БРАВО, МИРАНДОЛИНА, БРАВО!

В Международный день театра погодинцы подготовили для своих зрителей настоящий праздник. На сцене театра впервые была поставлена пьеса «отца классической итальянской комедии» Карло Гольдони «Трактирщица». Прекрасные костюмы, музыкальное оформление, великолепная игра актеров - это и многое другое есть в спектакле, поставленном художественным руководителем театра Тимуром Каримжановым.

Это произведение великого драматурга Гольдони считается театральным шлягером, который успешно выдержал испытание временем на многих мировых сценах. Представьте себе картину: интерьер в стиле итальянского барокко середины XVIII века (художник-постановщик Сангат Яруллин), герои в средневековых костюмах (художник по костюмам Светлана Таныгина), соответствующих той эпохе…

В комедии «Трактирщица» режиссер-постановщик Тимур Каримжанов акцентирует внимание на радостном состоянии души. Спектакль напоминает мюзикл, в котором песни и танцы гармонично дополняют великолепную драматургию. При этом характеры главных героев расширяются и уточняются, становятся более доступными для понимания.

По сюжету за сердце трактирщицы Мирандолины борются четверо мужчин. Актеры появляются на сцене прямо из зрительного зала. Музыкальное построение спектакля - безусловная заслуга Давида Литвинова. В выбранных композициях есть шарм и тонкость, комизм и напыщенность, отражающие глубинную суть спектакля и сюжетные хитросплетения.

А теперь переходим к главному: весь секрет успеха пьесы кроется в великолепном исполнении главной роли. Все дело в том, что Татьяна Фомиченко (Афанасьева), играя роль Мирандолины, виртуозно владеет своим голосом. Здесь важны не столько жесты или слова, сколько безупречно выдержанные интонации, оттенки речи, умение использовать полутона. Ведь одна и та же фраза, сказанная с разной интонацией, может иметь различный смысл.

Старинная итальянская комедия Гольдони возвращает зрителям женщину-героиню, которая опасна, обворожительна, дурашлива, предприимчива и очень даже «себе на уме». Она - женщина до мозга костей, со всеми прелестями неповторимой женской логики, с полным арсеналом кокетливых ужимок «из прабабушкиного сундучка»…

…Трактирщица Мирандолина не знает себе равных в тонком искусстве разжигания нежных страстей. Она кружит головы постояльцам, к каким бы сословиям те ни принадлежали, однако погоня за легкой добычей - не в ее вкусе. Мирандолину влечет задачка поинтереснее: соблазнить заядлого женоненавистника-холостяка кавалера Рипафратта (в исполнении Евгения Патешкина), увлечь его и увлечься самой (не всерьез, конечно, а так, совсем чуть-чуть). И все только затем, чтобы в финале торжественно объявить: да, мол, все мы, женщины, такие - «поматросим» и бросим.

В пьесе легко обыгрывается вечно актуальная женская тема. «Священные права» слабого пола (права, позволяющие, к примеру, заводить собственный бизнес, гулять, где вздумается, решать вопросы, касающиеся себя любимой) триста лет тому назад будоражили воображение людей точно так же, как и в начале XXI столетия. Если во времена Гольдони «женский вопрос» давал пищу для снисходительных шуточек, то сегодня, в век эмансипации, мы смотрим на «Трактирщицу» уже чуть-чуть иными глазами.

Если судить по реакции зрительного зала, труппе удалось развлечь публику на полную катушку. Чего стоили воздыхатели Мирандолины: состоятельный вельможа Альбафьорита (Алексей Никулин), уморительно манерный Форлипополи (Влад Сабиров)! Да и сам «герой романа» - это пылкий, как Везувий, кавалер Рипафратта «с манерами мужлана», у которого всегда под рукой мудреные нравоучительные трактаты. При первом же взгляде на него становится понятно: именно этого кавалера захочет прибрать к рукам умница Мирандолина.

Татьяна Фомиченко играла свою роль изобретательно и азартно. Ее героиня рассыпала колкости, кокетничала с поклонниками, изображала «своего парня» перед закоренелым холостяком (от ее нежностей тот лез на стенку уже в следующей сцене), демонстрировала неплохие вокальные данные… Так что в конце концов зритель убеждался: из-за такой чертовки действительно можно потерять голову!

Правда, обещанной «многогранности женского образа» все-таки увидеть не пришлось. Героиня, одновременно соединяющая в себе взбалмошность, преданность, «верность своей природе», мечтающая «иметь рядом близкого любящего человека», на сцене так и не появилась. От увертюры до финала в спектакле царила красотка-вамп, которая не осмелилась ответить на чувство проученного (и прирученного ею) кавалера, но расчетливо положила глаз на того, кем легко и удобно властвовать.

А в целом - было весело, смешно, зрительный зал аплодировал от души. Видно, зрители были рады тому, что режиссер, взявшись за классическую вещь, не перетрактовал сюжет с ног на голову, а построил пьесу именно так, как задумывал когда-то Гольдони. Причем выполнил свою работу со вкусом и с огоньком!

Спектакль прошел на одном дыхании, мы и опомниться не успели, а представление уже подошло к концу, и пора было расходиться. Жаль. Опустился занавес, стихли последние крики «браво»… И стало немного грустно. Выходя из театра, артисты, одетые в самую обычную современную одежду, рассаживаются по машинам. Волшебство этого вечера закончилось, крысы разбежались, а карета превратилась в тыкву…

Надеемся, что скоро погодинцы вновь удивят нас своими невероятными перевоплощениями, порадуют новыми необычными выступлениями.

Татьяна КРАВЧЕНКО