЛИ О ВЕЧНОМ СТРАЖЕ КИСТИ И ХОЛСТА

Когда уходят из жизни талантливые художники, их картины начинают говорить с нами вместо авторов лучше всяких слов… Выдающийся живописец, творческий, разносторонний человек, писатель и журналист, настоящий патриот, заботливый отец и супруг - так вспоминают близкие и коллеги Василия Петровича МАНЗЮ. В областной библиотеке имени С. Муканова состоялся вечер памяти, наполненный рассказами о нашем замечательном земляке и его творческих работах, предоставленными супругой Лидией Федоровной.

 

Путь длиною в жизнь

20 октября признанному североказахстанскому художнику, писателю и великолепному мастеру кисти Василию Манзе исполнилось бы 85 лет. Встречу неслучайно назвали «Золотая осень художника» - это одно из любимых времен года Василия Петровича. В его галерее насчитывается более пятидесяти осенних пейзажей. Некоторые из них гости мероприятия смогли увидеть на выставке.

Василий Манзя родился в деревне Полтавка Булаевского района (ныне район Магжана Жумабаева), воспитывался в многодетной семье выходцев, тружеников-селян с Украины. Свое творчество маленький Вася начал с разрисовывания углем стен только что выбеленной хаты. Однажды глава семейства принес сыну пачку цветных карандашей и тетрадь, которые были израсходованы в тот же вечер. С тех пор Василия постоянно баловали новыми карандашами и тетрадями. Затем наступила война, принесшая с собой голод , тяжелую работу в колхозе и забравшая отца. Несмотря на все тяготы жизни, семилетний мальчишка не бросил любимое дело. Василий радовал своих сестер и братьев вырезанными из дощечек куколками, машинками и зверушками. Азы художественной грамоты юный Манзя получил у эвакуированного из Белоруссии преподавателя Минского университета. После седьмого класса Василий поступил в Петропавловское педагогическое училище. Затем была учеба в Московском университете искусств, где он получал знания у именитых профессоров. Но ко многому одаренный юноша пришел самостоятельно.

Свою педагогическую деятельность художник начал в селе Успенка Булаевского района, где преподавал изобразительное искусство и занимал должность завуча. Именно он сумел пробудить любовь к Родине в сердцах школьников и сделал это через творчество. В скором времени работы сельских ребят стали экспонироваться в Японии, Индии, Румынии, а их линогравюры и рисунки печатались в центральных газетах и журналах. Среди учеников мастера - знаменитый на весь мир художник-микроминиатюрист Анатолий Коненко, который является членом Союза художников России, профессором Российской Академии естественных наук, директором издательства «Сибирский левша».

«Василий Петрович достоин того, чтобы о нем помнили и говорили. Вся его жизнь была связана с творческой и педагогической деятельностью. Знакомство с ним стало великим событием в самом начале моего становления как педагога. Именно Василий Петрович учил меня рассматривать и понимать работы учеников. Благодаря ему, у всех педагогов, с которыми он работал, были свои мастерские. Мы могли не только преподавать, но и заниматься творчеством, демонстрировать свои произведения ученикам, - вспоминает Анатолий Тюрин, художник, преподаватель высшей категории, заведующий отделением живописи Колледжа искусств, член Союза художников РК. - У Василия Петровича всегда был идеальный внешний вид: элегантный костюм и наброшенный сверху белый халат без единой капли краски».

Прививал детям любовь к Родине

Василий Петрович стоял у истоков детского художественного творчества в Петропавловске. После успенских ребят воспитанниками талантливого педагога стали учащиеся изостудии городского Дома пионеров. Позже изостудия переросла в детскую художественную школу (вторую после Караганды в Казахстане), где он много лет трудился завучем. Многие студийцы и выпускники художественной школы стали известными художниками: Андрей Хасанов, Валерий Крестников, Марат Кожахметов, Владимир Гачинский, Татьяна Астафьева, скульптор и резчик Александр Вчерашний, Валерий Шипарев (живет в Париже), Сергей Жульдиков (живет в Тюмени).

Был период в жизни художника, когда он оставил педагогическую деятельность и работал в качестве корреспондента областной газеты «Ленинское знамя». Затем Василия Петровича пригласили вести занятия в старейшем в Казахстане Петропавловском педагогическом училище (ныне Петропавловский гуманитарный колледж им. М. Жумабаева). Здесь он проработал до конца своих дней. Более сорока пяти лет он передавал свои знания и навыки подрастающему поколению, делился с учениками теплотой своей души, прививал художественный вкус и любовь к родной природе. Его педагогическая деятельность оценена званием «Отличник просвещения Казахстана», орденом Трудового Красного знамени и медалью «За доблестный труд».

Свыше сорока гравюр и рисунков Василия Манзи украшают музей Сергея Есенина в селе Константиново, наряду с работами известных художников России. В доме-музее Ивана Шухова тоже есть картины живописца. Еще одной из творческих граней Манзи стало создание изоновелл, которые сочетают в себе изобразительное искусство и литературу. Василий Манзя является автором более трехсот изоновелл и повести «Солнце в корзине», его иллюстрации можно найти в книгах местных авторов. Более ста сорока работ разошлись по частным коллекциям в Германии. Знают нашего выдающегося земляка и в США, Новой Зеландии, Монголии. Василий Петрович признан лауреатом Международной ассоциации «Искусство народов мира» и награжден дипломом «За вклад в развитие национальных культур».

Творчество было главным в жизни

Почтить память супруга пришла семидесятисемилетняя Лидия Федоровна, хранящая о нем воспоминания как об отличном семьянине. В браке супруги воспитали двух сыновей - Владимира и Андрея. Отец с самого детства учил их рисованию: у Вовы была предрасположенность к живописи, а младший Андрей изображал на маленьких листах архитектурные формы и планы улиц. После переезда из Успенки в Петропавловск мальчики забросили рисование. «Творчество для Василия было самым главным в жизни. Он так не любил отрываться от работы, когда я его звала к столу или на прогулку. Это верный страж кисти и холста. Несколько раз Василий Петрович ездил в Москву в Третьяковскую галерею. Природа и деревня занимали особое место в его творчестве», - делится воспоминаниями Лидия Федоровна.

Василий Петрович всегда говорил супруге, что любого человека можно научить рисовать. И необязательно для этого быть великим художником. Главное - творить для себя, для души… Много раз Василий Петрович пытался привлечь жену к искусству, но Лидия Федоровна, считала, что живопись не для нее. Хватало того, что она восхищалась работами своего талантливого мужа. Последние пять лет своей жизни Василий Манзя болел и практически не рисовал. Но за всю жизнь художник создал немало произведений искусства, которыми теперь любуются его дети, внуки и правнуки.

Татьяна ДЕЛЛЬ