В ГОСТЯХ У СКАЗКИ

Театр кукол - особый мир волшебства и загадок, возвращающий нас в далекое детство. Это сказка наяву, в которой оживают забавные зверюшки, герои книг и мультфильмов, показывающие смешные и занимательные истории. Но как же устроен этот мир, что за куклы и люди прячутся за ширмой? На эти и другие не менее интересные вопросы мы искали ответы в областном театре кукол, куда отправились накануне Международного дня кукольника.

Театр приглашает всех!

Недавно наш североказахстанский театр кукол отпраздновал свое 25-летие. А первый театральный сезон в девяностые годы был открыт спектаклем по мотивам сказки А. Милна «Винни-Пух и все, все, все». С тех пор было показано множество самых разнообразных постановок - более 50, которые посмотрело больше миллиона зрителей! Одни из них еще остались, а другие исчезли с театральных подмостков. В настоящий момент в репертуаре около 34 спектаклей. Каждый год появляется и несколько новых - без этого никуда. Но творческому коллективу театра, в котором собраны настоящие мастера своего дела (почти у каждого за плечами большой стаж), делать это нетрудно, а интересно.

«Удивительно, но огромной популярностью на протяжении многих лет у детишек пользуется спектакль «Машенька и медведь». Казалось бы, очень простой сюжет, несложное исполнение. Но этим, наверное, он и берет. Да и в целом, самыми ходовыми являются постановки по сказкам, знакомым с детства: «Репка», «Золушка», «Снежная королева» и другие», - отмечает актер театра Сапар Мапенов.

Да и вообще вся деятельность театра кукол строится вокруг детства. Ведь любой человек, вне зависимости от возраста, окунувшись в этот сказочный мир, вновь попадает в эту счастливую пору. И угадайте, кто внимательней всего смотрит за ходом спектакля? Конечно, взрослые. Да и сам мир детства глядит на нас глазами кукольных героев. Он манит, чарует своей безмятежностью! Люди, увидевшие спектакль однажды, приходят сюда снова и снова, ведя за ручку уже подрастающее поколение. И свидетельств тому - великое множество, спросите у актеров!

Но театр кукол - это не только развлечение, это искусство и воспитание. Причем, нравственно-духовной стороне уделяется большое значение. В игровой манере, ненавязчиво малыши знакомятся со сказочным миром, в котором существует добро и зло, правда и ложь, дружба и предательство. Научившись различать эти понятия, ребята делают верный выбор и в реальной жизни. Ярким примером может служить спектакль «Волшебная конфета». В этой истории о человеческих взаимоотношениях подробно раскрывается тема трусости, которая приводит к самым настоящим неприятностям. Но, пройдя через все испытания, помогая другим, главный герой изменяется в лучшую сторону. Другие сказки тоже несут в себе определенную мораль: уважать старших, ценить дружбу, бороться с собственными пороками. Иначе говоря, они учат детей думать.

«В конце спектакля «Сказка мудрого Аяза» мы с ребятами вместе повторяем: «Раз! Два! Три! Четыре! Дружба всех сильнее в мире!», и им это нравится. Дети понимают, что дружба - это прекрасно», - говорит руководитель актерской труппы Наталья Гузеева.

Кстати, на подмостках областного театра кукол можно увидеть постановки, отличающиеся не только содержанием, но и формой. В одних спектаклях задействованы только куклы, в других - куклы и актеры, а есть еще игра живым планом: на сцене только артист. Словом, актеры-кукольники - настоящие универсалы.

«Наш театр - первый шаг на пути к драматическому искусству. Полюбив «маленький» театр, позже дети стремятся открыть для себя и «большой», драматический. Приходите к нам, и вы сами это поймете!» - резюмирует С. Мапенов.

«То ли люди, то ли куклы…»

Ну а теперь отправимся к мастерам, в чьих руках зарождается жизнь кукол. Труд этот кропотливый, сложный, интересный. Но начинается он не сразу, а после того, как художник-постановщик нарисовал эскизы будущих героев, одобренные на художественном совете. И засучив рукава спецы бутафорского цеха берутся за работу: шить, клеить, собирать все воедино. Случайному человеку их разговоры между собой могут показаться странными и смешными.

«Вы не видели мое ухо? Глаза - у вас на столе? А руки и ноги, куда убрали? Вот так мы друг друга и спрашиваем каждый день. Кукла-то собирается по частям», - с улыбкой рассказывает заведующая бутафорским цехом Светлана Шкапенко.

Делают мастера самые разные виды кукол: перчаточные, планшеточные, тростевые и многие-многие другие, уделяя пристальное внимание любой детали.

