МЕЖДУ ДЕТСТВОМ И ВЗРОСЛОСТЬЮ

Легко ли быть подростком? Отнюдь! Даже если рядом любящие и понимающие родители и у тинэйджера есть свой привычный круг общения, внутри изо всех сил бушуют противоречивые чувства и шалят гормоны. Именно они часто берут верх над мыслями подрастающего поколения в возрасте 12-16 лет. А если всё не так уж спокойно в семье, да еще и переезд, и новая школа? Как тут не устроить настоящий подростковый бунт? Именно такую непростую историю одного взросления рассказали со сцены актеры русского драматического театра им. Н. Погодина, открывая свой 133-й сезон. Зрителям представили премьеру спектакля «Чудаки и зануды» по повести шведского писателя Ульфа Старка. Свое видение этого произведения отразил в постановке московский режиссер Иван Пачин.

 

Прыжок через пропасть

Отрывок из работы приглашенного режиссера североказахстанский зритель оценил еще год назад. В августе 2018 года Союз театральных деятелей Российской Федерации совместно с погодинцами запустил в Петропавловске проект режиссерской лаборатории. Три молодых российских режиссера готовили на базе драмтеатра отрывки из произведений, объединенных общей темой «Драматургия 12+». Премьера спектакля Галины Зальцман «Ромео и Джульетта» уже состоялась в прошлом театральном сезоне. Взгляд на вековую трагедию влюбленных через призму сегодняшнего дня покорил сердца театралов. В 133-ем сезоне пришел черед Ивана Пачина, который завершил работу над полноценной постановкой «Чудаки и зануды». Мелодрама для всей семьи - так обозначили жанр спектакля.

«Взросление у всех происходит по-разному. Наше желание - чтобы подростки увидели или даже ощутили, что мы, старшие, знаем об их проблемах. Мы сами это проходили. Взросление сродни прыжку через пропасть. В юности, в молодости можно совершить много ошибок, но главное - признать их. А после - все должно сложиться», - отмечает режиссер постановки Иван Пачин.

К слову, психолог Эрик Эриксон, много лет изучавший этапы детства и юности, сравнивает подростка с акробатом на трапеции, который должен одним мощным движением отпустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Неудивительно, что в это время вся семья живет как на вулкане!

История  от первого лица

Для лучшего раскрытия темы режиссер использует множество неординарных приемов. С самого начала действия зрителей несколько удивляет присутствие на сцене микрофона. Казалось бы, опытные артисты давно приучены говорить так громко, чтобы их реплики были слышны и с последних рядов театра. Но дело здесь вовсе не в желании добавить голосу недостающих децибелов - так главная героиня постановки Симона (Евгения Гончаренко/Валентина Гронская) делится с нами своими мыслями, овладевая вниманием публики. Зрителям предлагается посмотреть на происходящее глазами взрослеющей не в самых простых условиях 14-летней девочки.

Лейтмотив всего переходного отрезка жизни Симоны, как и любого другого подростка, - отрицание и противоречие. «Не нужно мне ничего дарить!» - говорит девочка вслух, подразумевая: «Конечно, я жду от тебя подарка!» Ко всему прочему, Симоне досталась не такая уж заботливая мать (Марина Черняк/Екатерина Олькова). В своих творческих хлопотах мама периодически забывает о чем-то важном, например, о дне рождения своей дочери. Да и отмечает его не самым желанным для Симоны образом - в компании своих чудаковатых друзей. Последней каплей для девочки становится забытая при переезде собака.

Мама, стань нормальной!

