МОЙ ХОЛСТ - ВСЯ ЖИЗНЬ, ИЛИ ИСТОРИЯ ОДНОГО ХУДОЖНИКА

Садясь в очередной раз за авторский материал, я задумалась над вопросом: кого выбрать героем статьи? В нашем небольшом городе выдающихся личностей не так уж много, и имена большинства из них не раз мелькали в СМИ. Выбранный мною петропавловец - не исключение. Им стал широко известный в своих кругах художник-портретист Александр Шимов. Но внесу каплю интриги: я расскажу и о герое статьи, и о его героине.

Эти яркие и незабываемые картины будоражат воображение, возвращают зрителя в сказку, в былую реальность. Увидев единожды старинный ведический мир на полотнах этого художника, его уже невозможно забыть.... Ту красоту, которую дарит живописец, кажется, видишь впервые. Да, он художник-портретист. И зарабатывает на жизнь тем, что пишет портреты. Но душа порой требует иного. И тогда на холсте воплощаются образы изумительной красоты. Александр Шимов - мой давний знакомый, и с его творчеством я тоже знакома. А встретились мы благодаря его любимой женщине, его музе, и по совместительству моей тете - Светлане.

Из металлургов в художники

Яркий представитель художественного объединения Казахской ассоциации художников, автор первоклассных портретов и многочисленных иллюстраций к литературным трудам, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, художник, работавший в парках Москвы, Петербурга, во многих городах Европы. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Необычайно одаренный художник и пропагандист искусства, Александр Шимов в начале был обычным металлургом. На вопрос «Как же вы решили все изменить в жизни и стать художником?» Александр удивился и ответил, что он не стал художником - он им родился. На самом деле портретист -  яркий пример творческой личности. Сам же он отнекивается от этой фразы и применяет к себе скорее «ремесленник», хотя никто из близких с этим не соглашается. Особенно любимая женщина художника Светлана. Она говорит, что творчество - это стезя, в которой Саша находит успокоение и гармонию, несмотря на погоду, жизненные смуты и суету. Лишь перед мольбертом он - это он. Такой серьезный, с суровым взглядом и мягким сердцем.

 Родился Александр Николаевич в 1964 году в семье металлурга на Северном Урале. После окончания школы, стараясь показать себя примерным сыном, пошел по стопам отца и окончил металлургический колледж. Этого ему стало мало, и он получил диплом о высшем образовании по совсем не интересной ему специальности экономиста. Причина выбора этой специальности сейчас для Александра кажется крайне смешной. А тогда хотелось большого количества знакомства с девушками и много денег, чего и сулила, как думал студент, эта профессия. Ожидания, мягко сказать, не оправдались. Пришлось трудиться Александру на заводе в Североуральске, изо дня в день прилежно выполняя свои обязанности.

Университет познакомил Александра со многими интересными людьми из разных городов. После наступления долгожданного отпуска молодой человек не захотел проводить его в родном городе и поехал в гости к другу в Алматы. Он в красках помнит свой приезд в южную столицу Казахстана: «Хорошо помню, как с другом решили пройтись по базарам и рынкам, и так, проходя очередную барахолку, я увидел удивительной красоты барана, да-да, именно барана, а за ним пряталась овечка, такая же, только немного поменьше. В глазах ее я увидел, что она верит в своего самца и за его спиной ничего не боится. Я понял, что у меня случилась любовь (улыбается). Нет, не к животному. А к Казахстану. И я остался в Алматы», - вспоминает свой переезд в Казахстан мой собеседник. Недолго думая, делясь впечатлениями с товарищем, Саша решил, что он должен глубоко изучить историю и культуру казахов. И в этот же день поступил в художественную школу в Алматы. Парень решил стать чеканщиком. Но металлургия не была забыта надолго. После трех лет обучения в школе искусств он вынужден был оставить мечту и пойти работать на завод - теперь уже в Алматы, чтобы содержать молодую семью.  Имея приличный по тем временам заработок, Александр Николаевич все же не забывал о своей тяге к искусству. И выходил рисовать в парк по выходным. Он знал, что написать портрет для него не составляло никакого труда. К его удивлению, людям нравились его работы, заказов становилось все больше. В один прекрасный день он понял, что за выходные получает почти свой месячный оклад на заводе, и вскоре пришла мысль порвать с нелюбимым делом. Теперь Саша полностью посвятил себя рисованию портретов. Здесь и начался богатый красками этап жизни художника-портретиста Александра Шимова.

Городок на берегу реки Ишим

Воспоминания Александра Шимова несут много таинственности. Этот, казалось бы, открытый и своеобразный человек хранит в себе много интересных историй, которые, как сказал он с улыбкой, лучше не знать. Но зато с большой охотой рассказал о своих путешествиях. Мне остается только удивляться решимости и независимости этого волевого мужчины. Художник запросто, если ему наскучила повседневность, шел на вокзал и брал билет на ближайшее время. Так он побывал во многих городах, где творил и учился у опытных, хоть и не ставших известными, художников. Говорит, трудновато было только в Одессе. Не приняли. И вот в очередной раз, оказавшись на вокзале, он взял билет в Петропавловск. Сойдя с перрона, Александр ощутил знакомое чувство, которое когда-то настигло его во время отпуска в Алматы. Он понял: вот он город его мечты, город, в котором он хочет жить и работать, - Петропавловск. И не передать словами ту картину, что предстала перед ним - это богатство образов казахских просторов и русских берез. Как сейчас вспоминает мой собеседник, он назвал тогда Петропавловск местом для творческого раздолья. И оказался прав. И так вся семья Шимовых переехала жить в небольшой городок на берегу так полюбившейся художнику реки Ишим. 

