ЧУВСТВА, ВЗЯТЫЕ В АРЕНДУ, или ПЛАТА ЗА ИЛЛЮЗИЮ ЛЮБВИ

Мы оплачиваем телефонные звонки, покупаем продукты в супермаркете, заполняем квитанции за коммунальные услуги - за всё приходится платить, и даже место в зрительном зале театра тоже имеет свою цену. Неподкупными остаются лишь искренние чувства: привязанность, дружба, любовь... Оспорить этот факт решается Александр - отчаявшийся главный герой трагикомедии, прогремевшей в минувшие выходные на погодинской сцене в постановке заслуженного артиста КазССР, Почетного гражданина города Петропавловска Виктора Шалаева. «Месье Амилькар - человек, который платит» - таково название пьесы известного французского драматурга Ива Жамиака. Амилькар - тот самый господин, который платит за возможность подсмотреть в замочную скважину обычной семьи и насладиться кусочком фальшивого счастья...

 

Занять свое место в… семье

Все мы, по сути, являемся режиссерами и главными персонажами своей собственной жизненной пьесы. Но вот быть при этом ещё и зрителем, умело контролируя реплики других действующих лиц, словно потягивая за ниточки податливых марионеток, дано далеко не каждому. Но месье Амилькар другого мнения на этот счёт: он считает, что купить можно всё - вопрос лишь в цене. Поэтому, наполненный дерзкой решимостью, он выбирает для своей «театральной» постановки трёх случайных персонажей. Помочь воплотить в жизнь уютное семейное гнездышко должны, по замыслу Александра, безработный художник, утратившая популярность актриса и юная жрица любви с улицы Транше. Сам факт присутствия последней персоны в сюжете подчеркивает иронию драматурга - ведь покупать изощренный творец своей судьбы захотел не плотские утехи (чем сегодня, увы, уже никого не удивишь), а настоящие чувства…

Старый верный дружище Леон (Ярослав Чумак/Евгений Патешкин), по профессии антиквар, а по семейному положению - вдовец, наделенный естественной веселостью, дочь Виржиния (Валентина Гронская/Елена Вахрина), она же будущий адвокат, и, наконец, возлюбленная мать с двадцатилетним семейным стажем, супруга Элеонора (Екатерина Олькова/Марина Черняк) - именно эти выдуманные личности должны воскресить утраченное счастье рогоносца Алек-сандра (Рината Исмаилова). С шести вечера и до девяти утра в доме Амилькара ежедневно разыгрывается спектакль, заранее оплаченный его единственным зрителем. Фальшивая жена, дочь и лучший друг, не имеющий возможности даже называться своим собственным именем, - всё крутится вокруг Александра, поначалу кажущегося эгоистичным тираном, но на самом деле, очень ранимого и так сильно нуждающегося в любви. В тех самых «чудодейственных тридцати шести градусах человеческой теплоты», за которые месье готов платить бешеные деньги...

Спектакль в квадрате

В первом действии «актеры» никак не могут вжиться в отведенные им роли, ведут себя неуклюже и излишне наигранно, что неимоверно раздражает их кукловода. «Комедия чувств», или «антипьеса для антипублики» - так сами действующие лица характеризуют происходящее на сцене. Интересно, что погодинским артистам приходится играть сразу две роли, разыгрывая спектакль в спектакле. Добавляют зрелищности символичные декорации: кинокамеры по бокам сцены будто напоминают зрителям о том, что здесь идут «съемки». Вращающиеся огромные глаза и манекены подтверждают, что Амилькар хочет максимально контролировать сюжет своего спектакля, «переодевая» актеров на свой лад.

Однако, «куклы» не всегда слушаются своего «Карабаса Барабаса»: в дело вмешиваются и неожиданные второстепенные герои - бойфренд Виржинии и страстный любитель мотоциклов Поло (Жуман Муканов/Константин Демидов), а также мать Элеоноры Мелия (Марина Залевская/Людмила Шалаева). И каково же удивление любящего отца, сулящего дочке карьерный рост в адвокатуре, когда ему заявляют, что Виржиния мечтает стать журналисткой...