Еще одна подростковая черта - во всем винить взрослых, всецело складывая на них ответственность за случившееся. В предыдущей сцене мы наблюдаем, как Симона весело гуляет со своим любимым псом Килроем, о котором героиня вспоминает лишь на утро после переезда. Мама тоже забыла про собаку и, конечно, осталась виноватой…

«Почему ты не можешь быть нормальной мамой?» - вопрошает Симона, забравшись с головой в вещевую коробку. Не в эту ли самую бездонную коробку своих мыслей предпочитают залезть подростки, когда их не слышат, не понимают, забывают о том, что для них действительно важно? Очень легко потерять ниточку близости со своим ребенком именно в этом сложном возрасте. Родителям может показаться, что их дочь или сын уже достаточно взрослые и самостоятельные, но, по сути, подростки еще так нуждаются в материнской любви и ласке, отцовской поддержке и принятии. Именно в четырнадцать тинэйджерам так хочется, чтобы взрослые положили руку на плечо и сказали: «Тебе так непросто, но мы понимаем, ты можешь на нас опереться»…

Опираться на забывчивую маму и ее нового кавалера Ингве (Евгения Патешкина) Симоне совсем не хотелось. Более того, она во всех своих бедах винила именно «этого придурка» в странной шапочке с помпончиком. По-настоящему поговорить главной героине удавалось лишь с дедом, которого мастерски сыграл Анатолий Наргеленас. Именно с дедушкой связаны самые теплые воспоминания детства. Перебирая бусинки прошедших событий, Симона и сама вновь становится милой девочкой, забывая о том, что только что выпускала иголки, как маленький колючий ёжик.

Навсегда юность…

Еще одно испытание - новая школа и одноклассники, которые принимают Симону с легкой руки учительницы (Валентины Сакеновой/Марины Залевской) за …мальчика Симона. Тут-то и начинается самое интересное! Как раскручивается клубок сюжетной нити постановки, советуем посмотреть нашим читателям лично. Отметим, что смелые режиссерские решения продолжают удивлять зрителя и придают происходящему на сцене игровой характер. Оригинально обыгран лохматый друг девочки - пёс Килрой: мы не видим настоящей собаки - есть просто черный полушубок, оживлённый актером (Романом Лахтиным/Василием Чувайловым). Невозможно не улыбнуться, наблюдая за массовыми сценами спектакля: каждый второстепенный персонаж так проникается своей маленькой, почти незаметной ролью, что вкладывает еще один смысл в общую картинку. Чего только стоит милейшая семейная парочка в ожидании малыша в соседней машине! Как натурально будущая мама охает, придерживая огромный живот, а потом новоиспеченный папа не знает, с какой стороны взять этот маленький сверток!

Особенную атмосферу передает зарисовка недели школьной жизни - однообразные события сменяют друг друга по кругу. Уроки, общение подростков: всё как в реальности - есть в классе свои красавицы с каталогами косметики, «ботаники» и хулиганы. Ежедневная рутина сочетается с неописуемым хаосом, когда кажется, что море по колено, и завтра никогда не наступит. Но оно наступает, едва ли отличающееся от сегодня. Первые влюбленности и признания, завязывание дружеских отношений - всё это происходит в переходный период между детством и взрослостью.

Еще один яркий эпизод - попытка Ингве достучаться до Симоны. Иногда разговоры с подростками выглядят именно как бег: взрослый что-то говорит, а ребенок убегает, не хочет слышать (или лишь делает вид, что не хочет). Молодым людям так хочется побыстрее взять в руки вожжи правления над своей жизнью, что они часто перегибают палку. Но по-другому ее и не выпрямить - не отделиться от родителей, какими бы любящими они ни были. Это и есть задача кризисного возраста - порвать путы, научиться жить своим умом, брать на себя ответственность за свои поступки…

Участие родителей в жизни детей   

На кого же все-таки нацелена эта пьеса: на взрослых или детей старше 12 лет? Режиссер постановки отмечает, что старается избегать ориентации на конкретный возраст зрителя: «В возрастном цензе «12+» очень важно, чтобы подростки смотрели спектакли вместе со своими родителями, а затем могли вместе обсудить поднятые проблемы. На мой взгляд, ужасно, когда мамы оставляют детей в зрительном зале, а сами уходят по каким-то делам. Это глупость, так не должно быть! - восклицает Иван Пачин. - Неизвестно, что вынесет для себя сын или дочка, и какой диалог потом возникнет между родителем и ребенком. А ведь самое главное, чтобы этот диалог состоялся, потому что спектакль всегда ведется в нескольких пластах: взрослом, который дети могут только слегка ощущать, дотягиваться на цыпочках, и детском, более простом и понятном, и именно через обсуждение можно достигнуть общей точки восприятия».