О трудовых буднях

Среди большого количества его работ - пейзажи, натюрморты, жанровые картины, графика. Но основной жанр творчества А.Н. Шимова - портрет. Именно человек, его индивидуальность, уникальность являются средоточением творчества живописца. Герои его произведений - люди самого разного социального положения, возраста, внешности, интеллекта, характера. Это политики и служители церкви, выдающиеся деятели науки и культуры, врачи и герои войны, рабочие и сельские труженики, старики и молодые, бизнесмены и бомжи. Как художник-портретист Александр Шимов - своеобразный посредник между человеком и временем. Он чутко улавливает психологическую жизнь образа и создает не просто живописное полотно, а, проникая в тайники души, раскрывает судьбу человека, запечатлевает мгновение, в котором живет наш реальный современник. Человек интересует А. Шимова во всех проявлениях индивидуального бытия: его герои пребывают в радости и грусти, в спокойном раздумье и в тревоге ожидания. На его полотнах много детских и женских образов: чистых, обаятельных, проникновенных, прекрасных. Уважением и симпатией проникнуты портреты пожилых людей, проживших долгую трудную жизнь, но сохранивших доброту и любовь к окружающим.Особая мягкость, задушевность образов делает его работы глубоко национальными.

Все в картинах Александра несет в себе глубокий смысл. В них нет ничего случайного, ради внешнего эффекта. Выражение лица человека, его поза, жест, одежда, предметы интерьера в картине, ее колорит служат созданию образа, характеристике героя, передаче его внутреннего состояния.

Трудно передать словами тот уровень мастерства, которого достиг Александр Шимов. Художник просто творит чудеса. Своей волшебной кистью он заставляет глаза говорить, превращает краски в шелк, бархат, мех, дерево, золото, жемчуг... Его портреты живут.

Изображение на полотнах А. Шимова «дышит» такой подлинностью, что зрители перед картинами плачут и смеются, грустят и радуются, восхищаются и ужасаются. Такие портреты - плод не одного мастерства, но сердца, ума, души художника. Так может писать лишь человек с ранимой, впечатлительной, нервной душой, собственным сердцем чувствующий боль, страдание, радость каждого героя; человек мудрый, глубоко познавший жизнь, знающий цену всему: и любви, и счастью, и горю. Так может писать лишь патриот, всей душой любящий свой народ, свой город, свою страну. Пейзажная живопись мастера - трепетное признание Родине в любви. Его вдохновляет образ скромной, печальной, задушевной природы. В натюрмортах художник изображает предметы, не отделимые от нашей жизни, украшающие ее: книги, комнатные и полевые цветы, посуду.

Героиня его жизни

Со своей первой женой он прожил недолго, но ни о чем не жалеет. От брака у художника остался сын - его гордость. Глядя на него, живописец невольно вспоминает свои молодые годы, когда он без страха окунался в пучину приключений. В эту пучину он смог вернуться после развода. И так бы и жил волной праздника, пока не встретил ее.

Светлана тогда работала продавцом в самом обычном продуктовом магазине, невольно ставшим местом их ежедневных встреч. Уже тогда Александра неудержимо тянуло к этой красивой и сильной женщине. «Первоначально я еще не знал, насколько она сильна характером и духом, но уже тогда это почувствовал. Для меня она стала героиней из песни Пугачевой, именно она та актриса, что любила цветы», - делится теплыми воспоминаниями А. Шимов. К счастью, с любимым делом нашему художнику не пришлось расставаться, не пришлось бежать и продавать все свои кисти, а миллион роз варьировался лишь на букетах из 15 благородных бутонов. «Напористый молодой человек мне достался, - смеется Светлана, - и ухаживал он красиво. Я выбрала его и не жалею. Он мой герой. Мой Санечка».

Нам всегда была интересна жизнь ярких личностей, но почему-то всегда в тени остаются те, кому они благодарны за свои достижения. Александр с такой любовью и с таким уважением относится к Светлане, что ни одна мыльная опера не смогла бы передать весь спектр его чувств. И правда, Света-героиня. Люди творческие имеют такую черту, как непредсказуемость. Дорогие читательницы, подумайте, а смогли бы вы жить с таким человеком? Александр Николаевич только удивляется ее терпению. Несмотря на всю свою открытость и простодушие, художник считает себя сложным человеком, справиться с характером которого не каждой женщине под силу. В жизни Александра бывают моменты, когда он переживает творческие кризисы, считает себя бездарностью. И как вы думаете, кто вселяет в него уверенность в себя, кто способствует его очередным достижениям? Конечно, его муза и отрада - Светлана. Она первая, кто видит его работы, дает им оценку. Без ее одобрения из-под кисти Александра не вышла ни одна работа за последние 10 лет. Именно женщина вдохновляет мужчин на поступки, вспомните причину Троянской войны, дуэль Пушкина и Дантеса, Елену Прекрасную в добрых русских сказках. Но герой моей статьи поддается и суевериям. Никогда он не напишет портрет своей любимой женщины, нельзя. А Светлана и не хочет, говорит, что ей нравится, как он изображает людей, делает предметы мебели или декоративные поделки, и в полотне с ее изображением она не нуждается.

После встречи с этой интересной семьей я поняла, что главное - помнить: нет плохих или некрасивых людей, все зависит от того, как вы сами о них думаете. Каждый человек красив внутренне. Да и опытная рука художника, как правило, не подводит.

Беседовала Ольга СЕРАШ