Новый спектакль - новая кукла - так здесь принято, и к каждой нужен особый подход. Но своих секретов мастера не раскрывают, отмечая лишь, что труднее всего изготавливать голову персонажа. Ведь к ней приковано основное внимание, через нее идет общение со зрителями. Также стоит сказать, что перед работой над тем или иным персонажем в цехе внимательно знакомятся со сценарием спектакля: так глубже и лучше можно понять объект своего труда.

«Мы любим своих кукол. Иногда, конечно, устаешь, особенно когда герой очень долго «рождается». Но нам приятно видеть, как кукла, созданная нашими руками, работает на сцене и доносит до ребят разумное, светлое, вечное. Все персонажи очень дороги нам. Это же не конвейер - сделал и забыл. В них душу вкладываешь», - делится мыслями заведующая цехом. Полностью согласна со Светланой и художник-бутафор Камшат Сартай, которая не так давно пришла в театр кукол, но уже прониклась духом своей творческой профессии.

Кстати, старые куклы хранятся в специально отведенных местах, а некоторые из списанных, изменив свой облик, могут даже начать новую жизнь в новом спектакле.

Было бы неверным утверждать, что кукла приобретает окончательный облик в руках бутафора. Есть еще художник, который придает заготовке нужные цвета, механик, оживляющий куклу различными приспособлениями, модельер - создатель изящных штанишек и платьиц. А прическу тоже надо уложить! И это уже дело гримера-пастижера Сании Брылевой.

«Куклы - самые чуткие и понимающие артисты: никогда не пожалуются, если с прической или бородой что-то не так. Они стерпят все», - иронично замечает Сания Ханифовна.

И, действительно, смотришь на готовых кукол и ловишь себя на мысли: до чего же они похожи на людей.

За ширмой - свои нюансы

Понятное дело, кукла сама по себе ходить не будет - нужен верный друг и помощник - актер-кукольник. Он дарит ей душу, раскрывая образ и закладывая определенный характер. Здесь необходимо быть мастером. Плюс ко всему, работать приходится с детьми, а они, как известно, - зритель особый.

«Мы должны держать специальный темпо-ритм, чтобы не упустить внимание детей. Ведь если это произойдет, можно спокойно уходить со сцены. Малышей не обманешь плохой игрой - они тонко чувствуют любую фальшь. Если неинтересно - их не удержишь», - подчеркивает актер Андрей Зайцев.

Отдельный разговор - это взаимоотношения с вверенной тебе куклой, которая становится для актера не костюмом, не маской, а частью души. Каждый кукловод бережно относится к своему персонажу: следит за внешним видом, текущим состоянием - вдруг что-то неожиданно сломалось. Чтобы разобраться во внутреннем мире героя и наделить его нужным характером, актеры театра кукол внимательно изучают сценарий, обращая внимание на каждую мелочь. А иначе - нельзя, может выйти совсем не то, что задумывалось. Игра оттачивается и на постоянных репетициях. Кроме этого, актеру нужно «подогнать» куклу под себя - удостовериться, насколько удобно ею управлять, нет ли каких недочетов. Конечно, сразу все это выявить невозможно, нужно пройти проверку сценой, но без первоначального «подгона» - никуда.

«Куклы обладают своим неповторимым шармом. Только представьте, как они точно копируют движения, а если у них еще и подвижное лицо, то можно просто увидеть перед собой образ настоящего человека, который грустит или радуется. Куклы проживают на сцене полноценную жизнь, и мы вместе с ними», - говорит А. Зайцев.

Помимо «оживления» персонажа, актеру театра кукол необходимо знать и техническую сторону своего ремесла. Только подумайте, насколько это сложно управлять марионеткой, количество нитей на которой колеблется от десяти до сотни?! Или взять, к примеру, перчаточную куклу, казалось бы, что может быть проще? Но и она требует определенного подхода и знания «распальцовки».

А еще работа с куклами - это тяжелый физический труд, который зритель не замечает. Нужно действительно быть выносливым человеком, чтобы провести больше часа в полусогнутом состоянии, удерживая на вытянутой руке куклу, которая тоже имеет свой вес. Так и «зарабатываются» профессиональные травмы. К слову, в советское время актеры театра кукол приравнивались к артистам цирка и балета, уходя на пенсию, в сорок пять лет.

Но, несмотря на все нюансы своей профессии, Андрей не унывает, потому что искренне любит свое дело и детишек, которым он дарит целое море самого хорошего настроения. Эти же слова можно отнести и к остальным сотрудникам театра, которые вот уже 25 лет возвращают нам сказочное детство. И эти праздничные строки вам, дорогие кукольники! С праздником!

Дарите дальше сказки миру,

И помогайте всем мечтать.

Вы - наши добрые кумиры,

Даете шанс нам лучше стать!

Павел РОЩУПКИН