К слову, сразу после премьеры можно было пообщаться с актерами тет-а-тет: высказать своё мнение о постановке и задать любые вопросы. Таким образом, театр подает руку своему зрителю, стирает барьеры, становится всё ближе, прислушиваясь к комплиментам и замечаниям. К примеру, Екатерина Олькова, сыгравшая роль мамы, услышала такие слова в свой адрес: «Мама, вы были так отвратительны и так великолепно это сыграли!»

«Режиссерские приемы - это, конечно, очень здорово, но самое главное, что мы хотели передать - важность участия родителей в жизни своих детей. И когда наступает такое сложное время взросления, это участие должно усилиться вдвое. Лишний раз позвонить или пообщаться пять минут за столом. Или не пообщаться и потерять связь с ребенком», - отмечает актер Евгений Патешкин.

Кстати, психолог Людмила Петрановская в своей книге «Точка опоры» советует родителям следить за тем, как они разговаривают с подростком: не обрушивать на его голову тонны критики, не опускаться до оскорблений. Доброжелательность, спокойствие, незлой юмор помогут сохранить контакт и атмосферу в доме. Это и хотели донести погодинские актеры, и у них отлично получилось.

Внимательные зрители смогли отыскать даже некую закономерность в имени главной героини (Симона - Симон) и исполнительниц этой роли (Евгения - Евгений, Валентина - Валентин). Евгения Гончаренко призналась, что присматривалась к этой роли еще со времен режиссерской лаборатории. Посмотрев отрывок постановки Ивана Пачина, актриса сразу же прочла повесть, но спектакль произвел на нее гораздо большее впечатление, чем текст в оригинале от Ульфа Старка: «Я никогда не руководствуюсь в своих желаниях сыграть роль чем-то созвучным из своей жизни. Но меня действительно потряс этот отрывок, и я не могла понять, как режиссер смог создать из достаточно скупого, рубленого текста повести такой спектакль. Я должна была играть совсем иную роль, но мы поменялись с другой актрисой. Поразила та свобода, которую нам дал Иван: даже одни и те же монологи Симоны мы с Валентиной читаем по-разному, каждая - свой», - замечает Евгения Гончаренко.

Приезд режиссера, не знакомого лично с актерами, всегда волнующий и интересный для артистов. Это возможность примерить на себя совершенно другие образы, посмотреть на себя новым взглядом: «Очень интересно было работать с Иваном. Это грамотный, начитанный человек, профессионал своего дела, не дающий личностных оценок. За три недели поставить такой шикарный материал для двух составов актеров - практически невозможно, но у него получилось», - добавляет актриса Марина Залевская.

Быть чудаком или занудой, блаженным или недотепой - выбор остается за нами. В постановке главенствовали творческие, заносчивые, смешные чудаки, живущие не по правилам, установленными занудами. Но актеры и зрители пришли к общему мнению: каждый из нас немного чудак и немного зануда, в разных ситуациях мы открываемся миру по-разному. А мир принимает нас такими, как есть, со всеми нашими чудаковатостями и занудствами…

В планах…

Если говорить о репертуаре театра в новом 133-ем сезоне, то уже в полную силу идут репетиции другой премьеры «Чрезвычайно семейное дело» Рея Куни. Режиссер - заслуженный артист КазССР, Почетный гражданин г. Петропавловска Виктор Григорьевич Шалаев. Новогодним подарком для юных зрителей станет знаменитая сказка «Волшебник Изумрудного города» по пьесе Анны Богачевой. Режиссером этой постановки выступит Тимур Каримжанов. В 2020 году ожидается приезд столичного режиссера Талгата Теменова для постановки спектакля «Абай» к 175-летию великого казахского поэта. Большое внимание планируется уделить теме юбилея Победы в Великой Отечественной войне. И по уже сложившейся традиции 27 марта в Международный день театра зрителей ждет полюбившаяся акция «Ночь в театре».

Татьяна ДЕЛЛЬ

Фото Анны ВОЛКОДАВ