Заигрались?!

Во втором действии разрозненные персонажи всё более начинают напоминать идеальную дружную семейку, всё глубже погружаясь в свои роли и практически сливаясь с ними. Вот уже начинает вспыхивать присущая влюбленным ревность и появляется симпатия, так напоминающая дружбу... Игра порой становится настолько правдоподобной, что, кажется, ещё немного, и этим четверым не придется больше прикидываться - можно просто жить. Но, как в истории о Золушке, с двенадцатым боем часов томное и так искренне звучащее «люблю» вновь сменяется холодным взором актрисы. Где же заканчивается роль по контракту и начинается подлинная жизнь - разгадать порой не в силах и сами герои. Под конец любящим домочадцам так опостылевает всякий раз натягивать маски, что они предпочитают перестать их снимать. Да и сам Александр, которого так убедительно сыграл режиссер-стажер постановки Ринат Исмаилов, из строгого костюма переодевается в домашний свитер и понемногу оттаивает… Вот только поверить до конца в свое счастье он так и не может, еще бы, ведь он знает, что это обман, и сам платит за него…

И разве может быть по-настоящему счастливой семья, построенная в атмосфере, перенасыщенной ложью? Враньём, необходимым, как кислород... Могут ли стать до конца искренними чувства, взятые в аренду? Двадцать лет супружеской жизни невозможно воссоздать за пару недель - отсутствует фундамент, на котором построен крепкий фамильный особняк любви. Те самые чувства, о которых говорит Александр: «Сегодня вечером ОН должен прийти... Что ж! Это не событие, Земля будет вращаться как обычно, и вы вместе с ней... Просто вы знаете, что сегодня вечером ОН должен прийти! Конец дня, так похожий на другие! Вот письма, они ждут ответа, налоговые квитанции - плати и плати… Позвонить слесарю, чтобы пришел починить кран в ванной... Какое платье надеть? Вот три его самых любимых. Все зависит от его настроения... Кажется, лифт! Да, это на нашем этаже.... Направо или налево? Три секунды, четыре... входная дверь! Это ОН!».

Послевкусие

Многослойная пьеса пестрит одновременно и множеством острых шуточек, и емкими репликами о любви и в целом отношении к жизни. Постановка заставляет задуматься каждого зрителя о чем-то своем. В частности, приостановить калейдоскоп бегущих с бешеной скоростью событий и ответить на вопрос: в полной ли мере мы ценим своих близких? Жену или мужа, детей, друзей. Не отодвигаем ли отношения в семье в дальний угол, решая другие, кажущиеся нам более важными, вопросы? А ведь кто-то готов пойти на преступление, чтобы оплатить хотя бы на небольшой срок иллюзию чувств: преданности, нежности, заботы… Считаем ли мы себя действительно счастливыми, находясь рядом со своей семьёй, за подделку которой отчаявшийся главный герой готов буквально на всё... Думается, что театралы, посетившие премьеру, смогли задать себе и многие другие вопросы, получив существенную пищу для ума. Не будем вдаваться в подробности и пересказывать весь сюжет трагикомедии, оставив интригу, чтобы неожиданная концовка постановки возымела эффект, заложенный драматургом и режиссером...

Приятным сюрпризом стало присутствие на премьере Чрезвычайного и Полномочного Посла Франции в Республике Казахстан Филиппа Мартинэ, посетившего наш областной центр с рабочим визитом. Важный гость преподнес цветы актрисам, сыгравшим в спектакле, а также режиссеру постановки - заслуженному артисту КазССР Виктору Шалаеву, который в благодарность прочел отрывок басни Лафонтена на французском языке и подарил Послу Франции книгу «Фантомные дали», содержащую автобиографическую повесть и пьесу о величайшем поэте Магжане Жумабаеве «Суд Магжана».

Татьяна ДЕЛЛЬ

Фото Анны ВОЛКОДАВ